Живая Библия Марка Шагала

Культура

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась грандиозная выставка литографий мэтра авангарда XX века «Марк Шагал. La Bible».
Вернисаж представляет вниманию смолян 40 литографий, иллюстрирующих Библию, и 12 работ из серии «Окна Иерусалима» - эскизы витражей синагоги при медицинском центре в Иерусалиме.

- Книга книг всегда волновала Марка Шагала, он учился читать по Библии и всегда обращался к ней в самые тяжелые моменты своей жизни, - говорит куратор вернисажа Юлия Семенова. - Однако он никогда не считал себя человеком, выбравшим одну из религиозных конфессий: «Я не хожу в церковь, не соблюдаю постов. Моя молитва – мое творчество». Шагал предпочел живое общение с Богом, нашедшее выражение в его творчестве. В детстве маленький Марк часто обращался к Создателю с молитвой, которую придумал сам: «Господи, помоги найти мне свой путь, открыть свою душу, сделай меня самым непохожим на других. Я такой, какой я есть, и хочу найти себя…». Эта молитва была услышана.

Техника печатной графики привлекала художника еще в юности, но свою мечту он исполнил лишь в начале 20-х годов, освоив мастерство офорта и сухой кисти в Германии.

Впоследствии Марк Шагал писал: «Когда я брал литографский камень или доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я могу поместить на них все свои печали и радости. Можно неплохо рисовать, но не чувствовать пальцами самый нерв литографии, не говоря уже о том, что любой штрих гравюры должен выявлять всю ее специфику, не имеющую ничего общего с ремесленной ловкостью…».

Как родилась идея создания литографий, иллюстрирующих Книгу Книг?

В середине 20-х годов французский книгоиздатель Амбруаз Воллар предлагает Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Чтобы начать работу, художнику нужно было «прикоснуться сердцем» к тому, что спрятано за древними страницами. В 1931 году Шагал уезжает в Сирию. Его вдохновляют виды Египта и Палестины. В 30-х – 40-х годах Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию и текстам Исайи.

И только в 1946 году в графике Шагала появляется цвет. Первые цветные иллюстрации художник выполнил к сказкам «Тысяча и одна ночь», с головой погрузившись в буйство красок Востока. Литографии Библии менее яркие, но при этом более глубокие и одухотворенные, как и сам текст Ветхого Завета. Шагал не иллюстрирует древние иудейские писания. Кажется, что он медленно движется по Святой земле и, останавливаясь, делает зарисовки. Герои рисунков графика словно навеяны детскими воспоминаниями о родном Витебске. Длиннобородые старцы, женщины в длинных платьях и платках… И в то же время их образы исполнены подлинной библейской типичностью. Художник передает самые важные ветхозаветные сюжеты: Сотворение мира, Адам и Ева в раю, грехопадение, вручение скрижалей, заповеди Моисея, Авраам и Сара, приветствующие ангелов…

Яркие и праздничные литографии Шагала были отпечатаны при жизни мастера. Они до наивности просты и непосредственны: их словно рисует ребенок, иллюстрирующий взрослую книжку. Но с какой первозданной стихийной мощью исполнены эти линии и пятна художником, который смотрит на мир детскими глазами! Возможно, что именно с такой же радостью и озорством наш мир создавался Богом…

Основным лейтмотивом жизни и творчества Шагала была любовь к женщине – Белле Розенфельд, ушедшей из жизни в 1944 году. Именно поэтому авангардист уделяет столь большое внимание женским образам.

Его библейские героини воплощают собой жертвенную любовь, мученичество и героизм. Таковы Эсфирь, спасающая свой народ, Руфь – олицетворение верности и нравственного долга. Последние работы посвящены Иову – величайшему праведнику, который выдержал все испытания, присланные ему Богом.

Сложнейшая задача была выполнена. Ветхие страницы Библии ожили, ощутив прикосновение его кисти.

Посетители экспозиции (которая, кстати, создавалась на протяжении нескольких лет – все работы взяты на время из частных коллекции США и Парижа) смогут погрузиться в необыкновенный мир, созданный завораживающими работами мастера авангардной живописи. Каждая из литографий дополнена текстами, поясняющими изображенные сюжеты, что позволяет не только получить новые впечатления и эмоции, но и узнать о восприятии Марком Шагалом Священного Писания. В оформлении выставки использованы тексты из Библии Синодального перевода, а также цитаты из работ искусствоведа Натальи Апчинской – исследователя творчества авангардиста.

Выставка предоставлена «Арт-центром в Перинных рядах» (Санкт-Петербург).

Фоторепортаж с выставки смотрите здесь.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров