Тайна семьи Щекотовых

Культура

В коллекции Художественной галереи есть картина, над загадками которой уже долгие годы ломают голову искусствоведы. Речь о портрете смоленских купцов первой гильдии. Какие секреты хранит это произведение живописи, «РП» рассказала старший научный сотрудник этого отдела Смоленского музея-заповедника Дарья ИВАНОВА.

- К сожалению, в нашем собрании удивительно мало экспонатов, напрямую связанных с историей родного города. Но тем ценнее два изображения династии Щекотовых, живших в Смоленске. Более того, писал эти картины, вероятнее всего, наш земляк, - отмечает Дарья Александровна.
Эти портреты не отличаются выдающимися художественными достоинствами. Зато служат замечательным документальным источником: достоверно показывают известных людей прошлого и заставляют задуматься об их заслугах перед Смоленском. Кстати, признание этих добродетелей тоже нашло отображение в картинах.
Центральная фигура одного из портретов - глава семейства Яков Щекотов. На его груди в петлице на Аннинской ленте красуется медаль «В память Отечественной войны 1812 года», которой представителей купеческого сословия награждали за благотворительность: Яков Иванович жертвовал деньги на восстановление Смоленска после войны.
- К его заслугам можно добавить массу добрых дел, связанных с Успенским кафедральным собором. Например, в 40-е годы XIX века Щекотов выделял большие суммы на обустройство иконостаса и ризы для иконы Богоматери Одигитрии Смоленской, - рассказала Дарья Иванова. - Кстати, сохранилось интереснейшее письмо Якова Ивановича, в котором он просит у Смоленского и Дорогобужского епископа дозволения преподнести дар - средства на эту ризу.
В руках старейшего представителя Щекотовых – необычная книга. Расшифровкой ее содержания несколько лет назад занималась моя собеседница. Оказывается, на одной странице - глава из притчи царя Соломона, на другой - отрывок из его же песни. По некоторым данным, такой книги не существует. Вероятно, она была написана на картине по просьбе заказчика. Тем самым Яков Иванович завещал своим потомкам слушать наставления отца.
По правую руку от главы семейства - старший сын Яков Яковлевич, видный политический деятель, городской голова. При его активном участии в Смоленске открыли первый приют для детей-сирот. Сам же он жертвовал деньги на мебель, одежду, хозяйственные нужды и содержание его воспитанников. Название его награды говорит само за себя - «За полезное».
Даже оставив пост градоначальника, он активно участвовал в жизни любимого города и в знак большого доверия был избран церковным старостой.
Компанию взрослым на портрете составляют трое детей. Двое из них - внуки Якова Ивановича Павел и Яков.
- Не нужно быть большим специалистом, чтобы заметить: мальчиков и их дедушку писал непрофессиональный художник. Определенно он не получил академической выучки, не знал технических нюансов и курса анатомии. Достаточно посмотреть, как прорисованы складки на алой рубашке у самого младшего представителя семьи Щекотовых. Все здесь напоминает манеру написания икон, - считает Дарья Александровна. - Зато перед нами - честное изображение моделей, без прикрас и лести.
Другое дело - образы Якова Яковлевича и девочки. Вся левая часть портрета выполнена совершенно в другой стилистике, бросается в глаза иная светотеневая моделировка, придающая четкость их фигурам. Из-за этого искусствоведы уверены: этих людей писал художник более высокого уровня.
- К сожалению, определить имена живописцев или хотя бы их количество, невозможно. В XIX веке в провинциях работали целые артели, поэтому картины нередко были коллективными, - пояснила старший научный сотрудник галереи. – Остается неразгаданным и вопрос, почему второй художник вообще вторгается в произведение своего коллеги. Скорее всего, раньше холст был поврежден пожаром, левая часть картины сгорела, и портрет пришлось восстанавливать. Интересно, что на обороте картины есть подробный список всех изображенных моделей. Яков Яковлевич в нем значится, соответственно, его дорисовали вполне «легально».
Зато о девочке в форменном платье с зеленым воротником этого сказать никак нельзя. Кто она и почему помещена на «мужской» портрет - неизвестно. Возможно, это одна из учениц сиротского приюта, взятая Щекотовыми на воспитание.
Увидеть женскую моду, царившую в купеческой среде в первой половине XIX века, можно на соседнем полотне - на портрете супруги Якова Яковлевича Натальи Филатьевны (урожденная Боровикова) с тремя дочерьми, сыном и зятем.
Женщин считали визитной карточкой супруга и отца. Чтобы продемонстрировать благосостояние семьи, они носили богатые украшения: золотые цепочки, жемчужные ожерелья, переливающиеся блеском драгоценных камней серьги. Причем эти аксессуары могли даже не сочетаться между собой - действовал принцип «чем больше, тем лучше». Интересно, что наряды дам соответствуют даже не петербургской, а европейской моде 40-х годов XIX века. Это и отличает смолянок от барышень из купеческих семейств других губерний: к нам самые свежие веяния проникали даже быстрее, чем в Москву.
Именно поэтому прекрасная половина семейства Щекотовых облачена в платья с корсетами и откровенными декольте. Даже их прически поражают новизной: пышные высокие «коконы» уступили место аккуратным «пучкам» с небольшими локонами на висках. К слову, ярославские купчихи в эти же годы носили наряды, полностью закрывавшие плечи, а головы и вовсе прятали под платками.


Автор: Юлия Шенгур







Загрузка комментариев...
Читайте также
41 минуту назад
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjceC5M3

Tele2 удвоил список...
23.04.2024 15:15
«У нас нет другого пути — мы или сохранимся как общество, ка...
сегодня, 16:28
сегодня, 16:12
А еще ночью утром местами ляжет туман.
Новости партнеров