20 ноября на Малой сцене Смоленского драматического театра состоялась премьера моноспектакля «Дирижер» по пьесе драматурга Леона Агулянского. Постановка Виталия Барковского посвящена Маэстро Михаилу Кацу. Человеку, который смог услышать Бога и всей своей жизнью доказал его существование…
«Дирижер» изменит ваше представление о театре. Современный театр – это не «два прихлопа - три притопа» костюмированного комедийного шоу в стиле Рэя Куни с отточенными репликами, от которых хохотом взрывается зал. Его задача иная – разбудить мысли и чувства. В театр приходят с окровавленным сердцем, чутким к страданию незнакомого тебе человека и готовым сопереживать. Лишь тогда возможен катарсис – эмоциональный оргазм на культурном уровне, вызванный завораживающей и необъяснимой магией сценического действа. Моноспектакль – сложнейший жанр, в котором ставку делают на мастерство актера, его умение держать зал в напряжении целый час. Ты – один, лицом к лицу со зрителем и должен войти с ним в контакт на… физиологическом уровне! Сфальшивить и сжульничать не удастся. Тем более, когда ныряешь в глубины подсознания всемирно известного дирижера – Маэстро Миши Каца. Егор Деюн играет музыку – пластикой и словом. Разрывающую его изнутри «Кармен-сюиту» в аранжировке Родиона Щедрина.
«…Музыка не в нотах, она везде. Ею пропитаны капли дождя и вино, воздух и облака, лужи на асфальте и пляжный песок! Для нее нет пространства и времени! Она просто существует», - пишет Леон Агулянский. И он тысячу раз прав, потому что нет ничего сильнее музыки, звучащей в человеческой душе. Музыка есть Любовь. Любовь есть Бог. И нет ничего труднее миссии человека, который взял на себя смелость приобщить обывателя к Богу посредством музыки. Каждый день пробиваться сквозь стену непонимания, приносить себя в жертву ради того, чтобы в глазах «мороженого окуня» - мещанина заискрилась искра Божия… Вести сложный внутренний монолог, как женщину, обнимать виолончель. Герой Егора Деюна иначе не может, как не способен жить по другому и его прототип – Михаил Кац. Дирижер без оркестра, странствующий по миру в вечных поисках божественного начала…
На вопрос, понравился ли спектакль автору, драматург Леон Агулянский ответил следующее:
- Нет смысла говорить нечестно. Для меня самое главное, что история состоялась и воспринимается мной, как зрителем, на уровне подсознания. Мое видение постановки изначально было иным, потому что структура пьесы базируется на обширных эмоциональных речевых проявлениях. Однако спектаклю Виталия Барковского присуща внешняя сдержанность в звучании текста, которая контрастирует с внутренним взрывом эмоций. Хороший вкус, хороший тон в режиссуре! Я надеюсь, что «Дирижер» выйдет на Большую сцену драматического театра. Конечно же, я понимаю, что наш совместный проект создан не для массового зрителя, у кого-то «Дирижер» может вызвать возмущение и протест. Но эта постановка удивительно проникновенная и дерзкая, она построена на конфронтации безликой массы социума и личности одаренного человека, для которого существует лишь один наркотик – музыка, и ему трудно найти понимание в окружающем его мире.
Егор Деюн - очень перспективный и фактурный молодой актер, взявший на себя смелость воплотить на сцене образ гениального дирижера Миши Каца, которому в декабре этого года исполнится 60. Роль на вырост, и я искренне желаю Егору найти в ней новые психологические нюансы и неожиданные личностные грани.
- У Егора Деюна получилось насытить зрителя богатейшим внутренним миром Маэстро, заставить на физическом уровне ощутить творческое чувствилище, - убежден режиссер Виталий Барковский