Педагогическая поэма

Культура

В Смоленске увидела свет уникальная книга «К свету» – сборник автобиографий учителей – просветителей начала XX века. Нет, не нынешних педагогов, ограниченных современным пониманием уничижительного слова «образованщина». Истинных энтузиастов и подвижников своего дела…

Наша страна совершила в XX веке колоссальный рывок. Цена этого титанического подвига оказалась такой же грандиозной. Нынешнюю мощь России создали учителя. Именно они проложили путь миллионам крестьянских детей к знаниям и культуре, стали создателями нации…

Их унижали, ставили на колени, а они упорно стремились к свету. Из материальной бедности и духовной нищеты – к просвещению!

Автобиография как изящный жанр русской словесности

- Книга «К свету» (библиотека журнала «Край Смоленский») - это, как ни парадоксально звучит, собрание автобиографий людей, которые не оставили заметного следа в истории, - говорит редактор автобиографических очерков минувшей эпохи Юрий Шорин. – Но именно этим она и уникальна! По форме – сборник документов, по сути – книга судеб, удивительно яркая и многогранная энциклопедия русской жизни конца XIX – начала XX веков. В наше время автобиография – формальный, скучный документ, в котором человек сухо излагает факты: родился, учился, работал… Ни чувств, ни впечатлений детства, ни деталей быта и обстоятельств жизни наши автобиографии не предполагают. Строгая бюрократическая форма диктует выхолощенное содержание – эпоха формализма не только отчуждает человека от человека, но и человека от самого себя…

Интересно, что большинство содержащихся в книге автобиографий были написаны людьми, подавшими заявления в Смоленский учительский институт. Необходимость сочинения - рассказа о самом себе пробудила в простых людях дар мемуаристов, исследователей, талантливых бытописателей! Они рассказывали не только о себе, но и о своем времени, в котором росли, радовались и страдали. Эти автобиографии написаны в 1916-1918 годах – переломной эпохи в истории нашей страны. В своих жизнеописаниях авторы сохранили для нас восприятие старой России, и сегодня она предстает как затонувшая Атлантида, и как же интересно взглянуть на нее их глазами, почувствовать этот затерянный мир через души и сердца его современников.

«К свету» - это настоящая педагогическая поэма! Путь к просвещению у выходцев из народных низов был потрясающим по своему драматизму – к образованию в то время люди стремились, как к свету. Оно давало возможность не просто «выбиться в люди», но и стать самостоятельно мыслящей личностью. ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ! Их путь из тьмы невежества и растворенности в толпе личностного начала был поистине героическим и эпическим.

44 автобиографии смоленских интеллигентов содержат массу ценных и разнообразных сведений об учебном процессе, педагогах, отношении к учебе и книгам. География представленных жизнеописаний широка, хотя большинство авторов родились и выросли в Смоленской губернии. Вы познакомитесь с уроженцами Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбурга, молодыми учителями из Калужской, Костромской, Сувалкской и Орловской губерний.

Представленные в сборнике документы хранятся в Государственном архиве Смоленской области. Составитель также поместил в сборник приложения к двум автобиографиям, имеющим самостоятельную историческую ценность. Так, например, к автобиографии Н.М. Федорова приложен отзыв о его научной работе Александра Булгакова – известного русского богослова, отца писателя Михаила Булгакова.

Казус истории. Не каждое городское самоуправление согласилось поддержать открытие в Смоленске учительского института!

Далеко не все городские самоуправления согласились материально поддержать открытие в Смоленске учительского института. Смоленская городская дума назначила ежегодное пособие в размере 200 рублей, Ельнинская – 25 руб., Поречская и Сычевская - по 100 руб., всего – 425 руб.; в таком же размере предполагалось пособие от губернского земства. Из уездных земств откликнулось только Смоленское, выделив 200 рублей. Таким образом, учительский институт мог рассчитывать всего (!) на 1050 рублей.

Впоследствии изъявили готовность финансировать новое учебное заведение городские самоуправления Дорогобужа, Вязьмы, Красного и Духовщины. Смоленская дума увеличила площадь выделяемой под институт земли до одной десятины и размер ежегодного пособия до 1000 рублей. Земства, за исключением губернского и Смоленского уездного, предпочли… остаться в стороне.

Среди первых преподавателей Смоленского учительского института, было немало выпускников Московского университета: математика - С.В. Воронин, история и география - С.А. Покровский, естествознание и физика – М.И. Тверитинов, русский язык – С.Н. Ильинский.

Учительский институт и городское училище при нем разрешено было открыть 1 июля 1912 года. Через два года это учебное заведение стало именоваться «Смоленский учительский институт, учрежденный в память 100-летия Отечественной войны».

Курс обучения установили трехлетний. В институт принимались молодые люди всех званий и сословий, православного вероисповедания, «здорового телосложения и хорошей нравственности» в возрасте от 16 лет и старше.

Первые приемные испытания проходили с 23 по 29 октября 1912 года. Всего было подано более 200 прошений, к приемным испытаниям допущено 134 человека. Поступающие держали экзамен по предметам: закон Божий, русский язык, арифметика и геометрия, история, география, естествоведение и физика. Удовлетворительно сдали экзамены 45 человек, но по плану были зачислены только 30 из них. Большинство поступивших уже успели поработать учителями начальных училищ; они были разного возраста – от 18 до 30 лет. Среди них представители крестьянского сословия составляли примерно 67 процентов, мещанского – 27, дворянского – 3 процента.

5 ноября 1912 года состоялось официальное открытие и освящение института, который располагался на Малой Одигитриевской улице и занимал часть особняка купца П.Ф. Ланина.

Воспитанники института происходили, за очень небольшим исключением, из бедных семей. Большинство – бывшие учителя начальных училищ. Поступая в институт, они увольнялись с работы и оставались без учительского жалованья, составлявшего примерно 360 рублей в год, а часто и без квартиры с отоплением. Вместо этого они, в лучшем случае, получали стипендию – около 167 рублей в год. Стипендию получали только 2\3 учащихся. Остальные должны были жить за свой счет и вносить плату за обучение в размере 30 рублей в год. Почти все испытывали большие лишения.

3 мая 1915 года состоялся первый выпуск специалистов, окончивших полный курс Смоленского учительского института. Звание учителя высших начальных училищ получили 28 воспитанников, а 11 из них приобрели звание учителя рисования, черчения и чистописания. Восемь выпускников были награждены золотыми медалями, и один – серебряной.

В делах института сохранилась характеристика выпускника института, серебряного медалиста, Нила Никаноровича Петрова, 25-летнего крестьянского сына из деревни Немощеной Пречистенской волости Духовщинского уезда: «Ярко выраженный тип русского человека, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, Петров в этом отношении сохранил свою целостность и в стенах института и сохранит ее, очевидно, и в будущей своей деятельности. При ознакомлении с ним нельзя поддаваться первому впечатлению, которое не раскроет сразу богатых залежей как умственной, так и эмоциональной природы этого юноши. По мере возмужалости он сделается, несомненно, одним из выдающихся работников на культурной ниве, даже в качестве организатора, если не поддастся русской обломовщине. Некоторые уроки его были очень живы и даже оригинальны. Кроме того, особенно любит пение и музыку и мог бы их преподавать».

С 1 октября 1918 года Смоленский учительский институт был преобразован в Смоленский пединститут. Положение о преобразовании учительского института, принятое исполкомом Совета Западной Коммуны, вступило в силу 1 декабря 1918 года.

- Как родилась идея книги, и кто над ней работал?

- В процессе работы в журнале «Край Смоленский» мы совершенно случайно наткнулись на невероятно интересный вид документов – автобиографии начинающих педагогов, которые поступали в Смоленский учительский институт, - рассказывает Юрий Шорин. Составитель будущей книги, Леонид Степченков, показал мне эти документы, и мы загорелись идеей донести до потомков этих удивительных людей, блестяще владеющих слогом, их живые, поэтичные голоса. Мы почувствовали себя путешественниками во времени, потерпевшими кораблекрушение, которые бродят по берегу и собирают обломки – личные вещи, фотографии…

… Елена Королькова - коллега, краевед, друг и единомышленник. К сожалению, она не дожила до публикации сборника «К свету». Она была светлым человеком, и мы решили посвятить эту книгу Елене Александровне…Над книгой также работали Наталья Мицюк, Юрий Яковлев, Елена Лаврухина и Элико Долидзе (верстка).

Я верю, что эта книга, в которой звучат живые голоса истории, станет ниточкой, которая свяжет нас с удивительным прошлым, без которого нет будущего.

Педагоги эпохи. Любили, молились, курили и – голодали…

- Книга «К свету» кому-то может показаться в корне неправильной, - призналась заслуженная артистка России Людмила Лисюкова. – Да что там неправильной, просто из рук вон! Педагоги маются, простите, ерундой: какие-то елки описывают, сугробы… Ребенок не может уследить за цыплятами, и его ругает отец…

Какое отношение эти незначительные мелочи имеют к профессии педагога? Автобиографии так не пишут! Извините, не соглашусь. Из таких жемчужинок и складывается творческая профессия, формируется личность УЧИТЕЛЯ! Эти люди, честь им и хвала, и светлая память, не боялись признаться, что чего-то не понимают или не видят так, как положено. Они вместе с учениками готовы познавать мир! Каждая автобиография – поэзия… Скажите, а много ли среди нынешних учителей поэтов? Ребенок с ужасом спрашивает: «Я пропустил урок. Что делать?!» - «Это твои проблемы», - говорит школьный педагог. Разве подобное было возможно 100 лет назад?!!

Иоанн Березкин, священник села Зверовичи Краснинского уезда Смоленской губернии.

«Из одной, читанной мной когда-то критической статьи, память удержала такую мысль относительно автобиографии: «Всякий человек может создать, по крайней мере, одно интересное литературное произведение – собственную автобиографию». Условность этой мысли приходиться проверить на деле мне при письме этих строк. Создать что-либо интересное вообще – зависит не от формы или цели произведения, а исключительно от дарований автора. Однако указываемая слишком специальная цель затрудняет дело составления, заставляя втискивать жизненный материал в официальную деловую форму».

Екатерина Андрусевская, учительница Андросовского начального училища Краснинского уезда Смоленской губернии. Родилась 20 ноября 1892 года.

«…одухотворяющего эта школа вовсе ничего не вносила. Преподавательницы, лица суровые и злые, во власти школьной программы боялись отступить от программного преподавания. Поэтому живые предметы под давлением схоластических приемов теряли свое должное воспитывающее влияние. Всякое объяснение часто давалось некорректными педагогическими приемами.

Никогда не изгладится из моей памяти случай, оскорблявший мое религиозное чувство. Помню, ученица, читая отрывки из евангелия, неправильно произнесла слово с ударением. Я не ожидала того, что случилось спустя несколько секунд. Евангелие, очутясь без корешка, мигом из рук ученицы полетело в угол, а ученица с синяком на лбу, вытащенная за руку, оказалась на коленях у стены. Грубее и ужасней таких поступков со стороны преподавателей я не встречала…

Таким путем в школе отмечались дети бедняков и дети более состоятельных лиц. Подобное отношение бессознательно вселяло среди учащихся разделение на козлов и овец. Сознание, что доступное для овец, немыслимо для козлов, укреплялось с особенной силой и прочностью, так что мысль двигаться и стать впереди потеряло всякую опору и смысл.

Как ни тяжело и как ни трудно приходилось переживать унижающие самолюбие поступки, приходилось мириться. Программа школы была пройдена, и курс окончен мною блестяще. Счастлива пора детства тем, что все пережитое забывается…».

Евгения Толчинская, бывшая учительница Мошевского начального училища Краснинского уезда Смоленской губернии, родившейся 18 января 1888 года.

«Бывали страшные морозы, вьюги, занесет все сугробами, страшно вылезти из комнаты, а поглядишь на дорогу – ползут маленькие человечки, ежеминутно утопая в снегу, иногда идут версты за три. Такая удивительная выносливость и такое желание учиться! Невольно почувствуешь уважение к этим маленьким людям. Они так не избалованны, так ценят те маленькие удовольствия, которые им иногда доставляешь, как, например, елка или бесплатные лотереи».

Анна Шершунова, учительница Стригинского земского училища Ельнинского уезда Смоленской губернии.

«…Это была самая веселая зима в моей жизни. Со мной в школе учился мой младший брат. Мы с ним были большими друзьями. Общество его товарищей было мне гораздо больше по духу, чем общество воспитанных городских девочек. На переменах и после занятий мы гурьбой бежали на озеро, катались на льду, делали морозлики и катались с горы на «ножах». Пробовали даже курить, для чего таскали из стен мох. Меня от курения всегда тошнило и болела голова, но я тщательно скрывала это от своих друзей и продолжала курить».

Георгий Горавнев, заведующий-учитель Балтутинского двухклассного училища Ельнинского уезда Смоленской губернии. 10 августа 1917 года.

«Живя всегда почти скудно на получаемое жалованье, стараешься, возможно чаще вращаться в учительском обществе, и среди них учишься лучшей постановке школы и более правильному ведению хозяйства, мизерные сбережения уходят на книги и разъезды. Читаешь все, что попадается под руки: газеты, книги, журналы, читаешь бессистемно и урывками. За литературой следить некогда, да и нельзя: почти целый день уроки и тетради, ежедневные просители и работа за всех и забота о школьном благосостоянии, а главное – полное отсутствие школьных библиотек и периодических изданий и к тому же собственная скудность содержания. А сколько волнуешься, печалишься и радуешься, словом, переживаешь за одни только экзамены? Не думаешь так о своих детях, как о чужих. И большинство учащих в заботе о детях народа не успевает создать собственной личной жизни и погибает, уступая дорогу другим борцам и двигателям. Сберегая народные деньги и живя только для народа, учитель всю жизнь остается полунищим и живет обыденной скудной будничной серой жизнью – в город ездит только по делам школы, а не для развлечения и собственного духовного развития.

Между тем, все в мире совершенствуется и прогрессируется. Все неудержимо стремится вперед, а человек должен еще больше прогрессироваться, и светочу народа – учителю надлежит занять подобающее место и совершенствоваться впереди всех».

Добавить к сказанному нечего.

P.S. Помощь смоленским краеведам в издании уникального издания «К свету» оказал заместитель директора по экономике и финансам филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Александр Школьников.

Сказано

Заслуженный артист России Николай Коншин:

- Дело, которое было сделано составителями этой книги, великое. Я перечитал сборник автобиографий и был поражен! Пришел, к прискорбию, к выводу, что геноцид русского народа состоялся на 90 процентов…


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров