Василиса против Наполеона

Культура

На кинофестивале «Золотой Феникс» смолянам показали фильм о Жанне Д,Арк из Сычевского уезда Василисе Кожиной.

- Я должен сразу предупредить: «Василиса» - не биографическая картина, - признался актер-режиссер Антон Сиверс, известный зрителю по фильмам «Качели», «Поцелуй бабочки и «Дом на обочине». - Конечно, мы старались придерживаться исторической достоверности, и в то же время, чтобы зритель не заскучал, вылепили… остросюжетную сказку для взрослых. А если серьезно, сделали добротный патриотический фильм о любви к Отечеству и  ближнему своему. Всегда интересно, когда отдельно взятая судьба переплетается с судьбами родины.
За время съемок наша команда настолько вжилась в эту историю, что нам стало казаться – надо же, побывали на настоящей войне! Невольно начали употреблять в речи обороты, что были в ходу 200 лет назад. Вот так я и определил для себя основной лейтмотив картины: «нет больше той любви, чем когда жизнь можешь положить за други своя!»  
-  Фильм о смолянке из Сычевского уезда, Василисе Кожиной. Почему же вы отказались от съемок на Смоленщине?
- Да мы по соседству с вами работали, в Пушкинских горах. Природа та же! Фильмы обычно редко снимают в тех местах, о которых идет речь, если съемки не связаны с конкретными архитектурными памятниками или с характерными природными особенностями. Вся наша команда из Петербурга, поэтому вполне естественно, что нам захотелось отправиться в экспедицию поближе к родным местам. Большая часть съемок фильма прошла в Ленинградской и Псковской областях.
Выезжали в Царское село и в деревню Бугрово Пушкиногорского района, а также развернули свои площадки в интерьерах местных музеев-усадеб - в основном, в Тригорском, на берегу реки Сороть в Псковской области. Некоторые эпизоды фильма  отсняли в окрестностях Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».  В кадр попал уникальный памятник архитектуры – церковь Вознесения Словущего близ деревеньки Теребени, построенная отцом Михаила Илларионовича Кутузова. В последний съемочный день обосновались в Михайловском замке, изображавшем Вильно, в котором 22 июня 1812 года российский государь принял известие о начале войны с Наполеоном. Хотелось максимально точно передать атмосферу XIX века!
- Говорят, что ради достижения этой задачи  вы специально построили настоящую, а не бутафорскую деревню с кузницей, часовенкой и мостом!
- Пришлось изрядно потрудиться - таких деревень уже не найти, прежние технологии строительства ушли в далекое прошлое.
- Материалы, из которых выполнены избы, кажутся древними, обветшалыми. Как вы достигли такого эффекта?
- Художник работал, честь и слава ему! Я с малярной кисточкой не бегал, уж точно. Знаю только, что для постройки декораций использовались реально старые, посеревшие от времени срубы. От свежих спилов мы намеренно отказались. Правда, покрыть избы соломой, как это было принято в начале XIX века, не получилось. Пришлось заменить снопы на камышовые вязанки.  Эту задачу решили рабочие, которые сделали из камыша около трех тысяч таких вязанок.  Для нас была важна любая мелочь, даже если она находится на заднем плане.  
- Изначально задумывалось, что вы сумеете обойтись на съемочной площадке без  электрического освещения. Чтобы сохранить «живой» свет, вам даже пришлось заказать на петербуржском свечном заводике тысячу особых свечей с тремя фитилями…  
- К сожалению, в кинопроизводстве без искусственной подсветки кадра никак не обойтись. Но мы старались по минимуму использовать электричество, работали в условиях, приближенных к реалиям эпохи. Упор сделан на естественные источники света – свечу, костер, лучину, факел. Других-то источников света в то время не было.
- Зритель увидел Светлану Ходченкову в совершенно несвойственном для нее амплуа – простой крепостной крестьянки. Как вы сумели сделать из худенькой актрисы с модельной внешностью бой-бабу?
- Я счастлив, если мне действительно удалось добиться такого впечатления. Мы уже столкнулись с упреками критиков, которые почему-то считают, что Светлана совершенно не похожа на крестьянку. На мой взгляд, эти упреки несправедливые.  Свете роль удалась, потому что она  из тех актрис, которые умеют выстраивать свои роли самостоятельно, без минимальной помощи режиссера.  В начале фильма Ходченкова предстает шаловливой девчонкой, которая в финале превращается в лидера, ведет за собой целый отряд мужиков. Самое интересное, что эпизоды фильма снимались вперемешку, и с утра Светлане приходилось играть нежную, невинную барышню-крестьянку, а вечером быть бой-бабой и махать саблей. Очень сложная задача для актера!  
С Ходченковой легко работать. У смоленского фестиваля актерско-режиссерская концепция, и первая профессия, которой меня выучили в институте, было актерское мастерство. Я на всю жизнь запомнил слова мастеров, которые постоянно твердили, что актер должен быть теннисистом, готовым поймать брошенный ему мяч. В этом смысле Светлана идеальна - у нее нет духа противоречия, который иногда свойственен некоторым звездам: «Все сделаю сам, потому что я умнее режиссера!»  Она с легкостью ловит тот мяч, который ты ей кидаешь. Бывало, говоришь: « У нас один дубль уже есть, а давай все-таки попробуем сыграть по-другому?». Не успеваю закончить фразу, а она уже поняла!
- Когда выбирали актрису, стремились добиться портретного сходства?
- С чем? С единственным портретом работы Александра Смирнова, который вряд ли был написан в 1813 году с натуры?
- Есть мнение, что это – собирательный образ.
- Я предвижу, что в дальнейшем будут раздаваться и такие совершенно необоснованные упреки. Во-первых,  портрет – это не фотография, во-вторых, мы не ставили задачу снять биографический фильм о Василисе Кожиной, о которой мало что известно. Еще при жизни Василиса превратилась в легенду…  
- В фильме очень много батальных сцен. Ходченкова сама в них дралась, или  ее заменяли дублеры?
- Не помню, чтобы ее кто-то подменял. Света старалась работать без дублера.  
- Сабли в кадре – бутафория?
- У нас получилось что-то промежуточное между бутафорией и настоящим оружием. Чтобы не мучить актеров, заказали специальные облегченные сабли, выполненные из современных сплавов.  Когда снимали крупные планы, пользовались аутентичными музейными экспонатами. Ни один актер не пострадал – оружие было затуплено!
В съемках приняли участие замечательные каскадеры из Санкт-Петербурга. Я благодарен  постановщику трюков Сергею Головкину – актеру,  режиссеру,  члену Всемирной Академии каскадеров «Таурус». Под его началом в фильме работала целая команда самоотверженных парней – мастеров сценического сабельного боя и профессиональных всадников. Отчаянные ребята, которые могут залезть зимой в холодную воду и часами стоять в реке, если заставит нужда.  
- Злодея Блие играет французский актер Жером Кузан…
- Я искал его в Париже три дня! И это несмотря на то, что мы очень хорошо представляли, какой нужен персонаж - на кастинг по договоренности с актерскими агентствами  пришли неслучайные люди. «Попробовали» тридцать   человек, работая по десять часов в сутки. Рады были безумно, когда на пробы явился Жером, актер с пронзительными голубыми глазами и дьявольской усмешкой. Настоящий аристократичный сердцеед! Жером подкупил нас, признавшись, что играл в фильме по Достоевскому и обожает русскую классику. Удивительно, но Жером Кузан, обладающий замечательной фактурой и внешностью,  почти нигде не снимался.  Мне даже показалось, что он зажат, волнуется перед съемкой. На монтаже пересмотрел всю его роль и ахнул - француз сыграл великолепно!
- Покажете «Василису» во Франции?
- Нет. В наши планы не входит обижать французов!  
- Какой будет прокатная судьба вашей картины?
- 11 декабря «Василиса» выходит на экраны российских кинотеатров.  Сколько сделают копий, пока не знаю, но думаю, что наш фильм дойдет до широкого зрителя благодаря телеверсии. Вообще-то мы изначально задумали снимать сериал, но когда эти четыре серии стали ну очень добротными по количеству расходов, продюсеры решили сделать полнометражную картину. В результате получились два абсолютно разных фильма!
В телевизионном проекте раскрывается множество линий и тем, которых нет в большой «Василисе». Например, линия сестры нашей героини, Дарьи – у нее в сериале масштабная роль, а в картине ее присутствие дано намеками, беглыми мазками. Телефильм отличается от широкоформатной версии ритмом - ее можно спокойно смотреть за чашечкой кофе, изредка переключаясь на рекламу.
- Фамилия Сиверс – всемирно известная, потомки Сиверсов принадлежали к датскому графскому роду, чьи выходцы еще в конце XVII века переселились в Швецию, затем в Прибалтику и Россию. А вы случайно не дворянин?
- Я имею отношение к этому дворянскому роду-племени, только к какому,  до сих пор не выяснил – потомственных линий Сиверсов было очень много! Хотя в нашей семье есть генеалогическое древо, передающееся от отца к сыну, его вершки и корешки почему-то не хотят указывать на прославившихся в истории Сиверсов. Как мы ни пытались на них вырулить, пока ничего не получилось.  
Недавно мне написал краевед из деревни Ножкино Новгородской области и сообщил, что там есть усадьба Сиверсов. Самое интересное, что он оперирует именами-отчествами, а они очень похожи на те, которые были в нашем роду. Но прямых доказательств, что это мои Сиверы, нет. Какая-то мистика! Я же знаю, что наши предки жили в Севастополе. Совершенно непонятно, как они могли прописаться в Новгородской области?  Может быть, были настолько богаты, что сумели построить усадьбу настолько далеко от родных краев? Вопросов больше, чем ответов на них…
Когда-то меня занимали вопросы происхождения нашего рода, а потом, на каком-то жизненном этапе вся эта возня наскучила.  Мне кажется, что нужно жить настоящим и гордиться не предками, а детьми или своими личными успехами. Зачем кичиться достижениями предков, к которым ты, по большому счету, имеешь опосредованное отношение?  
Справка «РП»
Имя баронов Сиверсов появляется в истории России в 1704 году, когда приехавший из Голштинии в Шведскую Лифляндию Петер Вильгельм (Пётр Иванович) фон Сиверс поступил на русский флот капитаном. Через девять лет Петр I отправил его в Ревель для укомплектования английских кораблей, а позже он был назначен командиром Ревельского порта.
Карл Ефимович Сиверс (1710−1774) — обер-гофмаршал, генерал-поручик, барон, граф.
Карл Карлович Сиверс  (1772−1856) — российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии.
Егор Сиверс (1812−1833) — юнкер Лейб-Гвардии Уланского полка и сотоварищ Михаила Лермонтова по учёбе в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; считается, что лермонтовское стихотворение «В рядах стояли безмолвной толпой,//Когда хоронили мы друга…» -  отклик на смерть однокашника.
Александр Михайлович Сиверс (1868− 1931) - русский генерал, герой  Первой мировой войны.
Сампсон (Эдуард Сиверс, 1898—1979, иеросхимонах Русской православной церкви ), неоднократно подвергался арестам.
P.S. Не зря старалась художник по костюмам Ася Белова, немало сил потратившая на то, чтобы воссоздать на экране атмосферу XIX века! Ее труд был отмечен призом имени Сергея Коненкова – специальной наградой кинофестиваля «Золотой Феникс».
Выпуск подготовлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
Объявление в интернете о покупке билетов оказалось уловкой жуликов....
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
сегодня, 19:05
В рамках партпроекта «Чистая страна» активисты провели уборк...
Новости партнеров