Смоляне услышали джаз мирового уровня

Культура

В один из осенних вечеров филармония превратилась в своеобразную «мекку», куда стеклись все джазовые гурманы Смоленска. Повод был необыкновенно весом: не избалованный живыми джазовыми аккордами город посетил музыкант, который входит в элиту современной мировой музыки. Сергей Жилин, широкую известность которому принесло участие в телепроектах «Две звезды» и «Танцы со звездами», не только отыграл трехчасовой концерт, в который вошли совершенно новые композиции музыканта, но и дал интервью, в котором рассказал о рок-опере «Парфюмер» и о своих впечатлениях от игры дуэтом с Биллом Клинтоном.

Многоликий Жилин

Выступление Фонограф-джаз-квартета Сергея Жилина не имело ничего общего с чопорной сдержанностью концерта классической музыки. Граница между сценой и зрительным залом стерлась первыми же аккордами джазовых композиций. Подчеркнутая строгость, которую придавали музыкантам концертные костюмы и черные бабочки, прилипшие к белым воротничкам, улетучивалась по мере того, как джазовые мелодии и ритмы наполняли зал филармонии, раздувая складки портьер, струящихся вдоль стен концертного зала. Нескончаемые приливы и отливы джазовых импровизаций, то меланхолически пугливые и нежные, то шумные и агрессивно наглые, омывали зрительный зал, погружая публику в медитативное забытье. Слушатели тонули в струящихся джазовых руладах, созданных Оскаром Питерсоном, Александром Цфасманом, самим Жилиным. И если до выступления джаз-квартета в зрительской аудитории оставался кто-либо не определившийся в своих музыкальных предпочтениях, то концерт окончательно расставил все точки над i и склонил чашу весов в пользу джаза.

Концерты Жилина - это не только упоение джазом, но и неподражаемое действо, где музыкант проявляет себя и как актер, и как конферансье. Нестандартная, эксцентричная мимика Сергея Жилина отражала на себе все взлеты, переломы и затишья джазовых композиций: маэстро раздувал щеки, играл бровями, на короткие мгновения становясь похожим на чертика из табакерки. Несколько раз в течение концерта пианист вскакивал с кресла перед фортепиано и с озорной улыбкой отправлялся подыгрывать барабанщику на ударных. Один раз, когда соло барабанщика затянулось на несколько минут, Жилин попросту покинул сцену и скрылся за кулисами. Эксцентрика и озорство правили бал, органично вписываясь в общую картину концертного действа.

Сергей Жилин чувствовал себя как рыба в воде не только в музыкальной, но и в словесной стихии. Ведущий, музыковед, конферансье - все это ипостаси многоликого джазмена, репризы которого не раз высекали искры смеха в зрительном зале. Вот образчик жилинского юмора. Перед тем как объявить новую композицию, переложение «На тройке» Чайковского на джазовый лад, Жилин сказал: «Леня! Отложил в сторону щеточки и взял в руки настоящий инструмент - барабанные палочки. Даже две!»

Прививка классике

- Джазовые коллективы редко долетают до города в верховьях Днепра, и смоленская публика получает возможность услышать живьем джаз высокого уровня не чаще чем раз в полгода. Какую программу вы привезли, учитывая то, что публика неподготовленная?

- Я позволю себе с вами не согласиться: знаю много смоленских музыкантов, которые хорошо разбираются в джазе и понимают его. Мы уже имеем скромный опыт выступления перед смоленской публикой: в прошлом году в филармонии выступало Фонограф-джаз-трио, которое слушатели встретили очень тепло. На этот раз наша программа включает в себя несколько композиций из «Чайковский in jazz», из «Посвящения Оскару Питерсону». Кроме того, смоляне станут первыми, кто услышит композиции, которые войдут в новый альбом «Мамба-джаз».

- Не вызывают ли ваши творческие эксперименты с Чайковским отторжение среди поклонников классической музыки?

- Ярые поклонники классики протестуют против того, чтобы рука джаза прикасалась к «святыне», а музыкальные критики не понимают, зачем перекладывать классику в джазовые формы, если есть много собственно джазовых композиций. Я отдаю себе отчет, зачем мы ставим такие эксперименты. Это делается для того, чтобы популяризировать отечественную музыку, богатую мелодиями, которые обретают новый облик в джазовой аранжировке. В ближайшем будущем мы собираемся сделать джазовую прививку академической музыке Мусоргского, Глинки и, может быть, Рахманинова.

- Легко ли классика поддается джазовой переработке?

- Законы музыкальной гармонии едины как для классики, так и для джаза. Поэтому никаких особых трудностей при джазовой аранжировке не возникает. Единственная сложность - уложить гладкие формы классической мелодии в квадратности джазовой импровизации. Над этим приходится работать и многое видоизменять.

- Как вам игралось с Биллом Клинтоном?

- О совместном музицировании во время торжественного приема в честь визита президента США в Россию я оповещен не был. Павел Овсянников, художественный руководитель Президентского оркестра РФ, втайне от меня подготовил саксофон «в кустах», на котором Клинтон в середине вечера сыграл под мой аккомпанемент две пьесы, продемонстрировав уровень среднего музыкального образования. Я очень сильно волновался. Тональность, в которой играл Билл Клинтон, была для меня непривычной, но я сумел к ней подстроиться. Впечатления от этого импровизированного дуэта остались незабываемые.

- В каких крупных музыкальных проектах вы принимали участие в последнее время?

- Одним из самых ярких последних событий в моей музыкальной биографии стала рок-опера Игоря Демарина по мотивам романа Патрика Зюскинда «Парфюмер». Я выступал в качестве музыкального руководителя и главного дирижера. У меня сложилось противоречивое отношение к «Парфюмеру». Книга и фильм вызывают в душе чувство омерзения, однако опера Игоря Демарина оставляет светлые впечатления. Премьера рок-оперы имела шумный успех.

- Ваша жизнь - это только упоение джазом? Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Я руковожу несколькими музыкальными коллективами и, как правило, нахожусь на работе с 9 утра до 10 вечера. И поверьте, мне есть чем заняться. Свободное время провожу в бассейне или фитнес-клубе, иногда играю в футбол, баскетбол или волейбол.

После концерта Сергей Жилин обратил внимание публики на то, что год назад джазовый десант в Смоленск состоял из трех музыкантов, в этом году он увеличился до масштаба квартета. В следующем году, пообещал Жилин, город на берегах Днепра услышит настоящий джаз-бэнд.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 15:57
ПАО «Дорогобуж» (входит в Группу «Акрон») и Правительство Смоленской...
сегодня, 15:53
Военный комиссар Демидовского района отметил, что каждый нас...
сегодня, 15:32
В региональном управлении капитального строительства рассказ...
сегодня, 14:54

Сегодня отмечается международный день памятников и исторических...

Новости партнеров