Спектакль о гибели души

Культура

Цензура упорно не пропускала «Маскарад» за нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардта, а также за крамольно-обличительное содержание нравов, царящих в высшем обществе. При жизни Лермонтова обличительная драма в стихах так и не была напечатана. И на подмостках также не ставилась. Вариант без купюр увидел свет лишь в 1873 году. Времена изменились, и «Маскарад» уже не мог оскорбить чувства вельмож до такой степени, как прежде. Детали стерлись, но главная мысль изменений не претерпела.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над главным героем лермонтовского «Маскарада» Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет его судить.

Пускай его душа преисполнена пороком («по-светски жить - по-волчьи выть»), но страшные и расчетливые поступки Арбенина по-своему величественны и поэтичны. Он ненавидит свет и не может допустить, чтобы замаскированные живые мертвецы получили повод смеяться над ним… Изгой Арбенин совершает поступок, достойный Демона, и низвергает себя в пропасть, проиграв в «карточной» игре с Богом.

Тема сложная, многогранная и полифоническая, и тем более приятно, что мы имеем возможность увидеть актуальный и ныне «Маскарад» на смоленской сцене.

- Драма «Маскарад» во многом близка лермонтовскому «Демону»: причина страданий Арбенина и Демона одна и та же - пустота и бесцельность одинокого существования, на которое они обрекли себя силой обстоятельств, протест против реалий действительности и презрение к светскому обществу, богоборчество, тема сверхчеловека, его гордыня. Последнее кажется мне наиболее важным: мы ставим спектакль о гибели человеческой души, - утверждает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виктор Прокопов.

Драма в стихах - крайне сложный сценический жанр. Именно на таком материале проверяется профессионализм актеров. Что ж, сегодня можно утверждать, что актеры драмтеатра сложный экзамен выдержали с честью. Блестяще, с внутренним надрывом, болью и горечью роль Арбенина сыграл Анатолий Бибекин, собственно, на великолепной игре Бибекина держится весь спектакль. Под стать Анатолию Ефимовичу потрясающе пронзительно играет и Вера Дуплий (безнадежно влюбленная в князя Звездича баронесса Штраль).

«Маскарад» воспринимается на одном дыхании, и антракт, зачастую спасающий уставшего от театральных длиннот и гиперусловности зрителя, кажется в данном случае совершенно неуместным. Оголенный нерв постановки, сумрачная музыка Альфреда Шнитке, продуманная сценография не нуждаются в вынужденных паузах. Зрителя завораживают поистине мистическое действо, свистопляска живых мертвецов в белых саванах, маскирующихся под людей из плоти и крови благодаря призрачной игре света…

Бытует мнение, что смоляне достаточно прохладно принимают драмы и трагедии, народ жаждет «хлеба и зрелищ», а посему век драм на смоленской сцене короток. Будем надеяться, что «Маскарад» переживет любую, даже самую развеселую, комедию.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 17:01
В тройке лидеров «коронавирусного» антирейтинга – Смоленск, ...
сегодня, 16:30
В преддверии Дня матери (отмечается в последнее воскресе...
сегодня, 16:02
Синоптики рассказали о погоде в регионе 28 ноября.
сегодня, 15:12
Кинотеатр "Современник" переживает не лучшие свои ...

Опрос

Если бы доходы вашего мужа (жены) позволили вам не работать, вы согласились бы стать домохозяйкой?


   Ответили: 55