Скромное обаяние прошлого

Культура

В Выставочном зале на улице Коненкова открылась ретроспективная выставка именитых российских фотохудожников. На экспозиции представлены работы из личных архивов фотографов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов необъятной России.

Ретроспекция - «давно прошедшее время», но, как показывает практика, срока давности у искусства нет: ракурс съемки натуры последних десятилетий прошлого века и начала нынешнего небезынтересен не только в плане ностальгического изучения бытовых подробностей ушедшего в песок прошлого, но и с эстетической точки зрения. Тем более что само понятие времени в искусстве условно и его границы размыты. Так, фото, снятые в 1958 году, можно весьма успешно «реанимировать», сколлажировав композицию в цвете (серия Галины Москалевой «Обаяние 50-х») и тем самым придав фотографии сюрреалистический оттенок.

Тесный союз художника и машины особого восторга не вызывает: сегодня с помощью современных технологий творить замысловатые чудеса несложно. Серия урбанистических фотоизысков Андрея Чежина «Пространство Эшера», датированных 1999 годом, провоцирует утомленного возможностями фотошопа зрителя на ностальгическую улыбку «Они были первыми!». Однако в данном случае скептиков ждет жестокое разочарование: бездушная машина не помогала Чежину творить, он работал САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Очень странными показались работы Евгения Мохорева, «лирический герой» которого, если судить по ряду сюжетных черно-белых снимков, испытывает патологический интерес к рано сформировавшемуся полудетскому-полуженскому телу. Игра светотени на девичьих ребрах утомляет, и стряхнуть достаточно тягостное впечатление от пропитанных (в буквальном смысле!) феромонами композиций Мохорева помогает аура романтики, которой дышат воздушные работы Александра Якубовича из Нижнего Новогорода «52 поцелуя». Трогательные поцелуи с юмором, с нежностью и со слезой - хорошее лекарство от гипертрофированной искусственной сексуальности.

«Мы - электорат!» - с гордостью и пронзительной откровенно-стью заявляет Евгений Иванов. Работяги, студенты и прочий разношерстный народ оценивающе смотрит на тебя с откровенно плакатных снимков. Не безликая масса, а личности, составляющие это иноземное понятие - «электорат».

Мужчины тоже умеют плакать, и свидетельством тому служат «Мужские слезы» Юрия Павлова. Его гипнотическая серия портретов современников «профиль-анфас», слитых в галерею... слезами воды, струйками стекающей с лиц, болезненно тревожит душу.

Откровенно порадовал Евгений Канаев, ведущий «Тихую жизнь на Волге»: одна из страниц его провинциального дневника 90-х годов настроенчески и даже композиционно напоминает брейгелевских «Охотников на снегу». Хотя это всего лишь случайный снимок работяг с путающимися под ногами собаками, сделанный «навскидку». Однако каков поразительный эффект!

Впрочем, общее впечатление от выставки безрадостное - как от созерцания серого зимнего дня в давно немытом оконце. Видимо, сама наша жизнь, битые осколки которой оседают в архивах фотохудожников, именно такая. Серая, тревожная и неопределенно-туманная, как снимки Игоря Култышкина.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров