Искусство из подвала

Культура

Как Владимир Зайцев ТЮЗ сохранил, заставил прослезиться Олега Табакова и до Высоцкого дошел.

В феврале ТЮЗ дал долгожданный спектакль - «Поющего поросенка» по пьесе Сергея Козлова маленькие зрители ждали... два с лишним года. Однако полный аншлаг стоил художественному руководителю театра Владимиру Зайцеву нескольких лет жизни. Чтобы тюзовский «поросенок» запел, его режиссеру понадобилось пройти не один десяток унизительных километров «по инстанциям и лицам».

800 тысяч рублей на капремонт

- До ноября прошлого года ситуация в ТЮЗе принимала катастрофический характер: нас то и дело заливало водой, да и проводка пришла в полную негодность, - говорит Владимир Зайцев. - Все началось два года назад с бытовой аварии: из строя вышел электросчетчик, и ТЮЗ впервые за 20 лет обесточили. Да еще и потребовали новую проектную документацию. Пришлось обойти все существующие в Смоленске проектные структуры. Без толку: стоимость проекта на снабжение ТЮЗа электричеством оценили в 100 - 200 тыс. рублей, а у меня в кармане ни копейки. Все-таки нашел организацию, где сделали сметную и проектную документацию вне плана и вне очереди, даром что председатель горсовета Сергей Лебедев обещал помочь. Год прошел, но денег мне так и не выделили. Втихаря пару раз подключался к электросети, несколько спектаклей дал - ну как я могу отказать детишкам? Потом поступило предложение: играйте в танцзале «Молодость». Там свет, аппаратура. По всему городу разнесли пригласительные. Заговорили: «ТЮЗ-ТЮЗ!!!» Четыре спектакля дали в «Молодости». Первые постановки прошли худо-бедно, а на четвертую было продано... всего два билета. В результате в прошлом году мы ни одного спектакля не сыграли. Актеры покинули труппу, я и сам уже собрался уходить. Удержали костюмы, декорации - я ж своими руками все это добро изготовил! К счастью, депутат городского Совета Алексей Владимирович Казаков проявил участие к проблемам ТЮЗа, и дело сдвинулось с мертвой точки - горсовет выделил 800 тыс. рублей на ремонт театра. Я до сих пор не могу поверить в это, потому что многие депутаты были категорически против выделения средств на капремонт ТЮЗа...

Кроме Казакова, никто палец о палец не ударил. Самое страшное, что и наши власти Театр юного зрителя и его проблемы не волнуют. Где я только не был! Какие кабинеты не навещал! Ни-кто не помог. Говорили: «Все для ТЮЗа сделаем!» А ведь и 100 рублей не дали... Между тем репертуар у нас большой, в резерве ТЮЗа не менее

13 спектаклей - «Кот в сапогах», «Снежная королева», «Емелино счастье», «Поющий поросенок», «Малыш и Карлсон»... Есть и спектакль для взрослых - «Варшавский набат». Да вот беда: из-за простоя актеры разбежались, многие спектакли зависли, и теперь, чтобы их оживить, придется вводы новых актеров делать. А когда-то в ТЮЗе было пять профессиональных актеров. Одна радость: студенты актерского факультета института искусств обещали помочь с «Сестрицей Аленушкой»... Сто раз хотел одну пьесу поставить - «Размышления о «Молодой гвардии». Очень серьезный спектакль о предательстве и о любви. Теперь обязательно свои замыслы реализую.

С сентября начнем играть регулярно.

«Я набрался наглости и позвонил Высоцкому...»

- Есть у меня и повод для гордости. В 1971 году решили поставить спектакль по пьесе Р. Каугвера «Свой остров». Сюжет спектакля незатейливый: герои Каугвера не выдержали вступительных экзаменов в институт, махнули на «физику-лирику» рукой и отправились работать в шахту. Шахту на сцене изобразить нелегко, и я решился на отчаянный шаг - обратился с просьбой о помощи к народному художнику РСФСР Марту Фроловичу Китаеву. Известный театральный художник ответил тут же и в письме прислал... эскизы к постановке, подробнейшим образом изложив, как сделать декорации. Ну не чудо ли! Сейчас даже и представить себе не могу, чтобы деятель искусств такого уровня снизошел до непрофессионалов. До сих пор вспоминаю, как мы лепили декорации по эскизам Марта Китаева из... мусора: собирали всем миром старое тряпье, из которого по ночам на машинке строчили занавес. Из пенопласта резали «шахту» - городили театральный «огород» на сцене Клуба милиции из списанных столов.

В то время как раз театр «Современник» взялся за постановку «Своего острова». И я подумал: «Повезло один раз, может быть, повезет снова?» Набрался наглости и позвонил в Москву Владимиру Высоцкому:

«Я слышал, что Вы новые песни написали к спектаклю «Свой остров»? Дайте нам тексты этих песен!» - «Знаете, неудобно как-то... Я ж сочинил их специально для «Современника», а спектакль-то еще не вышел. Репетируем». - «Мы самодеятельный театр! Никто и не узнает...» - «Ладно, обратитесь к Табакову, скажите ему, что я ЛИЧНО разрешил Вам взять мои песни для использования в своей постановке - «Лирическую» и «Я не люблю». Мы пришли в неописуемый восторг и снарядили в Москву пробивную дивчину Тоню, и та сумела дойти аж до невероятно занятого завлита «Современника». Завлит передает ей песни Высоцкого, и в этот момент в кабинет входит... главный режиссер Олег Табаков! Насупился: «Что происходит? Кому это вы тексты отдаете?» Тоня давай объяснять, что приехала из Смоленска, представляет самодеятельный театр, что Высоцкий лично разрешил. Голосок дрожит, сама понимает, что несет несусветную чушь... Табаков как заорет на завлита: «Я вас уволю сейчас! Как вы смеете до премьеры распоряжаться драматургическим материалом!» А Тонька чуть не плачет, давай его убеждать, что мы - несерьезный театр, любительский, и нам позарез нужен Высоцкий... Табаков расчувствовался. «Ладно, - говорит, - отдайте ей песни, раз такое дело. Если народ в провинции до такой степени нуждается в искусстве, препятствий чинить не могу». И даже фонограмму Высоцкого подарил. Я позвал Александра Руина, и он эти песни напел под гитару. Нам удалось сделать спектакль, который был отмечен Министерством культуры, и коллективу вполне заслуженно присвоили звание народного театра.

Полный аншлаг!

- Открытие сезона у нас необычное получилось - в феврале, но что поделать?! Без казусов не обошлось и само открытие: накануне премьеры прорвало... канализацию. У меня чуть инфаркт не случился! Надо отменять спектакль, а все билеты проданы! Я на аншлаг и рассчитывать не смел... Звоню в аварийку - нет машины! Слава богу, руки-ноги есть, с проблемой справились сами. Народу - полным-полно, пришлось даже приставные стулья ставить. Сейчас в ТЮЗе меньше мест, чем было раньше. За счет перестройки зрительного зала в амфитеатре из

100 мест осталось 73. Если стулья поставить, получится 80 мест. Но поймите мою радость - театр в подвальчике стал словно картинка: в фойе сделали евроремонт, и туалеты, в которые я сам боялся заходить, теперь на уровне - современная сантехника, блеск никеля и европейский дизайн. Думаю, ребята и их родители будут довольны!

И даже зверью нашему перемены по душе. Попугай, красавец Хорошка, радуется, желает всем «Доб-р-р-р-ое утро!». И даже его дружок, зеленый попка-кусака, который в два счета деревяшку разгрызает, меньше кусаться стал - повеселел, общаясь с детишками. Забыл про капризы.

Как вырастить из оболтуса ученого

- Думаете, в 70-х было меньше проблемных пацанов? Ничего подобного! Всю свою жизнь трудных подростков с социального дна вызволял. Помню, как бутылки пустые по сцене катались! Спрашиваю у своих оболтусов: «Чего это Саша перестал на репетиции ходить?»

А тут мать Саши приходит, вся в синяках, плачет: «Он выпьет и начинает меня бить...» - «Ребята, надо идти искать Сашку!» Нашли. Спасли... Был в коллективе парнишка, с отчимом постоянно дрался, убегал из дома. Занятия в школе прогуливал, и его даже отчислять собрались. Мы с ног сбились, но вытащили парня из притона. Стал человеком: закончил школу, отслужил в армии, женился. Троих детей воспитал! Поделился однажды: «Мой бывший дружок из тюрьмы не вылезает, и я бы там сидел, если бы не ТЮЗ». Я уж даже и не знаю, как из таких сложных ребят личности выросли. Юра Зиновьев, Валера Котлов, Валя Матвеев актерами стали. Другие в науку подались: среди бывших тюзовцев пять кандидатов наук.

Огонь, вода и медные трубы

- Моя любовь к театру длится 35 лет, из них добрую половину пришлось бродяжничать, пока ТЮЗ не получил подвал на ул. Шевченко,78. Подвальное помещение жуткое, здесь ни один жилец так и не решился картошку или соленья-варенья хранить: старые трубы постоянно прорывало, кипяток по колено, и пар столбом... А мы от дури молодой умудрились гнилые коммуникации каким-то чудом залатать. Помню, в домоуправлении удивлялись, как это я сумел с водопроводной катавасией управиться: «Сюда четыре комиссии горисполкома приходили, и все без толку!» А я им: «Не комиссии надо было собирать, а дело делать...» Однажды к нам зашел суровый мужчина в костюме. Спросил: «Есть проблемы?» - «Кто бы ТЮЗу рублей 100 дал! Я б спектакль новый запустил». Он засмеялся. А через день выяснилось, что это был председатель Промышленного райисполкома Чумаков. Так 17 лет назад театру в первый раз помогли с ремонтом.

Живем без денег, но весело!

- Мы были одержимы сценой. Кто сейчас пойдет в актеры? Все хотят больших заработков, а мы всю жизнь с душой играли за

50 рублей. И художником в ТЮЗ сегодня за две тысячи никого не заманишь. Смеюсь, только смех этот горький. Вот и приходится всю жизнь лепить декорации из воздуха, ведь ни копеечки из бюджета ТЮЗу на эти нужды не идет. На свалке собираю разный мусор. Где фанерку подберу, где досточку... Аппаратура допотопная, прожекторы «наколлекционировал» еще по молодости. Так и живем. Без денег, но весело!








Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
40 минут назад
Мероприятие реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет»....
сегодня, 19:54
Объявление в интернете о покупке билетов оказалось уловкой жуликов....
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
Новости партнеров