Утраченные шедевры

Культура

Не все раны, нанесенные Великой Отечественной войной, смогло залечить время. Одна из таких незаживающих ран - судьба похищенных исторических и культурных ценностей. Потери смоленских хранилищ, опустошенных фашистами, исчисляются десятками тысяч экспонатов. Точные цифры до сих пор неизвестны. Только в последние годы научные сотрудники Смоленского музея-заповедника предприняли попытку составить перепись артефактов, потерянных в вихре войны. На данный момент выпущен Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны (в двух книгах). Здесь описаны 4711 артефактов, из которых 1514 экспонатов входили в коллекции М.К. Тенишевой, переданные в дар городу в 1911 году. В следующий том войдет еще пять тысяч предметов искусства.

Экспонаты спасали под огнем взрывов

В трудной обстановке эвакуации было много трагических моментов, когда только смелость и настойчивость музейных работников спасали исторические ценности. Одна из таких сложных ситуаций возникла 8 июля при отправке последнего груза из исторического отдела. Телега, груженная узлами, свертками, корзинами, в которых находились мелкие предметы, не успела переехать мост через Днепр, как рядом раздался взрыв. Лошадь шарахнулась в сторону. С воза посыпалась поклажа. Один узел развязался, и чарочки, новгородские гривны, монеты-чешуйки рассыпались по дороге и смешались с пылью...

Через мост сплошным потоком двигались машины, гнали скот, шли солдаты. Ефросинья Буркина (именно она возглавила эвакуацию музейных ценностей) кинулась к командиру, который вел солдат, умоляя его помочь собрать экспонаты. Она в отчаянии кричала, уговаривала, цеплялась за его руку. И он остановил двигающийся поток. Одних солдат поставил регулировать движение, другие выбирали из пыли музейное добро.

Позднее, пересчитывая в Горьком эвакуированные ценности, сотрудники-музейщики были потрясены: солдаты собрали все до единого предмета.

Топ-лист шедевров из коллекции М.К. Тенишевой, сохранившихся в Смоленском музее:

1. Покров с гробницы св. Ефрема, шелковая плащаница XVI века, вышитая в мастерских первой жены Ивана Грозного золотыми и серебряными нитями и украшенная жемчугом и бирюзой.

2. Уникальная картина Ивана Айвазовского «Зимний обоз в пути», представляющая собой образчик мастерства знаменитого мариниста в жанровой живописи.

3. Лицевое шитье из строгановских мастерских.

4. Икона Богоматери с Младенцем.

5. Две Библии и Евангелие, напечатанные Иваном Федоровым в г. Остроге.

Где искать следы коллекции Н.М. Пржевальского?

Смоленский естественно-исторический музей, основанный в 1908 году, был одним из старейших в стране.

В него вошли коллекции, собранные многими поколениями ученых: Н.М.Пржевальским, П.К.Козловым, Я.Я.Алексеевым, Г.Л.Граве, В.В.Станчинским и др. В сложнейших условиях начала войны из него успели эвакуировать только два чучела. Вся остальная коллекция и учетная документация были разграблены.

В ноябре 1942 года из Зальцбурга в Смоленск приехал научный сотрудник музея «Haus der Natur» доктор Ханке. Он занимался изучением богатейших природоведческих материалов и, согласно документам, вывез в Зальцбург восемнадцать штук рогов, собранных Н.М.Пржевальским и принадлежавших редким животным. Скорее всего, в австрийском городе находится вся коллекция смоленского музея природы. На это указывают косвенные данные: после войны советские и американские офицеры обследовали Зальцбург и в одном из помещений музея нашли целую гору минералов, чучел, растений, помеченных русскими этикетками...

- Первые оценки потерь смоленских музеев относятся к 1945 году. По самым грубым подсчетам, не учитывающим исторической и художественной ценности экспоната, они составили более 19 млн. советских рублей, - говорит Валентина Склеенова, старший научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника. - Вопрос о реституции культурно-исторических ценностей был поставлен только в 1990 году, а приступили к работе по составлению списков только в 1992 году. В основе кропотливейшей работы смоленских музейщиков лежат учетные книги, которые Ефросинья Буркина спасла из архива довоенных музеев. Только они дают возможность составить более или менее полное представление о том, сколько же культурных ценностей разграбили в годы войны. Их количество колеблется в диапазоне от 30 до 50 тысяч экспонатов.

Эмаль Тенишевой в особняке Ива Сен-Лорана?

Особая история связана с дверями из американского ореха и клена, на которых изображен св. Георгий Победоносец. Они выполнены в самой древней и самой сложной технике - выемчатой эмали. Работая над созданием дверей, Тенишева открыла более 200 тонов эмали. Современники единодушно признавали, что тенишев-ское произведение стоит в одном ряду с выдающимися творениями эмальеров: надгробным образом Жофруа Плантагенета (музей Манса) и напрестольным образом в Клостернейбурге. Сейчас в Теремке экспонируется портал этих дверей, обнаруженный в Польше и возвращенный в Смоленск, а эмалевые створки с рисунком тончайшей работы затерялись где-то в Германии. Долгое время среди смоленских музейщиков ходила легенда, что тенишевская работа украшает особняк французского кутюрье Ива Сен-Лорана. Немецкий ученый Джеско Озер, исследователь коллекций смоленской княгини, пошел по следу утраченного шедевра и посетил виллу модельера. Однако горячие ожидания смоленских музейщиков не оправдались: Озер рассеял все домыслы, установив, что к утраченным коллекциям Тенишевой эти створки не имеют никакого отношения.

Мини-детектив с перестановкой дат

Работая над каталогом утраченных ценностей, сотрудники музея не без помощи Джеско Озера и коллег из департамента по сохранению культурных ценностей неожиданно обнаружили, что некоторые произведения искусства, которые числились пропавшими без вести, хранятся в Государственном историческом музее. Это три декоративных панно Сергея Малютина «У лукоморья дуб зеленый», «Баян» и «Городок», вырезанных из липы и украшенных росписью. Столичные музейщики, всегда щепетильно относящиеся к датировке, утверждают, что произведения искусства, хранившиеся в Смоленске, поступили в ГИМ в 1941 году. Этого не может быть, так как в 1943 году панно числилось в списке экспонатов, вывезенных из Смоленска штабом Альфреда Розенберга. Почему возникла путаница дат, еще предстоит разобраться.

Тенишевские коллекции пустили с молотка

На захваченных территориях фашисты производили хорошо организованный, отлаженный грабеж исторических и художественных ценностей, который отслеживал специально созданный оперативный штаб по изъятию и вывозу ценностей из эвакуированных районов СССР. В эту организацию под руководством Альфреда Розенберга входили около 350 профессиональных историков, книговедов, архивистов, музыкантов, искусствоведов.

По распоряжению немецких властей происходило настоящее разбазаривание музейных коллекций. Экспонаты выдавались для украшения оккупированных учреждений, кабинетов, рождественской распродажи. Сколько и какие экспонаты продали «специалисты» - мы не знаем, да и вряд ли когда установим.

Бюро штаба Розенберга вывезло из музея в г.Вильно пятьдесят ящиков с экспонатами Смоленского городского музея им. кн. Тенишевой. Из них 35 ящиков с экспонатами музея (фарфор, хрусталь, майолика, резьба, картины, статуи и пр.), одиннадцать ящиков с книгами и гравюрами и четыре ящика с иконами, к которым фашисты проявляли особый интерес и даже нумеровали ящики с иконописью римскими цифрами. В четыре ящика, отмеченных римскими цифрами, были упакованы одиннадцать икон XV - XVII вв., представлявших особую историческую ценность: «Покров Пресвятой Богородицы», «Восхождение Ильи-пророка на небо», «Спас на престоле», «Вход Господень в Иерусалим», «Страшный суд», «О тебе радуется», «Георгий Победоносец на коне», «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил».

Топ-лист утраченных шедевров:

1. Резной кипарисовый трехстворчатый складень XVI века.

2. Полутораметровая икона «Страшный суд», владимирское письмо, XVI в. 3. Икона апостола Павла, новгородское письмо, XV - XVI вв. 4. Скрипка альт неизвестного кремонского мастера (1667). 5. Балалайки, расписанные Сергеем Малютиным, Александром Головиным, Константином Коровиным и Марией Тенишевой. 6. Уникальное рукописное Евангелие 1496 - 1552 гг., выполненное на пергаменте и бумаге с живописными заставками.








Загрузка комментариев...
Читайте также
24 минуты назад
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров