Ледуховский и пустота

Культура

Игорь Голубев в роли ХлестаковаСпектакли Анатолия Ледуховского - это своего рода «лакмусовая бумага», сигнализирующая о наличии или отсутствии вкуса у зрителя.
Зритель, желающий бездумно развлечься, расслабиться и похохотать, на Ледуховского не пойдет, потому что в его спектакли нужно вглядываться, вслушиваться, читать между строк. В них нужно влюбиться, а это не так-то просто - «группа крови» должна быть та же. Нужно чувствовать так же, видеть, дышать, думать синхронно вместе с режиссером и актерами, которых направляет его уверенная чуткая рука к триумфу финальной сцены...
Ледуховский резок и неудобен, он НЕПРИВЫЧЕН для зрителя, привыкшего к «декорированным» постановкам и умирающим от скуки актерам, порой равнодушно произносящим, а не проживающим заученный текст. Текст с заранее расставленными паузами - где хихикнуть. Ледуховскому необходим другой зритель, который способен (и хочет) отдаться завораживающим созвучиям и диссонансам контрастного сценического пространства режиссера.
В противном случае в шершавую партитуру его вызывающе странных, хоть и адаптированных к провинциальному консерватизму спектаклей вплетется еще один режущий слух звук - стук сидений покидающих зал зрителей. Он не желает приспосабливаться и быть слащавым и всем приятным, он хочет одного - чтобы ЕГО не измученный умственной импотенцией зритель разглядел за кривляющейся маской мысль и всей кожей ощутил чувства, которые пронизывают пульсирующую ткань постановки. Ведь Ледуховский не вымучивает свои спектакли, он их играючи сочиняет, собирая, как из детского конструктора, сложную и запутанную комбинацию жизни на сцене. Той настоящей жизни, пронзительной, трогательной, сердечной, которая диаметрально противоположна высушенной бытом блеклой реальности. И при всем этом он смело балансирует на грани пошлости и угнетающей банальности. Вчитываясь в его спектакли, будто идешь по минному полю - боишься наткнуться на... пустоту. И действительно натыкаешься на пустоту - в своей душе, если она пуста.
Ледуховский развязно и нагло бросает публике вызов! Его «Ревизор» - своеобразная дуэль со зрителем. Быть может, дуэль сырая, местами непроработанная, созданная на базе прежних режиссерских находок и удач, еще не успевших превратиться в штампы. Но все же это вызов - бросить в провинцию красно-черно-белый спектакль с обнаженной художественной условностью и лишенный декораций. Вряд ли рояль, с легкостью заменяющий такую любимую Гоголем «птицу-тройку» и супружескую постель, черные мешки для мусора, набитые хламом и выполняющие функцию кресел, да и портрет самого Николая Васильевича можно назвать декорациями. Пространство... пусто. В абсолютно пустом, пугающе черном пространстве сцены мечутся люди-силуэты, отбрасывающие фантасмагорические тени.
А тени корчатся в безумном кошмарном танце, акцентируя внимание зрителя на идиотизме происходящего. Идиотизме родном и близком, смеяться над которым немножко страшно, потому что редко кто способен хохотать над собой, любимым. Оттого смех этот вымученный и горький, и в качестве диссонанса к редким кашляющим смешкам из зала особенно хорош пронзительный, вибрирующий и пошлый визг обожаемой любимицы публики Елизаветы Зимы. Ох и незавидна ее роль - затянуть себя в мышиный кринолин пошлой «бабы во власти». Она всего лишь одна из вереницы «баб» - жен VIP-персон, провинциальных теток, облаченных в серые одинаковые платья. И их высокопоставленные мужья в черном так же скучны, одинаковы и с легкостью готовы предаться самообману. Ведь не юродивый - бесхитростный и глупый Хлестаков (Игорь Голубев) - их дурачит, а собственная глупость! Исследователь творчества Гоголя Манн пишет, что «Хлестаков, как вода, принимает форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени».
Хлестаков не способен к продуманной, сознательной лжи. Он аферист поневоле, глупый неудачник. Чиновники отдают себе отчет в том, что он туп и путается во вранье, но высота вымышленного чина Хлестакова затмевает незавидные человеческие качества. К тому же характерные черты хлестаковщины присущи каждому из гротескных теней-людей. И городничий Сквозник-Дмухановский (Олег Кузьмищев) - всего лишь альтер-эго Хлестакова, с такой же душевной простотой и глупостью мечтающий о генеральском чине.

Многая лета вам, Николай Васильевич! Пройдет еще лет 200, и новый Ледуховский зажжет свечку перед Вашим портретом и «отслужит» разухабистый «молебен». Потому что и за две сотни лет в России ничего не изменится...

Что думают об увиденном смоляне:

«Жаль столько времени потерять впустую. Знал бы заранее, никогда б не пошел такую муть смотреть. Не трогает. Скучно, непонятно, да и смотреть не на что - сцена пустая. Тоже мне комедия - посмеяться не над чем...» - П.В. Романенков, инженер.

«Потрясающий спектакль! Мощный, сильный, проникновенный... Даже сожаление испытываешь, когда действо заканчивается. У нас вся семья под впечатлением осталась, целый вечер о Гоголе говорили, наговориться не могли». - Л.Н. Моисеева, учитель.

«На мой взгляд, отменная постановка. Необычная. А что, режиссер-то ведь «штучка» столичная! Единственный минус - напыщенность костюмов. Можно было бы и посовременней, чинуш в повседневное рубище вырядить. Гоголь бы от этого не пострадал, а спектакль стал еще актуальней». - Вера, студентка. 

Сколько стоит «Ревизор»?

Билеты на теплое местечко в первых рядах можно купить за 250, 200 и 180 рублей. Зал - от 100 до 120 рублей. «Пропуск» в ложу стоит 100 рублей, балкон - 80 рублей.

 
Осип. Просто Осип...

За плечами милого сердцу смолян актера Геннадия Черкашина долгий актерский путь - за свою жизнь он сыграл больше 300 ролей. «Все роли у меня разноплановые, и к каждой я отношусь как к ребенку. Бережно. Играть в театре - ни с чем не сравнимое удовольствие!» - признается Геннадий Александрович. Сегодня в «Ревизоре» мы увидели нового Геннадия Черкашина. Не лакея, не слугу. Он - Осип. Просто Осип. Человек из народа... Как сам Черкашин. 
Осип и Хлестаков

- Актер находится в центре репетиционного процесса... Каков, по мнению Геннадия Черкашина, новый «Ревизор»?
- Современный! Сегодня вы не увидите классику в «чистом» виде на подмостках Москвы или Санкт-Петербурга. Анатолий Ледуховский - режиссер актуальный. С ним интересно работать! И задумки у него интересные.
- А в чем интерес-то?
- Он необычный. Яркий. Я очень люблю «Ревизора» и третий раз в жизни играю в этом спектакле. Когда молодым был, играл Хлестакова в Донецке. В Кокчетаве - Городничего. Классика чистой воды. А теперь я слуга Хлестакова, Осип. Годы уже не те... А Хлестакова я слепил, ух! Хорошая, сильная работа была. Мой Осип - мудрый, пьющий, любящий своего хозяина, насколько это позволительно - любить такого стервеца! Человек из народа, а народ всегда прав.
- Постановка Гоголя за 150 с хвостиком лет не растеряла своей актуальности?
- Она узнаваема. Поэтому и современна! Сделано на века - на Руси хлестаковщина никогда не кончится. Хлестаков и лохотронщики - одного поля ягоды: как покупался народ на ложь в погоне за наживой, так и покупается. В каком бы ранге русский человек ни был - хоть ты губернатор или городской голова, а хоть и самая что ни на есть мелкая сошка, все равно попадает в ловушку, наступает на одни и те же грабли! Богат на мошенников наш талантливый народ...
- Как актерам работается с Ледуховским?
- Он относится к нам очень бережно. Ледуховский идет от актера, выстраивая свою задумку, и заставляет нас придумывать структуру образа, облекая его в плоть и кровь. Он не навязывает свои идеи. Наоборот, с азартом, с ловкостью фокусника подбрасывает их нам. Маночки дает наводящими вопросами или подсказкой... Умело расставляет приманки! Лично я получил огромное удовольствие от работы. С Ледуховским мне уже доводилось работать - в спектакле «Три-сес-Тры» я сыграл доктора. Достаточно авангардный спектакль, и «Ревизор» будет таким же!
- В спектакле занято 22 актера. Практически вся труппа... 
- Да. Нас едва хватило!
- А есть роль, которую вы никогда не согласитесь сыграть?
- Нет такой роли. Я острохарактерный актер, мне интересно абсолютно все. За любую роль возьмусь с радостью и с удовольствием. Дай бог, чтоб давали!
- Вы не только актер, но и знатный садовод-огородник... 
- Люблю это дело. В прошлом году в «рабочепутейском» конкурсе на звание «Лучший виноградарь Смоленщины» участвовал, третье место занял! Виноград развожу - и он растет как на дрожжах! Правда, ему трудно вызревать в наших условиях, не каждый раз лето бывает жарким. А еще успешно культивировал семь сортов алычи.
- Помимо винограда, какое еще есть хобби у известного актера?
- Я строитель, дом построил своими руками. Не поверите, даже палец потерял! Когда есть время, люблю ходить за грибами. Лес люблю безумно, да вечно времени не хватает. А жаль. Актеры как были бедняками, так и остались. Чтобы хоть одну лишнюю копеечку заработать, приходится вертеться. По школам хожу, читаю поэтические программы для школьников старших классов - «Алые паруса, или Сказки для взрослых» и «Россияв XX веке». Сколько в Смоленске живу (15 лет), столько и читаю... Меня в школах знают, любят и ждут.
 

Анастасия Петракова.








Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
Новости партнеров