Секретная миссия детали

Культура

Темпы современной жизни стремительны, они заставляют зрителя общаться с Искусством на бегу. В результате из поля зрения выпадает масса занятных мелочей и деталей.
Впрочем, отсутствие возможности солировать на картине не лишает мельчайшую деталь права на самостоятельную, негромкую партию.  Но в суете ты можешь не услышать ее  тихий, скромный голос и… потеряешь массу впечатлений!

Собачья выставка… «Крупным планом»
- Виртуальный художественный проект «Крупным планом» не претендует на глубокое научное исследование, - говорит ведущий научный сотрудник Художественной галереи Татьяна Павлова. - Он всего лишь берет на себя функцию привлечь внимание зрителя к любопытным мелочам работ, собранных в нашей коллекции. Кстати, этим приемом пользуются многие музеи. Тем не менее, образцы живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства представлены в альбоме «Крупным планом» в совершенно необычном контексте!
Первой «ласточкой» стало виртуальное собрание художественных фрагментов «Крупным планом: птицы». Исследуя работы галереи и произведения, хранящиеся в запасниках музея-заповедника, мы обнаружили, что на многих полотнах живописи, в скульптуре и графике (декоративно-прикладное искусство не исключение) присутствует масса птиц. Птица - очень популярный, востребованный в искусстве образ.
- Как работает проект?
- Сначала мы показываем представленное в нашей экспозиции произведение, а затем укрупняем деталь, которая нас интересует. Вы будете удивлены, но практически каждый фрагмент представляет собой отдельную работу, которая не менее интересна, чем вся композиция в целом!
Виртуальный альбом расширяет экспозиционные возможности Художественной галереи, так как включает произведения, которые хранятся в фондах. Проект становится очень интересной формой просмотра, это -своеобразное приглашение на вдумчивую экскурсию, которая дает пищу для размышлений и дарит незабываемые эмоции!
Мы задумали сделать несколько выпусков виртуальных альбомов. Второй выпуск «Крупным планом: собаки», с которым вы очень скоро сможете познакомиться, включает три раздела: «Собаки России», «Собаки Западной Европы», «Собаки Востока». Нам удалось фрагментировать около 180 художественных произведений живописи, скульптура, графики и ДПИ, представленные в коллекции галереи и фондах Смоленского музея-заповедника.
Конечно же, собаки гораздо интереснее птиц! Их образы хранят многие памятники истории, культуры и искусства. Около 10 тысяч лет назад собака появилась в охотничьих сценках наскальных росписей. Изображения хвостатых друзей человека запечатлены на надгробиях знати Древнего мира. Самое раннее из них (III тыс. лет до н. э.) обнаружено в гробнице фараона Хуфу (Хеопса).
Начиная со Средневековья, собаки начинают завоевывать живописные полотна и гравюры европейских художников. Излюбленной темой становится охота. Аналогичные сцены воспроизводились даже в рукописных богословских книгах! Так, на одной из миниатюр рукописи XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского» подданный вельможи кормит борзую, на другой – собачья свора преследует дичь.
В эпоху Ренессанса художники, освобождаясь от давления религиозных сюжетов, начинают рисовать животных с натуры и украшают их изображениями куртуазные гравюры и бытовые сценки.
В XVII веке в Голландии и Фландрии, в XVIII – во Франции, Германии и России появляются живописцы, для которых изображение животных становится прибыльным ремеслом. Аристократы очень любили заказывать портреты, запечатлевавших и их любимцев тоже.
И все же только в середине XIX века изображение животных сумеет выделиться в самостоятельный жанр анималистики, и образ четвероногих питомцев прочно укоренится во всех видах искусства.
Художники XX века также не обойдут своим вниманием собаку, и это удивительное животное остается и поныне неиссякаемым источником вдохновения! Яркий тому пример - масштабное полотно Вячеслава Самарина «Мои».
Пойнтеры - трансформеры
В проекте «Крупным планом: собаки» нашлось место и для «Двух пойнтеров» французского скульптора-анималиста Пьера-Жюль Мена (1810-1879).
Мен родился в семье преуспевающего мастера-литейщика, и еще в ранней юности отец обучил сына методам обработки металлов, - рассказывает Татьяна Павлова. - Впоследствии этот важный нюанс в жизни скульптора, сочетающего в себе мастерство рисовальщика и литейщика, окажет огромное влияние на его творчество и позволит добиться максимально реалистичного изображения животного, отлитого в бронзе, выразить в объеме настольной скульптуры пластику и индивидуальные особенности характера четвероногого друга.
Быть может, именно поэтому работы Мена завоевали невероятную популярность во второй половине XIX века и тиражировались в бронзе, серебре, чугуне не только во Франции, где родился скульптор, но и в России. Русские аристократы воспринимали анималистические произведения Мена как высокое искусство, он был их любимцем! Увлечение настольной скульптурой Пьера-Жюля Мена стало модным, а украшение его собачками и взвившимися на дыбы лошадьми библиотек, гостиных и кабинетов указывало на хороший вкус и принадлежность хозяев дома к высшему свету.
Интересно, что Мен никогда не учился ни в одной из известных художественных школ, однако был необыкновенно одаренным от природы. Он начал рисовать в раннем детстве и регулярно посещал зоопарк «Jardin des Plantes», чтобы наблюдать, как двигаются животные.
Мен отличался трепетным отношением к природе и был убежден, что крестьянский быт и незатейливая сельская природа имеют высокую эстетическую ценность. Его усердие и талант были вознаграждены сторицей – в 1851 году обозреватель английского журнала похвалил Пьер-Жюля «за совершенство в моделировании животных, в правильности отображения и красоты его представлений». Примечательно, что свои скульптуры Пьер- Жюль лепил с настоящих собак, принадлежавших конкретным хозяевам, - работал на заказ. Забавно, что фигурки одних и тех же собак могли стать участниками разных композиций. «Два пойнтера», сидящие на земле у старого дерева, существуют и в другой скульптурной вариации, дополненной миниатюрными щенками.
Секрет вариативности работ Мена заключается в том, что каждая скульптура лепилась и отливалась отдельно, и только после этого Пьер-Жюль, составляя композицию из собачек, закреплял их на подставке, изображавшей фрагмент пейзажа. Кстати, в коллекции нашего музея есть еще одна скульптура Мена, изображающая собаку - сеттера Медора.
Творчество Пьера-Жюля Мена, как и произведения других французских анималистов, повлияло на развитие анималистической скульптуры в России. В каталогах знаменитого российского Каслинского завода (1900) и Кусинского литейного предприятия (1911) в качестве образцов для литья присутствуют более 10 предметов из коллекции Пьера-Жюля Мена.
К сожалению, работы Мена сложно назвать шедеврами в полном смысле слова – уж больно они были растиражированы…

P.S. И это еще не все: следующий детализированный проект, которым порадуют смолян музейщики, расскажет о лошадях.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

4 минуты назад
За прошедшие сутки пожарные 6 раз выезжали на ликвидацию воз...
51 минуту назад
Ранее основатель проекта WarGonzo объявил о запуске новой ру...
сегодня, 11:18

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

Новости партнеров