Смоленск. История одного шедевра

Культура
Смоленск. История одного шедевра

Смоленская земля поистине богата замечательными произведениями искусства. В фондах наших музеев есть настолько редкие экземпляры, что иногда даже трудно поверить в то, что это подлинники. Так, например, в стенах Смоленской картинной галереи собраны настоящие богатства русской живописи - полотна Репина, Бенуа, Куинджи, Попова, Серова, Коровина, а также собрание европейской живописи и древнерусского искусства. Однако настоящей жемчужиной коллекции является картина «Зимний обоз в пути» Ивана Константиновича Айвазовского, ярчайшего представителя маринистического направления в живописи.

Айвазовский обычно ассоциируется у зрителя с бурной морской стихией, разбушевавшимся штормом, игрой лунного света на морской глади, романтической эмоциональностью и кипучими закатами. Однако «Зимний обоз в пути» представляет собой нечто абсолютно иное.
Картина была написана в 1857 году, по заказу неизвестного купца, для Всемирной выставки в Париже. Это единственный сохранившийся до наших дней сухопутный пейзаж художника, который вошел в серию, символизирующую богатства русской земли. Серия была представлена в пейзажах четырех времен года: «Зимний обоз в пути» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы). В Париже Иван Айвазовский быстро снискал славу. Его работы очень высоко оценили французы и даже наградили орденом Почетного легиона.
В то время во Франции находилась и Мария Клавдиевна Тенишева, известная ценительница искусства, она и приобрела «Зимний обоз в пути» для своей частной коллекции. Картина, вернувшись на родину, украшала стены ее дома в Талашкине. После национализации, в 1920-е годы, картина стала выставляться в филиале Московского археологического института, а затем поступила в музей «Русская старина» и была там до Второй мировой войны, когда учреждения культуры временно прекратили свою работу. В 1941-м город стали ожесточенно бомбить, именно тогда появилась острая необходимость спасать музейные ценности.
Огромный вклад в эту работу внесла Ефросинья Буркина. Для эвакуации экспонатов в Новосибирск был выделен всего лишь один вагон. Из двух полотен Айвазовского, находившихся в коллекции музея «Русская старина», решено было спасать раритетный «Зимний обоз в пути». Экспонаты грузили навалом, без должной упаковки, наскоро завернув в тряпки.
Сначала приехали в Горький, а оттуда - в Новосибирск. По дороге вагон с сотрудниками, сопровождавшими музейные богатства, загорелся. С огромным трудом музейные экспонаты удалось спасти. Буркина потом писала в своем дневнике: «...Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьей для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?»
Однако на этом путешествие «Зимнего обоза в пути» не закончилось. Новосибирск отправил музейные сокровища в Томск, а там никто и не готовился к встрече такого богатства. Огромными усилиями Ефросиньи Буркиной ценности все-таки вернули в Новосибирск и разместили в здании оперного театра. Буркина с малочисленными сотрудниками не только охраняла, но и сумела сохранить от разрушения уникальный сухопутный пейзаж Айвазовского и другие экспонаты...
После войны картина вернулась в Смоленск, а потом и обрела новую жизнь. Свое второе рождение «Зимний обоз в пути» получил благодаря петербургским и московским (ВХНРЦ им. ак. Грабаря) реставраторам. В центре им. ак. Грабаря полотно пережило еще один пожар и вернулось спустя два года в родной музей. Очищенная от пыли и грязи картина засияла новыми красками. Может быть, не совсем такая, какой она была в XIX веке, однако она была обновленная, чистенькая и все такая же уникальная.
И. К. Айвазовский очень любил писать воду. И даже на этой картине она присутствует - в форме снега, застывшей на краях колодца воды, она в легком инее и в морозном воздухе. В изображенном суровом зимнем пейзаже путник идет нам навстречу, а птицы несутся ввысь. Уставшие лошади, запряженные в обоз, остановились у небольшой избушки. Используя диагональную композицию, Айвазовский увеличивает пространство, насыщая картину будто бы ощутимым зимним воздухом. И цветовая гамма оригинальна - здесь почти нет белого снега.
В белом играют оттенки розового, голубого, серого и даже зеленого. Все это, а также редкость «Зимнего обоза в пути» делают картину эксклюзивным сокровищем Смоленского музейного фонда. И не чудо ли, что она, дважды родившись, вновь радует глаз нашего зрителя?
Автор: Мария РОДЧЕНКОВА.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 02:00
Как сообщили в ВК-сообществе «Забота о животных», крохам тре...
сегодня, 01:00
Три поддельные денежные купюры номиналом 5 000 рублей выявле...
сегодня, 00:00
В Смоленске между посетителями кафе на улице Николаева произ...
вчера, 20:00
Уборку объекта на пл. Победы начали еще 18 сентября. Сегодня...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 305