Иконописный соцреализм Вячеслава Самарина

Культура
Иконописный соцреализм Вячеслава СамаринаВ Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась персональная выставка народного художника России Вячеслава Самарина «Образ Родины», посвященная 75-летию мастера. 
Подлинное искусство не укладывается в рамки идеологии, оно не может быть отформатировано жесткими рамками «социального заказа», во все времена граничившего с пошлостью, безвкусицей и приспособленчеством. 
Совершенно очевидно, что творчество Вячеслава Самарина аппелирует не только к традициям русской академической школы живописи, но и к творчеству импрессионистов и модернистов. Его работам свойственны удивительно легкая, импровизационная живописность, сочная поэзия цвета, эпическое, масштабное мышление и любовь к мельчайшим деталям, играющим на симфоническом полотне высотой с человеческий рост (и выше!) первую скрипку. 
И, конечно же, бунтарское мужество и природное естество – ох как кляли  партийные бонзы и едва ли не плевались в середине 70-х на одухотворенный теплом, нежностью и самоиронией портрет семьи художника «Мои»! Не понравилась им, видите ли, собачка, осмелившаяся повернуться хвостатой кормой к зрителю. Оскорбились. Брюзжали. Но стерпели и – съели.   
Начиная с 60-х годов, излюбленной темой Вячеслава Самарина стала повседневная жизнь маленького, но очень гордого, твердо стоящего на ногах человека. Просоленного, дубленого промозглыми ветрами помора, сильного духом охотника-промысловика, способного с одного выстрела завалить медведя и попасть верткой кунице в глаз. 
Смотришь на полотна Вячеслава Федоровича и физически ощущаешь пронзительную синеву Севера и обжигающее дыхание Баренцева и Белого морей. Слышишь вой якутского ветра, что гонит неизвестно куда змеистую поземку, и уютное потрескивание смолистых поленьев в печке-«буржуйке», звонкий лай улыбчивых лаек и собачью возню у костра, воркотню радиоприемника в мертвенной тиши зимнего леса, мрачной глыбой навалившегося на сторожку хабаровчанина. И где-нибудь в стороне непременно увидишь  радостную мозаику лоскутного одеяла… Это она, самаринская, необъятная, святая иконописная Родина тянется к тебе рукой, пытаясь укутать блудных своих сыновей в тепло материнской заботы, призывает омыть душу березовой слезой на родимом погосте… 
Как считают искусствоведы, творчество Вячеслава Федоровича современно и не утратило своей актуальности и сегодня, поскольку даже в нынешней  интерпретации сопричастно духу времени. «Духовные и экологические проблемы – в центре внимания Самарина. Война и мир, смысл и ценность человеческой жизни, долг и гражданская совесть, патриотизм и подвиг, сохранение огромного, фантастического богатства  - красоты и гармонии Вселенной, проникновение в тайны природы – таков круг вопросов, которые поднимает искусство Самарина…», - пишет И.А. Пронина.   
На глубоко философских работах художника не отразилась безжалостно сметающая все наносное смена эпох, они и сегодня звучат и воспринимаются по новому, переливаясь новыми гранями  смысла, неподвластные времени. И порой откровения, рожденные природной натурой, человеческим естеством и поэтикой самаринской кисти, страшны. Диптихи и складни не шепчут, они кричат об утрате духовности, хоть сейчас «все иконы в шитье, так что ликам нет места».  В изнурительной гонке за комфортом мы «святую святых потеряли в тени»… И не печалька это, беда!       
Потому и замираешь, украдкой утирая слезы, прочитав в неподвижных глазах мертвого рядового Мухина неутешную истину: «За что же я, братцы, сражался и сгинул? Что вы сотворили с любимой моей Родиной, с деревенькой моей?!.. Неужто даром было пробито сердце, прострелена насквозь любовь Васильевны?»     
Потому и грустит народный художник России Владимир Ельчанинов, ностальгически вздыхая, что «наше время ушло…». Нет! Оставшись в работах Самарина, оно перетекло из прошлого в настоящее. В вечность - с надеждой на возрождение духовности и неискоренимым, неиссякаемым оптимизмом в человека своей Родины.
На втором этаже КВЦ представлены 47 живописных работ Вячеслава Самарина, сыгравших главную роль в его судьбе, а также предметы быта, привезенные мастером из экспедиций, семейные реликвии художника и авторские инсталляции.  И, конечно же, 29 графических произведений милой его сердцу Веры Евгеньевны. Они и здесь навсегда вместе, художники с именами, определившими глубинную суть и направление жизни,   – Слава и Вера… 
P.S. На открытии юбилейной персоналии В.Ф. Самарину была вручена высокая награда «Золотая медаль им. В.И. Сурикова» - за выдающийся вклад в изобразительное искусство России.


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
50 минут назад
Сообщение об их пропаже появилось на форуме ПСО «Сальвар» се...
12 минут назад
Мужчина не стал жаловаться, но решил донести до земляков «ин...
сегодня, 20:37
Такова официальная статистика обращений за медицинской помощ...
сегодня, 20:00
Судебные приставы «поймали» должника с помощью спецоборудова...

Опрос

Как вы относитесь к бесконтактной оплате проезда в транспорте?


   Ответили: 691