Смоленск: «Грибоедовцы» разгадали тайну «Дядюшкиного сна»

Культура
Смоленск: «Грибоедовцы» разгадали тайну «Дядюшкиного сна»234-й сезон драмтеатра насыщен событиями и гастролями «под завязку». Совсем недавно театр вернулся из Варшавы.
 - Поляки с неподдельным интересом следят за творчеством смолян. Нам оказали достойный прием и, несмотря на то, что мы играли спектакли «Поздняя любовь»  и «Страсти роковыя…» без перевода и с минимальными декорациями, публика все поняла и приняла, что мы хотели сказать. Порадовали и польские критики, которые глубоко и тактично проанализировали постановки, - признался главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виталий Барковский. – Поездка вдохновила артистов, они дышали на сцене полной грудью, не имитируя страсти, но максимально углубляясь в природу человеческих эмоций и чувств. А я лишний раз убедился в том, насколько у нас сильная труппа. Говорят, что если в театре есть семь одаренных, талантливых актеров, этот театр – мощный. Поверьте, у нас гораздо больше ярких, поцелованных Богом настоящих мастеров сцены!
Хочется побывать в Лодзи, Кракове и показать зрителям не только Островского и Аверченко. Глубину русского космоса хочется продемонстрировать  - Толстого, Зощенко, Тургенева и Достоевского. Вернувшись из Польши, мы с головой ушли в «Дядюшкин сон» Федора Михайловича.     
              Что тебе снится, «дядюшка» К.?
- Изначально намеревались поставить «Братьев Карамазовых» Федора Михайловича Достоевского, но я пришел к выводу, что торопиться не стоит. «Карамазовы» - масштабный, фундаментальный спектакль, требующий серьезной подготовки и солидного финансового обеспечения. На реализацию этого, по сути, философского проекта может уйти полгода, поэтому было решено отложить постановку спектакля до лучших времен. Возможно, займемся «Карамазовыми» в следующем театральном сезоне.
На самом деле, «Дядюшкин сон» Достоевского - актуальное и достаточно непростое произведение, в котором писатель размышляет о дефиците непорочного сознания в человеке и осмыслении пороков обитателей  уездного городка Мордасова. Наверное, на Федора Михайловича оказал большое влияние Гоголь. В те годы начинающий писатель искал свой путь в большой литературе и даже попытался написать водевиль, но потерпел фиаско в освоении столь легкомысленного жанра. В театрах водевили не пришлись ко двору, слишком просты и наивны были. А что, разве хорошо, когда в каждой строчке метафора? Я тоже в молодости страдал болезнью все предельно усложнять, в каждый спектакль вводил по 20-30 метафор, и только в зрелости пришел к пониманию, что простое не лишено прелести. Отнюдь!
Мне кажется интересным, что герой «Дядюшкиного сна» в конце своих дней анализирует свой жизненный путь и приходит к выводу, что совершенно напрасно пытался найти правду и изменить мир.  Мир неизменен, у каждого своя правда… Попытки вырастить вишневый сад на Северном полюсе  напрасны -  никакого сада нет, его давно срубил под корень ушлый Лопахин.
Дядюшка, а вместе с ним и мы, осознает, каким именно образом придуманные обывателями чудовищные правила игры становятся традиционными, и в человеке нивелируется, исчезает его живая природа.
Князь К. всю свою жизнь был вынужден прикидываться, жеманничать, играть на фоне декораций всеобщей игры, деформирующей человеческое сознание.  Казалось бы, люди живут правильно, но их жизнь искусственная, фальшивая. Вслед за дядюшкой в момент просветления его сознания на пороге смерти мы пытаемся проследить губительную природу притворства, создания псевдоэтикета, который ломает жизнь тех, кто рядом. В том числе и детей обитателей Мордасова. Одна из героинь спектакля, Зинаида вступит в конфликт с жителями уездного городка, но окружение захлестнет и ее, ведь она плоть от плоти Мордасова, всех этих Мозгляковых и Паскудиных. Она тоже занималась правдоискательством но жизнь неизбежно расставит все точки над «i». Нужно существовать по неписаным правилам Мордасова, где по центральным улицам бродят коровы и меланхолично жуют жвачку. А куда денешься?! Ничего страшного в том нет, что все дружат против кого-то, чьи амбиции и желания велики, и по негласному сигналу всей стаей набрасываются на чужака, как пираньи…
Герой «Дядюшкина сна» – провокатор, подталкивающий героев спектакля на поступки в угоду личных интересов! Ведь и он всего лишь участник большой игры и уже не способен выйти на уровень своих романтических, прогрессивных идей. Вот князю К., которого жизнь превратила в пародию на самого себя, заменив человеческое естество на стеклянный глаз, вставные зубы, корсет и протез, заменивший ногу,  остается одна забава – провоцировать Мордасов и «жадно лорнировать» дам.
Но к финалу он сумел разбудить в себе святое чувство к естеству в человеке, присущее младенцам и людям в преклонном возрасте, которые не видят смысла впрыгивать в последний вагон.
Мне импонирует то, как Достоевский исследует нашу жизнь, заставляя зрителя понять главное – человек должен отдавать, а не потреблять. Людей, которые стремятся создать, изобрести что-то новое, становится все меньше, число потребителей стремительно возрастает. Если такие тенденции сохранятся и укоренятся в социуме, общество ждет неизбежный крах.   
Не хотелось бы, чтобы зритель пришел в зал просто посмеяться. Не смешно, когда жизнь уходит, сочится, как песок сквозь пальцы, а мы продолжаем играть. Да мы не играем вовсе, а проигрываем жизнь! 
Когда «Дядюшкин сон» ставят на сцене, редко задумываются о том, зачем это произведение было написано писателем-философом. Неужели для того, чтобы повеселиться и отдохнуть? Мы пробуем по-настоящему серьезно проанализировать это произведение Достоевского и не свести постановку к банальному представлению о представлении представления.   
Главные роли исполнят заслуженные артисты РФ Николай Коншин и Ирина Голованова. Есть повод раскрыться и молодым артистам Екатерине Шаовой и  Юрию Гапееву.
            Сказка со вкусом рахат-лукума
- К новогодним праздникам в тандеме с Олегом Кузьмищевым решили поставить музыкальную сказку с восточным акцентом и яркой хореографией. Я уверен, что волшебная история «Али-Баба и сорок разбойников»  понравится маленьким зрителям. Шелка, рахат-лукум, пряности и… верблюд! Олег Кузьмищев настоял, чтобы на сцене непременно присутствовал корабль пустыни! А еще предложил «вплести» в арабский ковер постановки специфические азиатские ритмы и мелодику речи жителей южных стран.
В спектакле заняты молодые актеры театра, приятное исключение – Александр Руин, который сыграет мудрого и доброго сапожника. В простодушного Али-Бабу вдохнет жизнь недавно пришедший в труппу артист Егор Деюн, атаманом будет Юрий Гапеев. Посмотрите на игру «разбойника» Александра Иванова.  Постановку украсят Екатерина Шаова и Маргарита Грудина. 
Сказка поучительная и добрая. Некоторые герои спектакля пытаются завладеть золотом, так и не осмыслив восточной мудрости -  для счастья человеку не нужен воз золота!  Все хотят разбогатеть любой ценой, кроме Али, которого брат Касим лишил отцовского наследства. Али-Баба – романтик, он случайно оказывается в пещере, берет золота столько, сколько может унести и раздает излишки людям. Добрая душа!
В финале добро побеждает зло, драгоценности достаются чистому сердцу…







Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад
37 минут назад
Сегодня, 20 апреля, в столице и районах региона прошел общео...
сегодня, 14:58
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
Новости партнеров