Смоленск: Слишком много любви?

Культура
Камерный24-й театральный сезон в Смоленском камерном театре завершился премьерой трагикомедии «Фантазии Фарятьева».
Трогательная и незамысловатая пьеса Аллы Соколовой о сложных чувствах простых людей «Фантазии Фарятьева», написанная еще в 70-х годах прошлого века, приобретает сегодня особую актуальность и остроту. Казалось бы, абсурдно сомневаться в актуальности любви – сферы нормальных человеческих взаимоотношений. Она была, есть и будет... Не заблуждайтесь, господа! Понятие «любовь» подверглось деградации,  ушло в плоскость простейшей физиологической гимнастики. Бытового, «кухонного» потребительства, работающего по принципу «ты мне, я тебе». Износилось и стерлось до дыр.  Кто из прагматиков XXI века найдет в себе душевные силы их залатать? 
За решение этой непростой задачи взялся столичный режиссер Сергей Тюжин, реанимировав акварельную чистоту  «Фантазий Фарятьева» на сцене Камерного театра. Ничего революционно-нового в его постановке нет, тема противопоставления парящего в облаках идеализма черствой прозе жизни отсутствует. Здесь, как и тридцать лет назад, нет места нивелированию чувств вульгарной «ипотечностью» квартирного вопроса и виртуализацией сердечных излияний, засушенных примитивизмом «лайков». На сцене – маленькие люди, мечтающие о любви, а не о материальных благах цивилизации, нашедших выражение в автомобилях и норковых манто. Настоящие, живые люди с огромным сердцем, которые по вечерам, вздыхая, смотрят на звезды. Они совершенно не заботятся о том, какую прибыль за день им принес чей-то чужой кариес.
Герои постановки могут показаться зрителю нелепыми, оторванными от жизни инопланетянами, а их щемящие  монологи о самых сокровенных переживаниях – смешными. Замысел Тюжина как раз и заключается в том, чтобы показать смолянам, что является нормой, а что – аномалией. Нормально любить, даже причиняя боль, даже встречая непонимание и пустоту в душе другого, такого же усталого от жизни, как и ты, человека, который тебе небезразличен. Любовь дает возможность сбежать из пугающей своей жестокостью действительности и залечить нанесенные ею раны.  
Актерам (Алексей Парасич, Анна Морозова, Татьяна Курилова, Мария Вилюнова и Алена Шопот) пришлось быть предельно искренними, чтобы донести смысл пьесы Соколовой до зрителя, который только начинает учиться любить. Не скатиться в пошлость, балансируя на грани комического. Не выхолостить в вынужденном драматургическом многословии рациональное (вернее, лирическое) зерно… 
«Фантазии Фарятьева» - это, своего рода, спасательный круг для тех, кто незаметно для себя погружается во тьму эмоциональной пустоты и бытовых переживаний в «казенном доме», старательно не замечая звезд. Их и не увидишь, если будешь смотреть под ноги, выискивая на дороге потерянный кем-то кошелек.    
Единственный минус «Фантазий» - избыток слов. Любое слово, выражающее лирику чувств, блекнет по сравнению с их силой. Оно мертво и прозаично, как холоден несущийся в пространстве свет давно сгоревшего небесного светила. Если бы Тюжин обогатил партитуру спектакля более широким спектром  выразительных визуальных средств,   постановка от этого только выиграла бы, наполнившись полифонией новых смыслов, романтикой флера недосказанности.
Но слово было сказано. И оно было добрым… Его услышали.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров