Смоленские мастера сценографии. Театр Светланы Архиповой

Культура
Смоленские мастера сценографии. Театр Светланы Архиповой

Имя сценографа Светланы Архиповой известно каждому смолянину, влюбленному в театральное искусство. Ее знают не только не только в Смоленске, но и в России. И за рубежом Светлана - обладательница национальной премии «Золотая Маска», - прославилась!
Яркий, смело ориентирующийся в новациях современного театра художник-постановщик отмечает юбилей. Две «пятерки» - лучшая награда за сценическое мастерство и профессионализм.    

        Одна абсолютно счастливая художница   

…Если художник раскрасит пеструю шкуру буренки в зеленый и синий цвета, получится… карта земного шара. Карта маленькой планеты, затерявшейся среди мерцающих светил, на которой живет одна абсолютно счастливая Деревня по законам любви.

Философская притча Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», рассказанная Анатолием Ледуховским в далеком 2009 году на сцене Смоленского драмтеатра, -  не только невероятно трогательная история незамысловатых, и вместе с тем невероятно сложных и сильных чувств деревенских Адама и Евы – Полины и Михеева. Это - архетипическая история всего человечества, умеющего делать две вещи – любить и работать. Ведь даже кровопролитная война, в которую шагают в воскресенье, всего лишь  тяжелый труд, который сначала убивает, но со временем становится человеку  по силам.

А рассказать эту историю емко и выразительно Ледуховскому помогла художница Светлана Архипова, которая подобрала ключи к смысловой диалектике сценографического решения спектакля. За каждым доминирующим оттенком цвета постановки был закреплен глубокий смысл. Абсолютный красный символизировал собой крушение надежд и боль, абсолютный черный – пустоту смерти.

Красный и черный перечеркнули зеленый и синий планетарные  цвета жизни, но был еще один абсолютный цвет – белый, альтернатива боли и смерти и родоначальник всех на свете цветов.

Аллилуйя белому цвету солнца, цвету бессмертной и нескончаемой любви, возвращающей нас в невинность! В белом цвете, на котором Архипова сделала акцент, утонул беспорядок и хаос, в котором мы купаем красных коней, и в этом хаосе живем миллионы лет. И бог знает, что делаем...

«Бог ЗНАЕТ, что делаем!» - рвалась со сцены рефреном финальная фраза спектакля. И зритель, ведомый авторами спектакля, приходил к осознанию, отчего мы живем АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВО в абсолютной пустоте межзвездного пространства...

А началось сотрудничество маститого сценографа Архиповой с «Трех - SES-тер и других пациентов доктора Чехова». И c гоголевского «Ревизора», в котором Ледуховский бросал публике дерзкий вызов. Ведь его «Ревизор», созданный в соавторстве со Светланой Архиповой, представлял собой своеобразную дуэль со зрителем. Разве не вызов - швырнуть в провинцию красно-черно-белый спектакль с обнаженной художественной условностью и лишенный декораций?

Вряд ли рояль, заменивший любимую Гоголем «птицу-тройку» и супружескую постель, черные мешки для мусора, набитые хламом и выполняющие функцию кресел, да и портрет самого Николая Васильевича можно было назвать декорациями. Важным было другое: отточенная визуализация смысловой нагрузки каждой мизансцены.

Нужно было заставить метаться в абсолютно пустом, пугающе черном пространстве сцены силуэты людей, отбрасывающих фантасмагорические тени, которые корчились в кошмарном танце. И танец этот символизировал абсурд происходящего. Родной и близкий русскому человеку абсурд, смеяться над которым страшно. Потому что редко кто осмелится хохотать над собой, любимым. Оттого смех этот был вымученным и горьким…

«В жизни каждого театрального режиссера всегда есть, часто несбыточная, надежда – встретить на своем пути театрального художника, который захотел бы разделить твои творческие искания, - сказал однажды Анатолий Ледуховский. - А в жизни каждого театрального художника всегда присутствует мечта, также часто несбыточная, встретить близкого по духу и художественному вкусу режиссера. Я рад, что сценические подмостки объединили нас со Светланой и сделали близкими людьми».

Сотрудничество с Ледуховским вознесло Архипову на театральный Олимп. Доказательство тому – главная награда в ее жизни – Национальная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма». В 2014 году «Золотой Маски» (в нескольких номинациях!) была удостоена драма «Васса» «Ведогонь – театра» в интерпретации Анатолия Ледуховского.     

        Собрать театральный конструктор, отразить дух и колорит эпохи

Работы Светланы Архиповой всегда отличались высочайшим профессионализмом, с кем бы из режиссеров она не работала. Декорационное решение поставленных ею спектаклей конструктивно, функционально и порой парадоксально. Именно оно помогает наиболее точно воплотить художественный замысел мастера сцены, в содружестве с которым рождается постановка.

Сценографический язык художницы при всей своей лаконичности несет большую семантическую нагрузку, позволяя минимальными средствами достичь большой образной выразительности. Ей удается максимально отразить на сцене дух эпохи, ее колорит, основные тенденции, интересы и вкусы.

«Что привлекает в Архиповой? Не каждый способен так кропотливо и безотказно делать бесконечное количество эскизов костюмов и декораций к спектаклю, стараясь отразить идею постановщика, - отзывался о художнице режиссер Андрей Лапиков. - Эта щедрость и привлекает».

 

Дебют Светланы Архиповой на смоленской сцене состоялся в 1995 году. В то время она училась на курсе одного из самых выдающихся театральных художников Сергея Бархина в РАТИ – ГИТИС. Впрочем, учеба не помешала ей в одной связке с Виктором Маминым выпустить спектакль по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка». В «Маленькой девочке» на первый план, как ни странно, вышла отнюдь не белоэмигрантская тема. В спектакле Мамина пронзительной нотой прозвучала трагическая история девятнадцатилетней девушки, которая посмела опрометчиво вклиниться в жизнь взрослых людей.

Впоследствии вместе с Маминым Архипова, подсказывая режиссеру ходы и помогая нащупать магистральную линию, работала над созданием пяти ярких постановок. Достаточно вспомнить сказку «Золотой ключик», «Кукольный дом» Ибсена и «Любовь под вязами» О, Нила.

Диплом ГИТИСа не был первой ступенькой в неутомимом пути Архиповой на вершину театрального пьедестала. Первое высшее образование она получила, закончив в 1990 году худграф СГПИ. На последнем курсе Светлана столкнулась со сложностью: никак не могла найти тему для дипломной работы (нужно было создать оригинальный интерьер). Вместе с руководителем диплома Анатолием Шлюпкиным они перебрали все возможные варианты. Решение пришло неожиданно – это должен быть интерьер драматического театра!

«Внутренняя обстановка: коридоры, мастерские, сцена, кулисы, - вспоминает сценограф, - дала стойкое ощущение, что это и есть мой мир».      

В 1997 году Светлана с головой нырнула в столичную круговерть. Трудилась ассистентом главного художника Музыкального театра им. Станиславского – Немировича – Данченко В.А. Арефьева (балеты «Суламифь» и «Саломея», затем – помощницей главного художника Большого театра С.М. Бархина (опера «Псковитянка», балет «Дон Кихот»).

С 1997-го по 1998-й – у Николая Губенко в «Содружестве актеров Таганки». Помогла Кама Гинкасу в работе над «Золотым петушком» (Московский ТЮЗ).

       «Должен же где-то внутри вальс из «Турандот» звучать

В начале «нулевых» Архипова вернулась в Смоленск.

Светлану ждал ошеломительный успех. Драму «Третье слово» по пьесе Алехандро Касоны «Дикарь» (режиссер Виктор Прокопов) признали лучшим спектаклем сезона 2002-2003 года! Жизнь постановки была долгой – «Третье слово» продержалось на сцене драмтеатра добрый десяток лет.

«С Архиповой комфортно работать: она ничего не навязывает, но старается максимально впитать замысел режиссера (пусть иногда даже невразумительный и приблизительно сформулированный), сделать его своим, переработать и воплотить в яркой художественно-поэтической форме», - рассказывал о творческом тандеме главный режиссер театра Виктор Прокопов.

С Прокоповым Светлана Вилениновна создала лучшие постановки того времени: «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, лермонтовский «Маскарад», спектакль «Снежная королева» и жемчужину авторской русской сказки - аксаковский «Аленький цветочек».

В «Аленьком цветочке» в постановке Виктора Прокопова было прекрасно все: актерская игра и режиссура, чудесные костюмы Анастасии Шведовой и завораживающе интеллектуальное музыкальное оформление Дмитрия Монахова. А уж насколько хороши декорации Светланы Архиповой, и говорить незачем - их нужно было видеть. Не спектакль, а расписная музыкальная шкатулка, излучающая свет, доброту и мудрость.

«Сказка получилась целомудренной, чистой и очень красивой именно изнутри, - делился впечатлениями Виктор Прокопов. - Нам очень хотелось, чтобы сердце ребенка с детства отзывалось на внутреннюю красоту и воспринимало такие вечные ценности, как любовь, самопожертвование, доброта, терпение, которые сегодня нивелированы. Театр для того и существует, чтобы заострять внимание на вечных ценностях, свойственных менталитету русского человека. И если дети с нашей помощью поймут, что красота души важнее красивой вещи, думаю, что все усилия были затрачены не впустую».

После ухода Виктора Прокопова из драмтеатра сотрудничество с Архиповой не прервалось. Несколько совместных спектаклей они поставили в Государственном Русском драматическом театре Удмуртии в Ижевске. Светлану знают и в Красноярске – в театральной афише значатся девять музыкальных спектаклей со сценографией смоленской художницы. Многие из них удостоились наград.

По мнению Вячеслава Цупы, с которым в 2021 году Светлана Вилениновна запустила в небо «Синюю птица» в Красноярском театре оперы и балета имени Хворостовского, «Архипова – соратник, творческий друг и единомышленник, соавтор, генератор множества идей и находок. Она всегда работает с отдачей, сколько угодно долго и тщательно, пока не найдется единственно – необходимое правильное и талантливое решение.

Художественное решение спектакля – это 50 процентов его успеха. Красота на сцене, воплощенная неутомимой творческой энергией Светланы давно и заслуженно оценена зрителями и критиками».    

Архиповой посчастливилось работать и в паре с Игорем Войтулевичем – в 2011 году в Смоленске родился спектакль «Benvenuto, Отелло!» по пьесе Кена Людвига «Одолжите тенора».

«В этот раз над спектаклем думали не с Колей Агафоновым, со Светланой, - признался в интервью «РП» Войтулевич. - Да и хорошо, что так вышло! Хватит Агафонову меня «душить», мы с ним и так три десятка  спектаклей поставили! Иногда хорошо что-то поменять в жизни. Я рад, что встретился с удивительно талантливой художницей Светланой Архиповой, которая придумала замечательное, яркое оформление спектакля.  Настоящий праздник! Мы же хотели праздника? Должен где-то там, внутри, вальс из «Турандот» звучать».

Вальс из «Турандот» звучит в каждой работе Светланы Архиповой, которая поставила за четверть века в Смоленске (в декорациях, конечно!) 69 спектаклей. И лучшие из них – с Виталием Барковским.

А всего их 200!

Архипова контролирует весь процесс создания декораций. Эскизы, выбор тканей, пошив костюмов, примерка – все лежит на ней до самой премьеры. Она не жалуется на хлопотную свою судьбу, считая себя абсолютно счастливой.

27 мая главному художнику Смоленского государственного академического драматического театра имени А. С. Грибоедова исполнится 55. Но, к слову, Архипова не замыкается творчески на масштабной сцене главной театральной площадки региона, идет навстречу и Смоленскому камерному театру. Например, расцветила сочными красками спектакли Станислава Назирова «Таланты и покойники» и «А у нас во дворе…».   

Виват, щедрая отличница по жизни Светлана Вилениновна!

На снимке - Светлана Архипова. Фото предоставлено администрацией Смоленского государственного академического драматического театра имени А. С. Грибоедова. 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров