«Женитьба Бальзаминова» в постановке Смоленского Камерного театра

Культура
«Женитьба Бальзаминова» в постановке Смоленского Камерного театра

Трилогия А. Н Островского о небогатом женихе Бальзаминове всегда пользовалась успехом у публики: она ставилась и в девятнадцатом веке, и в двадцатом…

Но особо счастливая судьба и новый всплеск успеха настигли этот незамысловатый сюжет через полтора столетия после его создания. Причина, конечно, в том, что брак из выгоды опять воспринимается как правильный и естественный; эта тема обсуждается даже более откровенно, чем в веке девятнадцатом. Устройство собственной жизни таким образом, «чтобы ничего не делать, а всё иметь», стало чрезвычайно популярно, о нем мечтают многие. Вероятно, это главная причина того, что в последнее двадцатилетие выученный зрителем наизусть текст продолжает привлекать внимание, - пьеса ставится часто.

Смоленский Камерный театр не побоялся обратиться к известному сюжету. Решение это в целом понятное и вызывает уважение: в трилогии действуют оригинальные и могущие быть по-разному интерпретированными персонажи.

Сама идея тоже подвижна.

Разумеется, Камерный театр оригинален в постановке пьесы. Лубочная привлекательность старого замоскворецкого быта отсутствует в спектакле. Внешняя канва сюжета строится на метафоре «кругом собаки, покоя не дают, они грубые, лают, гонят отовсюду». Эта жалоба затюканного бедностью Миши Бальзаминова

и в пьесе Островского не раз повторяется. В спектакле Смоленского Камерного театра она ставится в центр, что придает зрелищу особый колорит. «Собаки» - одетые в потертые и разлохмаченные серые меха артисты - играют прекрасно и создают фон спектакля на всем его протяжении.

«Бедная комната» (так в авторской ремарке) в доме Бальзаминовой в этом спектакле действительно очень бедная; преобладают серые, мрачные тона. И только Миша (актер Никита Куманьков) разъезжает по сцене в завидной белоснежной постели, что подчеркивает основные его черты: лень и мечтательность.

Сны-мечты Бальзаминова даются зримо, они оформлены в самостоятельные сцены. Они рисуют жизнь яркую - заграничную или, в крайнем случае, генеральскую. Быт же Бальзаминовых (кроме пышной постели) подчеркнуто убог. Собственно, Бальзаминов в исполнении Никиты Куманькова в какие-то отдельные моменты заставляет вспомнить гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина. Оба они - живущие в бедности мечтатели, ищущие жизни более яркой. У Башмачкина мечта о Шинели, которая изменит жизнь полностью. У Бальзаминова - о Богатой Жене. Сами герои - слабые, обижаемые, не способные за себя постоять. Но на этом сходство, пожалуй, кончается: Акакий Акакиевич - вечный труженик, достигший в своем маленьком деле (переписке бумаг) совершенства, жизнь испытывает его, из сочувствующих у него только Шинель; а Миша - инфантильный, избалованный матерью лентяй, наивно мечтающий о легкой жизни. Кроме матери, есть у него и другие «сочувственники»: Матрена, сваха Акулина Гавриловна.

Из пышной белой постели Миша извлекает сны и верит в них, верит в свое будущее счастье. Поскольку он несамостоятелен и абсолютно ни на что в реальной жизни не способен, то и он, и его окружение связывают все надежды с выгодным браком. Самому молодому человеку такой путь представляется не только естественным, но и единственно правильным, даже обязательным («нужно издать указ, чтобы богатые женились на бедных, а бедные на богатых», - рассуждает он о справедливом переустройстве мира). Мысль о возможности самостоятельного действия даже не приходит в голову никому: Миша охотно соглашается с тем, что он глуп и не способен ничего делать - может только мечтать, в этом его отрада.

И все эти великие мечты с отсылками к страстной любви (Бальзаминов - персонаж «Кармен») и героизму, а точнее, власти (Бальзаминов - генерал) вписываются в нищую почву даже не чиновничьего Замоскворчья, а просто затурканного бытом и ленью необразованного московского мещанства, оставляя из всего антуража рисуемой в мечтах красивой жизни лишь материальную обеспеченность. А там хоть трава не расти.

Однако герой Островского вызывает не столько осуждение, сколько жалость и сочувствие. А все потому, что уж больно наивен и зла не имеет. Беззлобность, неумение (и нежелание) ответить на обиды и насмешки - не менее, чем лень, важны для понимания Миши. При всей скудости помыслов Бальзаминов рядом с пробивным и деятельным Чебаковым (актер Виталий Игнатенко) представляется почти нравственным человеком. Он ленив, но не подл в своих мечтах и действиях.

Откровенно гротескна завершающая спектакль сцена: Бальзаминов то ли случайно, с помощью ушлой свахи (актриса Полина Силина) находит свое сказочное счастье, то ли гибнет окончательно. А может, это одно и то же? Мать Миши Павла Петровна (актриса Надежда Трапезникова) скорбно-торжественно ходит вокруг действа с наконец-то пригодившейся иконой (она у нее с первого еще действия постоянно в руках) и благословляет, благословляет… Вот и конец - делу венец.

Смешная история со счастливым осуществлением помыслов героя (женитьба на богатой!), как и в пьесе Островского, приобретает двойственное значение. Причем в спектакле Камерного театра намек на гибель вполне очевиден.

В целом спектакль оригинален и способен вызвать интерес зрителя. В постановке Смоленского Камерного театра обращают на себя внимание несколько иначе, чем в других постановках этой пьесы, расставленные акценты (подчеркнуты убожество мещанского быта, наивность Бальзаминова, гибельность его «счастливого» брака). Некоторые детали постановки приобретают значение символов.

Например, то, что мать Бальзаминова в прекрасном исполнении Надежды Трапезниковой мечтает о его выгодной женитьбе не меньше него, проявляется не только в тексте (обсуждении снов), но и в том, что она постоянно носит с собой икону - в ожидании долгожданного брака, чтобы благословить молодых. Разрешается же конфликт двойственно: то ли свадьбой, то ли похоронами. И икона в руках матери теперь орудие то ли благословения на брак, то ли проводов в иной мир. Особые акценты отличают и образ Чебакова - он показан так, чтобы ярче высветить качества главного героя. Деятельный и умный Чебаков, в отличие от ленивого и глупого Миши,

негодяй. Вообще в этом спектакле драматизм личности Бальзаминова усилен: он юн, не умеет постоять за себя и недоволен своей жизнью; его все обижают, даже собаки.

Спектакль получился гуманистический - о скудости мещанской жизни, о маленьком человеке, лишенном духовного развития.

Автор: Людмила Горелик.

Фото: Ольга Белкина / «Рабочий путь»









Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Сборная России по футболу разгромила белорусов в Минске. «РП...
37 минут назад
Наш город на конкурсе красоты в столице представили чет...
сегодня, 10:04
Завтра, в течение рабочего дня, воды не будет на ул. 12 лет ...
сегодня, 09:26

На него подали в суд за жестокое обращение с животным.