Итоги года. Культурный калейдоскоп Смоленска

Культура

Декабрь – время подведения итогов. Чем запомнился смолянам 2022-й культурный год?   Да хотя бы тем, что, несмотря на трудную ситуацию в стране,  он был  невероятно насыщенным!    

                             «Все флаги в гости к нам!»

В апреле в регионе (так и хочется сказать – «всем чертям назло!) прошел VIII Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Смоляне смогли увидеть постановки семи коллективов из дружественной России Республики Беларусь, посмотреть в режиме онлайн экспериментальный спектакль шведского театра «Альбатрос», военную драму «Голоса» (Латвия) и услышать на корейском языке «Исповедь Толстого», беседующего с Анной Карениной, в интерпретации труппы Центра исполнительского искусства «P.I.A.C». Смоляне следили за театральным процессом на официальном сайте драмтеатра в «ВКонтакте».

Россию представили Москва и Санкт - Петербург, Кострома, Владимир,   Липецк, Рязань, Великие Луки и Белгород. И, конечно же, Смоленск!

Впервые в смоленском празднике сцены принял участие Театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди (Таджикистан). Наши друзья из Средней Азии показали на Большой сцене драмтеатра комедию «Летающий лекарь» по мотивам пьесы Ж.Б. Мольера.

9 дней театрального пиршества, 22 премьеры из шести стран!

По мнению театрального критика и аналитика театра Ольги Сенаторовой, «Смоленский ковчег» - один из крупнейших проектов западной части страны, который выводит российское театральное искусство на высочайший европейский уровень:

«Мои коллеги знают, что в вашем городе есть точка притяжения, которой является «Смоленский ковчег», возникший 16 лет назад и продолжающий функционировать в заданном еще в 2008 году режиме. Фестиваль в Смоленске – беспрецедентный!»

В этом году Гран – при фестиваля «Смоленский ковчег» удостоился спектакль Сергея Кузьмича «Карнавал в Вероне» (Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского).

Это уже вторая по счету высокая награда, которая вручена костромскому театру в Смоленске.

«Созидательный мотив предприятия под названием «фестиваль» особый, - убежден главный режиссер главной сцены региона Виталий Барковский. - «Смоленский ковчег» дает зрителю возможность сравнить уровень мастерства различных коллективов.

У театра также появляется возможность увидеть, какое воздействие мы способны оказывать на зрителя, услышать оценку профессионалов с разным мировоззренческим и культурным опытом».

По итогам фестиваля не остались без призов и смоляне: в номинации «Лучшая режиссура» по прежнему нет равных заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь Виталию Барковскому, постановщику спектакля «Игрок» (Смоленский государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова).

                  Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

В мае в Смоленске в 64-й раз открылся Всероссийский фестиваль имени Михаила Глинки. Глинковская декада прошла в рамках Года культурного наследия народов России. Организаторы ежегодного музыкального праздника заявили о его концепции следующее: «Национальная культура может объединять всю страну. Мы одна великая многонациональная Россия!»

Прелюдией в уникальное событие в мире музыки (а наш смоленский фестиваль - долгожитель таковым и является) явилась вокальная поэма Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь».

В Смоленске выступили Юрий Башмет и «Солисты Москвы», ансамбль солистов «Mobilis» и блистательный скрипач Родион Замуруев, кубинец Карлос Энрике, российский квартет саксофонистов «Meeting Russian Sax Quartet», виртуозы Елена Дроздова и Петр Аверин, музыканты арт-проекта «Opera Drive», а также известный столичный квартет «Tempus Novum Art».

Восточную нотку в глинковский фестиваль внес уникальный тандем - Хироко Иноуэ (орган) и Павел Ио (флейта сякухати).

Фестиваль завершился выступлением Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь» имени Фирсова.

                «Взять человеческую историю и показать ее в   неожиданном ракурсе...»

Пять дней – с 20 по 24 июня в Смоленске показывали фильмы – призеры Международного кинофестиваля «Сталкер». Программа кинофорума, который проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов, включила лучшие российские и зарубежные игровые, а также документальные ленты о правах человека.

«Сталкер», среди участников которого были замечены известные деятели кино (Вера Сторожева, Юсуп Разыков, Тимофей Жалнин и другие), - не политический и не коммерческий проект. Вход на все просмотры был свободным.

В этом году Смоленск стал третьим по счету российским городом, демонстрирующим актуальное правозащитное кино. Ранее с программой кинофестиваля смогли познакомиться зрители Курска и Красноярска.

20 июня идейный вдохновитель «Сталкера», исполнительный директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов представил смолянам Веру Сторожеву и ее военную драму «Мария. Спасти Москву», премьера которой состоялась 12 декабря 2021 года на фестивале «Сталкер».

«Смоляне увидели мой фильм в канун трагической для страны даты – 22 июня, - говорит Вера Михайловна. – Это военная драма, в основу которой легла легенда религиозного толка, вызвавшая много споров. Кто-то считает, что все, о чем мы говорим со сценаристом Еленой Райской с экрана, абсолютная правда. Другие не желают верить в крестный авиаход вокруг Москвы…

А я знаю человека, утверждавшего, что он был знаком с женщиной, приютившей старицу Матрону, которая очень убедительно утверждала: «Да, Сталин действительно приезжал к слепой ясновидящей, когда в Москве сложилась очень тяжелая ситуация».

Кстати, на смоленском кинофестивале «Золотой феникс» военная драма Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву» удостоилась специального приза имени поэта Александра Твардовского.

Живой отклик зрителей вызвал еще один фильм, продемонстрированный в Смоленске – драма Тимофея Жалнина «Двое». «Двое» – размышление на тему испытаний и соблазнов, которым подвергается человек и его система ценностей в современном мире.

«Это притчевая история о возвращении городского человека в лоно природы, - говорит автор сценария и режиссер. - «Двое» напоминает зрителю о редкой возможности сегодняшнего дня – оказаться в тишине, в том мире, где перестают действовать условности и подпорки цивилизации.

По сути, фильм «Двое» – хрестоматийная история о том, что граница добра и зла проходит внутри человека, а внешняя среда, какой бы страшной или прекрасной она ни казалось, – всего лишь нейтральный фон».

Тимофей Жалнин – участник кинофестиваля «Золотой Феникс» - приехал в Смоленск уже во второй раз и с удовольствием пообщался со смолянами после просмотра своей притчи.

                     Пятнадцатый. Международный!

В этом году статус кинофестиваля «Золотой Феникс» изменился. Кинофорум в Смоленске впервые за пятнадцать лет вышел на международный уровень. В юбилейном фестивале принял участие режиссер из Индии Рааджа Раджешваран, который представил картину «Треугольник».

«Для нас визит индийского кинематографиста - очень важное и значимое событие, - не скрывал продюсер проекта Игорь Степанов. - Маленькими шажками мы начинаем осваивать культурное пространство дружественных России стран».

«Треугольник» - мой первый фильм, который я показываю в Смоленске. Спасибо за теплый прием», - поблагодарил смолян кинематографист, получивший специальный приз «Золотого Феникса».

У проекта Всеволода Шиловского, уверенно заявившем о себе в 2008-м, счастливая судьба: в 2019 году «Золотой Феникс» вошел в десятку лучших кинофестивалей  России. Его общественный «вес» и значимость отмечены на самом высоком уровне.  Президент России Владимир Путин подчеркнул, что смоленский «кинофорум завоевал высокий авторитет в профессиональном сообществе, стал большим, значимым событием в культурной жизни региона и всей страны».  

Главного приза XV Международного кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс» удостоилась драма Натальи Назаровой «Райцентр».

Высокая награда смоленского смотра – вторая по счету крылатая статуэтка в коллекции трофеев талантливой актрисы и режиссера. В 2020 году Наталья завоевала главный приз кинофорума в Смоленске за картину «Простой карандаш», рассказывающую о незамысловатых и искренних чувствах обычных людей.

«Бриллиант земли русской Смоленск достоин быть городом, который докажет значимость ставшего международным кинофорума, - заявил народный артист России Всеволод Шиловский. - «Золотой Феникс» приоткроет двери Франции, Германии, Италии! Это – будет, я верю!»

                            Мощный манифест

В сентябре Смоленском историческом музее в культурной жизни Смоленска произошло нечто необычное – презентация диптиха Вячеслава Самарина «Родное и близкое». Первая часть диптиха - «молитва за здравие».

Вторая – «молитва за упокой».

«У Самарина счастливая судьба – он честно делает то, что ему близко и дорого. А человек он очень самобытный, с характером, бескомпромиссный – таких обычно недолюбливают, - именно так отозвался в 1991 году о товарище по ремеслу Сергей Ткачев в журнале «Художник». - Чувствуется, что он душой болеет за все то, с чем сталкивается в жизни. Созданные им образы отличает какая-то мужественная поэзия. В нем самом эта черта «сидит» крепко».   

Истинно каждое слово! Вячеслав Федорович не изменяет принципу, который определил его долгий жизненный путь – говорить правду языком искусства, каждой нервной клеткой чувствовать время.

«К подобному выставочному формату прибегают, когда художник намерен показать какое-то достижение в своем творческом развитии, - убеждена заведующая кафедрой художественно-графического факультета СмолГУ Алла Родионова. - Аналогичная парадигма у выставки Вячеслава Самарина, демонстрирующая экзистенциальный, философский взгляд художника на мир, подведение итогов своего земного существования. Глубоко личностный взгляд!»

«В работах Вячеслава Самарина находит отражение вся его жизнь, боль и гражданская позиция человека, который любит страну, в которой живет. Искренне и глубоко любит окружающий мир и своих близких», - считает депутат Государственной Думы РФ Ольга Окунева.

           «Смоленский ковчег» взял новую высоту

Осень в Смоленске ознаменовалась еще одним знаковым событием – на сцене драмтеатра показали «сливки» «Смоленского ковчега» - спектакли победителей и лауреатов прошлых лет из Липецка, Пинска, Костромы, Мичуринска, Гомеля, Витебска и Смоленска.

В рамках фестиваля в Доме актера и на Малой сцене состоялись мастер-классы и круглые столы, освещающие проблемы и вопросы театрального искусства в современной культуре.

Фестиваль реализован благодаря гранту, предоставленному Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

«Я была удивлена, когда узнала, что зрители не будут покупать билеты на спектакли «Смоленского ковчега», - призналась театральный критик и аналитик театра Ольга Сенаторова. - Фестиваль, ориентированный на зрителя, – большое социальное событие и гражданское деяние. Сегодня мы наблюдаем, как в Смоленске изменяется векторное направление театра, размышляющего о своем будущем, и которое становится приоритетным.

«Смоленский ковчег» берет новую высоту, заявляя новые форматы взаимоотношений с коллегами и зрителем».                

                 «Мне нужно для начала удивиться…»

Уходящий год принес большую удачу и супруге Вячеслава Самарина, Вере: в ноябре в книжном магазине «Кругозор» прошла презентация книги заслуженной художницы России. Монографический альбом Веры Евгеньевны «Графика» увидел свет в издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ».

В альбоме собраны репродукции из серий, созданных в течение жизни и выполненных в различных техниках. Это и линогравюра, литография, карандаш, пастель и офорт. Все и не перечислить!

В графике Самариной поражает филигранное мастерство. Точный, запоминающийся образ, завораживающая легкость почерка. Ее не спутать ни с кем! Безупречное владение техническими приемами, виртуозное порхание карандаша по бумаге поражают и подкупают.

Примечательно, что автором львиной доли текстов является сама Вера Евгеньевна – удивительная рассказчица.

Этой хрупкой, до удивления миниатюрной женщине подвластна сугубо мужская графическая стихия - литография и цветная линогравюра. Она не скрывает, что линогравюра (любовь к этой технике началась у нее с 70-х годов) ее особенно привлекает печатью с исчезновением формы.

Самариной важно проникнуть в суть вещей, выявить их эстетическую ценность. Когда смотришь на предметы в натюрмортах художницы, забываешь об их «съедобности» или утилитарном предназначении. Их совершенная природная или рукотворная красота» завораживает.

               «Корчага всякого», или Наши на биеннале

Сотрудник «РП» художник Эдуард Кулемин принял участие в Первой Чувашской биеннале современного искусства, которая прошла в Чебоксарах с 12 ноября по 2 декабря. На выставке представлены работы 24 авторов, выбранные в результате открытого всероссийского конкурса, на который было прислано более 250 заявок.

Тема этой биеннале - «Икс Историй: память о будущем» - отсылает к множеству рассказов, мифов и поверий, из которых сегодня состоит культурное и этнографическое наследие Чувашской Республики.

Эдуард Кулемин представил работы, созданные в рамках проекта «Корчага всякого», который реализуется под эгидой Смоленского регионального отделения Творческого союза художников России при поддержке Смоленского государственного музея-заповедника.

«Гнездовская корчага является также символом взаимопроникновения культур разных народов - в этих местах в древности пролегал торговый путь «из варяг в греки». Другой торговый путь шел тогда по Волге. Он назывался Великий Волжский путь. Тут можно найти много интересных совпадений. Например, в Гнездове археологи обнаружили захоронения, связанные с погребальным обрядом древних русов, и подобный ритуал в Волжской Булгарии наблюдал и описал арабский путешественник Ибн Фадлан в Х веке. Таким образом, прослеживаются связи восточно-европейских народов с Поволжьем», - поясняет свою концепцию Эдуард Кулемин.

                  «Мастера смоленской фотографии»

22 ноября в Смоленске открылась ежегодная выставка творческой фотографии «ARTфото», которая уже седьмой год является главным выставочным проектом Смоленской областной организации Союза фотохудожников России. «ARTфото» поддерживает высокий художественный уровень благодаря профессиональному подходу при отборе работ для экспозиций.

Традиционно региональная открытая фотовыставка объединяет в одной экспозиции авторов различных творческих направлений от реализма до концептуализма.
Выставка 2022 года состоит из четырех экспозиционных проектов: «Современная фотография – свободная тема», «Смоленск и его обитатели», «Мастера смоленской фотографии», «Молодые фотографы Калуги».

Фото из открытых источников - Яндекс.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:51
вчера, 22:19
29-летний уроженец Красного пытался защитить титул победителя...
вчера, 21:59
В областном центре проводят конкурс на создание цветографиче...