"Найти "Родное и близкое". Презентация диптиха Вячеслава Самарина в Смоленске

Культура
"Найти "Родное и близкое". Презентация диптиха Вячеслава Самарина в Смоленске

В Смоленском историческом музее состоялась презентация диптиха народного художника России Вячеслава Самарина «Родное и близкое».  
«У Самарина счастливая судьба – он честно делает то, что ему близко и дорого. А человек он очень самобытный, с характером, бескомпромиссный – таких обычно недолюбливают, - именно так отозвался в 1991 году о товарище по ремеслу Сергей Ткачев в журнале «Художник». - Чувствуется, что он душой болеет за все то, с чем сталкивается в жизни. Созданные им образы отличает какая-то мужественная поэзия. В нем самом эта черта «сидит» крепко».    
Истинно каждое слово! Вячеслав Федорович не изменяет принципу, который определил его долгий жизненный путь – говорить правду языком искусства, каждой нервной клеткой чувствовать время.

                            Мощный манифест

По мнению Аллы Родионовой, завкафедрой художественно-графического факультета СмолГУ, «в культурной жизни Смоленска произошло нечто необычное – презентация диптиха Вячеслава Самарина «Родное и близкое»:

- К подобному выставочному формату прибегают, когда художник намерен показать какое-то достижение в своем творческом развитии.

Так, в 1880 году Куинджи продемонстрировал свою «Лунную ночь», чем вызвал невероятный ажиотаж у публики, изменив представление об истории выставочного дела.

Диптих, или представление одной работы – уникальная возможность поделиться с обществом мощным высказыванием, показать, что именно сегодня, сейчас происходит в социуме. Это высказывание государственной важности, гражданская позиция, своего рода манифест.  

Пикассо совершил подвиг, когда показал всей Европе «Гернику», устраивая выставки одной картины лишь с одной целью – вызвать общественный резонанс, привлечь внимание человечества к ужасам войны.

Аналогичная парадигма у выставки Вячеслава Самарина, демонстрирующая экзистенциальный, философский взгляд художника на мир, подведение итогов своего земного существования. Глубоко личностный взгляд!

        «Страна березового ситца», которую мы потеряли

Работам Вячеслава Самарина свойственны удивительно сочная поэзия цвета, эпическое, масштабное мышление и любовь к мельчайшим деталям, играющим на полифоническом полотне высотой с человеческий рост первую скрипку. 

И, конечно же, бунтарство – как же кляли  выставкомы и едва ли не плевались в середине 70-х на одухотворенный теплом и нежностью портрет семьи художника «Мои» (1975), ставший впоследствии первой частью диптиха! Их высокие коммунистические чувства оскорбила собачка, осмелившаяся повернуться хвостатой кормой к зрителю. Формулировка отказа от участия в выставке была убийственной: «Художник ставит личное выше общественного».

Личное – это жена Вера, сын Дмитрий, любимые друзья - собаки. Лоскутный коврик, сшитый московской бабушкой, охотничьи трофеи, лакированный столик, чашки ЛФЗ, лавка, которую художник смастерил своими руками…

Звонкая песня домашнего уюта, семейного счастья и ничем не омраченной радости.       

Вторая часть диптиха – образ России «Дом, которого нет» (художник писал эту работу десять (!) лет) не шепчет - кричит символами об утрате духовности, хоть сейчас «все иконы в шитье, так что ликам нет места».  Нет больше есенинской «страны березового ситца», изб с горящим очагом и колечком для люльки. В изнурительной гонке за комфортом мы «святую святых потеряли в тени», спрятав свою бездуховность за высоким забором из профлиста. Разбазарили Россию халатно, глупо, по недомыслию

Оттого и погружена эта работа в серо-лиловый сгустившийся сумрак, выписана акрилом с нарочитым рельефом и изобилует смысловыми элементами коллажа. «Дом, которого нет» - работа планетарного масштаба, устанавливающая мистическую связь Космоса и внутреннего одиночества человека. От теплой деревенской печки до равнодушной, мертвенной луны рукой подать!

Первая часть диптиха - «молитва за здравие».

Вторая – «молитва за упокой».

              Современный симфонический постмодернизм

Вячеслав Самарин совершил невозможное - синтезировал соцреализм, отвечающий лучшим традициям русской академической школы живописи, с постмодернистскими тенденциями модернистов, наполнив полотна поэтической символикой и метафоричностью. Его полотна – симфонии, наполненные вневременными смысловыми образами. Они повествовательны, заставляют человека остановиться и задуматься. Прочесть то, что сказано между художественных «строк» мазков, между частями диптиха «Родное и близкое», которые разделяет полвека.

- Самарин не пишет картины с натуры, - не скрывает жена художника, график, профессор СмолГУ Вера Самарина. - Идет по улице – думает. Приходит домой – думает. Заполняет пространство холста пластами новых смыслов, аккумулирует их.

Полотно «Мои» датировано 1976 годом, но какими яркими, сочными красками оно искрится! Сочетание цвета, переливающаяся матовая поверхность во многом близки палехским мастерам. Эта работа была написана на левкасе, сделанном традиционно рыбьем клее, с темперным подмалевком. Вячеслав Федорович писал лессировками (техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга), покрывая красочные слои лаком, и сумел добиться удивительного визуального эффекта - красивых оттенков, напоминающих прозрачное стекло или глазурь.

             «Картины – наши дети, они не должны томиться в «хоронилище»  

Вячеслав Федорович пишет маслом полифонические масштабные полотна, продолжая создавать сопричастные духу времени художественные манифесты. Пишет подолгу - по пять - шесть, а то и более лет. Для него картины - живые существа, которым он с трепетом дарит жизнь и не теряет связи с покинувшими мастерскую шедеврами живописи. Картины - его продолжение, родная кровь, пролитая сочными мазками на холст! Детки Вячеслава Федоровича мудрые, вдумчивые, способные многое рассказать понимающему человеку.

- Части диптиха разделяет расстояние в 50 лет. Между ними – все мои работы, которые находятся в помещении, которое я называю «хоронилище». На самом деле, так оно и есть. Мастерская художника – тюрьма для картин, а ведь они наши дети. Я обещал это полотно подарить музею, и если ее не выставят, получится, что я сам отдаю свое детище в тюрьму за решетку.

Если «Дом, которого нет», будет включен в постоянную экспозицию Художественной галереи, тогда и подарю!

«Говорят, что нет пророка в своем отечестве, - пишет искусствовед Владимир Аникеев. Или, если точно следовать Евангелию, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 53 – 58). Можно ли говорить, что Самарин остался «без чести в доме своем», ведь, в конце концов, его полотна оказались в музее. Но то, что он выстрадал, - это точно. Картины художника, как правило, не столько возвращают нас в прошлое, сколько взывают к памяти. Достичь этого можно только через образ – глубокий, проникновенный».

                        Гости из прошлого

- В Историческом музее, кроме мои работ, присутствуют и «гости» из прошлого, - признался Вячеслав Федорович. - Вот кресло работы мастера Василия Шутова, принадлежавшее моему деду Василию, который, по советским меркам, был буржуем и имел на Васильевской улице в центре Москвы несколько домов. Шутов произвел партию эксклюзивных кресел в количестве 50 экземпляров, и одним из них владел Александр III, другую шутовскую жемчужину какая-то купчиха подарила Антону Павловичу Чехову. Меня распирает гордость, что в моей коллекции есть столь необыкновенный раритет.

Еще одна удивительная вещь – зеркало, привезенное с Севера. Когда-то оно находилось в мастерской смоленского художника Анатолия Попова, потом попало к Самарину, и было разбито во время работы над полотном.

- Я выкупил зеркало у своего Черного человека. Вот он, выглядывает из-за плеча Сергея Есенина, - с грустной улыбкой поделился Самарин. – Этот Черный человек был отменным художником, но клевал, как петух, все, что я делал. В конце жизни он извинился, но я-то зла на него не держал…

В процессе работы над картиной мне понадобилось разбитое зеркало, в котором Есенин увидел Черного человека. А зеркало я приобрел целым.

Позвонил знакомому, мы с ним в Слободе ходим в один приход, там священником отец Виктор служит: «Слушай, мне зеркало нужно разбить, но я боюсь. Примета плохая».

Друг перезвонил через полчаса: «Я посоветовался с отцом Виктором, и он мне все обстоятельно объяснил. Если зеркало разбилось случайно, это плохо. А коли специально, для какой-то благой цели – не страшно: «Бери молоток и бей!»

Я так и сделал. Выбросил мелкие осколки, потом обратно все склеил, чтобы написать портрет Есенина.    

         Захар Прилепин и Сергей Есенин

Недавно в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышла новая биография Сергея Есенина, написанная известным писателем и общественным деятелем Захаром Прилепиным.

Прилепин собирает книги о Есенине с 1986 года, размышляя о его трагической судьбе всю жизнь. Потратив несколько лет на написание есенинской биографии, автор глубоко проник во внутренние мотивы стихов и  поступков русского гения.

- Есенин – мое больное место всю жизнь. Мне посчастливилось познакомиться с Захаром Прилепиным – сын Дмитрий свел меня с ним в сети Интернет. И я, в благодарность за эту книгу, подарил ему написанный отдельно портрет Есенина в разбитом зеркале. Очень беспокоюсь за Захара, и, когда он долго не появляется в программе Скабеевой, начинаю волноваться. А вдруг его разыщут и убьют за то, что он воевал за Донбасс?

Есенин - «наша надежда на рай». Как же так? Если поэт – самоубийца, как он мог надеяться на рай?! Доказательством, что его убили, служит факт отпевания Сергея Есенина православной церковью. Самоубийц не отпевают, в этом вопросе подкупить священнослужителей невозможно. Скажу больше: когда тело поэта привезли в Москву, есенинский гроб трижды обнесли вокруг памятника Пушкину.

«Вячеслав Федорович – большой знаток литературы Серебряного века, множество стихов знает наизусть и всегда готов говорить о поэтах, потому что считает их ближе всех к Богу», - пишет искусствовед Дарья Иванова.

              «Собаки – последние ангелы на земле»

Особое место в творчестве Вячеслава Самарина занимают образы собак – настоящих друзей, искренне любящих человека.

«Однажды произошел случай, который раскрыл мне еще какую-то глубинную грань Вячеслава Федоровича, - вспоминает художник Сергей Ткачев. - Готовится его персональная выставка. Ждем его. И вдруг говорят, что художник выставку откладывает. В чем же причина? Оказывается, потерялась его любимая собака, его друг... Потом, слава богу, собака нашлась, и выставка состоялась. Но я уже совсем по-другому воспринимал его произведения на этой выставке. Я понял: все, что сделано художником, все, что экспонировалось здесь, - все идет от сердца, прочувствовано, пережито так же искренне, душевно, как в эпизоде с собакой...».

Какую самаринскую работу из поморского, промыслового да охотничьего цикла ни возьми - это и есть частица биографии художника. Сам в юности замерзал в тайге и ходил на медведя. С Русского Севера пришла и страстная, искренняя любовь к лайкам, пронесенная сквозь годы.

- В советское время художника могли привлечь к уголовной ответственности по статье за антисоветскую агитацию. Пришло новое время, появилась и другая статья – оскорбление чувств верующих. А у меня на картине «Дом, которого нет», изображен песик с нимбом. Пришлось выписать нимб потемней, чтобы не сразу бросался в глаза и случайно не задел чувства верующих. Они-то люди добрые, но среди них и агрессивные попадаются, могут и поколотить!

Не поколотят, дорогой Вячеслав Федорович. В подтверждение тому – слова патриарха Алексия II: «Собаки – последние ангелы на земле». Загляните в чистые, преданные и доверчивые глаза четвероногого друга, и вы все поймете.

Сказано

Депутат Государственной Думы РФ Ольга Окунева:

- В работах Вячеслава Самарина находит отражение вся его жизнь, боль и гражданская позиция человека, который любит страну, в которой живет. Искренне и глубоко любит окружающий мир и своих близких.

P.S.

Выставка «Родное и близкое» продлится до 25 сентября.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:14
вчера, 21:39
Предлагаются места в трех оздоровительных учреждениях.
вчера, 21:11
Очевидцы сообщают об аварии на М1 в Смоленской области.
вчера, 20:05
ОРВИ продолжают распространяться в регионе.

Опрос

Чего вы больше всего ждете в новом году на работе?











   Ответили: 139