Магия смерти и причуды любви на смоленской сцене

Культура

В Смоленске прошли гастроли Тамбовского и Липецкого драматических театров.  Хочется особо остановиться на двух премьерных спектаклях гостей, которые смоляне имели честь увидеть на сцене драмы.

АнтигонаРечь идет о рок-опере тамбовской труппы «ANTIGONA. NEXT EDITION» и драматургическом опыте постановки бунинской «Натали» художественным руководителем Липецкого драмтеатра Геннадием Балабаевым.
Режиссеру из Тамбова Николаю Елесину понадобилось несомненное мужество для того, чтобы перевести  интеллектуальную драму «Антигона» Жана Ануя  в плоскость мюзикла. Мюзикл (а тем более рок-опера) как жанр на российской почве категорически не приживается, исключение составляет разве что «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. Объяснять, почему, не имеет смысла – тандем Рыбников-Вознесенский бессмертен, и любые попытки создать нечто подобное нелепы, их творцам необходим столь же высокий градус испепеляющего таланта.
Так или иначе, но гости из Тамбова попытались поэкспериментировать на тему одноименной трагедии Софокла, которая приобрела современное, экзистенциальное звучание в интерпретации Ануя, воспользовавшегося приемами «театр в театре» и «герой в герое».  От образа Антигоны Софокла у Ануя осталось лишь ее бесстрашие перед неумолимой смертью, вызов скрывшимся в сумерках Богам и отрицание лицемерной, лживой жизни, которую вынуждена вести эта худенькая, маленькая девушка. Бунтарка, вместо брачного ложа выбравшая смерть.
Возможно, неподготовленному зрителю довольно сложно следить за перипетиями брутального спектакля, жесткая форма которого подчеркнута мятой жестью грохочущих декораций.  Понять, какого черта беснуются на сцене какая-то смешная девчонка в джинсах в обтяжку, противопоставленная высеченному из гранитной глыбы правителю Фив Креону. Затянутому в хаки солдафону, человеку идеи,  ненавидящему толпу и питающему нежные чувства к своей племяннице. Увы! По воле слепого рока и требованию толпы (и в этой пьесе звучит знакомый мотив – «распни ее!») он вынужден выполнить свою основную миссию – убить Антигону, обессмертив ее превращением в героиню...
Ануй, и вслед за ним Николай Елесин «сотоварищи» рассуждает о проблеме существования человека в современном мире. Человека, который говорит «да!» смерти, ибо то существование, что заставляют его пвести на имитирующей жизнь арене, бессмысленно…
 
Магия смерти и причуды любви на смоленской сцене
 
Где ты, желанная?
Смерть, я зову тебя!
        
К сожалению, к пониманию смысла, заложенного Ануем в экзистенциальную драму «большого-маленького» человека, приходится продираться сквозь дебри невыразительных пластических этюдов танца и музыкальных включений-«заплат» на теле спектакля. Они, вполне возможно, были бы уместны (рок-опера все-таки!), если бы не скудность вокальных данных исполнителей и банальных композиций, звучащих в постановке… Попытка рок-оперы не удалась. Но за попытку гостям из Тамбова - спасибо! 
Респект и Геннадию Балабаеву – художественному руководителю Липецкого драматического театра за проявленную смелость: не так-то просто решиться  поставить спектакль по одному из самых «нетеатральных» писателей - Ивану Бунину. Сложно отразить рокочущую мягкость черного бархата и струящийся багрянец шелка высокого литературного слова на сцене, найти точные образы, соответствующие целомудренному изяществу истинной любви, светящейся сквозь бунинский  слог. Липецк решил доказать, что Бунин интересен и на сцене, органично соединив писательское изящество мастера слова и хореографическую  пластику.  Сцена бала московского хореографа Владимира Беляйкина обогатила драматургическую партитуру пластической эскападой в духе Марты Грэхем. Да, той самой Марты, которая сломала стереотип: «Женщина – это слабое существо». Женщина Марты Грэхем не хочет быть ни «деревом, ни цветком, ни волной». Она жаждет быть Натали – искренней, трогательной, честной… жертвой настоящей любви…
 
Магия смерти и причуды любви на смоленской сцене


Быть может, кого-то опыт Липецка оставил равнодушным. Кому-то он показался невыразительным и пошлым. Трудно тягаться с виртуозной  словесностью Бунина – факт непреложный. Но ведь были и те, кто аплодировал труппе Балабаева! Для них и старались актеры, подарившие Смоленску взмах ресниц глубины черных солнц Натали.







Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров