«Смоленский ковчег» гремит на всю Европу!

Культура

Гран – при VIII Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» удостоился спектакль Сергея Кузьмича «Карнавал в Вероне» (Костромской государственный Ордена Трудового Красного Знамени драматический  театр имени А. Н. Островского).
Это уже вторая по счету высокая награда, которая вручена костромскому театру в Смоленске.  Впервые Гран-при проекта «Смоленский ковчег» коллектив получил в 2018 году.

                              Визит онлайн

В театральном биеннале приняли участие труппы из России, Белоруссии, Латвии, Швеции и Таджикистана. 9 дней театрального пиршества, 22 премьеры из шести стран!

- В этом году мы решились на весьма необычный эксперимент – пригласили коллектив из Таджикистана, - делится особенностями фестивальной творческой «кухни» продюсер проекта Валерий Беляев. - Отличный стратегический ход, в Смоленске много мигрантов из этой страны! По объективным причинам на фестиваль не смогли приехать труппы из Кореи и Швеции, а ведь наш фестиваль для скандинавских друзей – настоящая палочка – выручалочка. Театр «Альбатрос» прославился именно на смоленском фестивале и начал гастролировать по всему миру. Но сегодня Россия, увы, закрыта для шведов и Латвии, которая также хотела подняться на борт «Смоленского ковчега».

В свое время известный литературовед и театральный критик Борис Тух мечтал привезти в Смоленск эстонские театры, но геополитические обстоятельства складываются по-прежнему неблагоприятно. К нам рвалась Македония и, если бы границы были открыты, мы непременно приняли бы и этот коллектив. Как теперь не можем принять польские театры, а сколько их побывало на «Смоленском ковчеге» - Варшава, Лодзь!

Как мы вышли из положения? На фестивале работали четыре площадки, и одна из них - в онлайн – режиме, позволившая увидеть спектакли заочных участников конкурса – корейцев, латышей, коллективов из Республики Беларусь. Смоляне следили за театральным процессом на официальном сайте драмтеатра в «ВКонтакте».

                         А судьи кто?

- «Смоленский ковчег» собрал высокопрофессиональный состав жюри, - признался продюсер Валерий Беляев. - Театральный критик и аналитик театра, член Союза театральных деятелей России Ольга Сенаторова досконально и глубоко знает театральную «кухню» и является президентом многих фестивалей и обладает колоссальным опытом именно в организации громких проектов. Это - Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» в Сочи, форум во Владимире «У Золотых ворот», ульяновский Всероссийский фестиваль «Отечество и судьбы. История государства российского» и международный проект в Новошахтинске «Поговорим о любви!..» (Ростовская область).

В судейской коллегии театральный режиссер и педагог, менеджер, организатор театральных фестивалей Петр Куликов, заслуженный работник культуры РФ Надежда Деверилина, заслуженный артист России, доцент, режиссер и педагог, ученик величайшего советского кинорежиссера Сергея Герасимова Сергей Тюмин. 

Организаторы и вдохновители проекта (в жюри не входят, соблюдают творческий нейтралитет)  - руководители Смоленского государственного академического драматического театра имени А. С. Грибоедова Людмила Судовская и Виталий Барковский. Люди, без которых фестиваль «Смоленский ковчег» не смог бы состояться.

Судейскую коллегию возглавил доктор философских наук МГУ имени Ломоносова, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, театральный критик, сотрудник Белорусской государственной академии искусств Вадим Салеев.

Вадим Алексеевич является одним из крупнейших специалистов СНГ в области философии, культурологи и эстетики, автором более 400 научных и научно-методических работ Особое место в творчестве Салеева занимает публицистическая и художественно-критическая деятельность. Им опубликовано свыше 600 статей в области театра, литературы, архитектуры и кино. Вадим Салеев сумел реализовать себя в философской поэзии и новеллистике (литературный псевдоним – Вадим Яр). 

                               Встреча на Олимпе

- Мы никого специально не приглашаем, лишь отбираем заявки на участие в фестивале, которые начали поступать в ноябре прошлого года, всего их было 62, - говорит заслуженный работник культуры РФ, директор Смоленского государственного академического драматического театра им. А. С. Грибоедова Людмила Судовская. - После отбора остались 22 участника. Министерство культуры определило нас как самый гастролирующий театр. Мы везде были, практически все города, представленные на афише фестиваля, проехали на гастролях. Все наши гости – друзья Смоленска, они мечтали снова побывать у нас. Слава «Смоленского ковчега» гремит далеко за пределами России!

По мнению театрального критика и аналитика театра Ольги Сенаторовой, «Смоленский ковчег» - один из крупнейших проектов западной части нашей страны, который выводит российское театральное искусство на высочайший европейский уровень:

- Сегодня далеко не все фестивали России (а их свыше 160) существуют с гордо поднятой головой. Время непростое, трудностей много - финансовых, геополитических и географических. Моим коллегам нередко приходится делать паузу, порой у них нет физической возможности представить свои работы на фестивалях. И все же они знают, что в вашем городе есть точка силы, точка притяжения, которой является «Смоленский ковчег», возникший 16 лет назад и продолжающий функционировать в заданном еще в 2008 году режиме. Фестиваль в Смоленске – беспрецедентный!

- Я очень рад оказаться в Смоленске, - делится впечатлениями Петр Куликов. - Театральное искусство интернациональное. И, даже если мы говорим на разных языках, все равно осознаем культурную миссию театра. Фестиваль – это большой праздник театрального искусства, дающий возможность общения на профессиональном уровне. Идет напряженный анализ, разбор спектаклей, важный для режиссеров и актеров. «Смоленский ковчег» - встреча на Олимпе! Я просто очарован его конкурсной программой! Говорю вам это как насмотренный человек, перевидевший огромное количество постановок.

- Фестиваль живет активной жизнью, - не скрывает Сергей Тюмин. - Если говорить о его качественной составляющей, «Смоленский ковчег» движется вперед по нарастающей.  

Вадиму Салееву посчастливилось побывать в Смоленск трижды:

- Впервые я приехал в ваш город полвека назад, когда учился в аспирантуре Московского университета. Не скрою, был удивлен, когда увидел на Успенском соборе высвеченную электричеством поздравительную надпись «Христос воскрес!».

Я очень близко связан со смоленскими литераторами, мое знакомство с ними состоялось на литературном фестивале «Славянские традиции» в Крыму. Сразу скажу: Смоленск для белорусов – город уникальный! Великий филолог-славист, основоположник научного изучения белорусского языка и словесности академик Евфимий Федорович Карский  утверждал, что еще 100 лет тому назад, 65 процентов населения Смоленска говорило на белорусском языке.

Во-вторых, именно здесь в 1919 году была провозглашена Белорусская советская социалистическая республика.

Для белорусов Смоленск – глубоко свой, родной город, и мне радостно выступить в новом для себя качестве – возглавить жюри. Театр - моя любовь с детства, ведь я выходец из театральной семьи. Отец был режиссером в Москве, мой дядя – народный артист СССР Евгений Максимович Полосин. Да и я сам начинал свою трудовую деятельность в качестве ученика осветителя на сцене Русского театра БССР им. Горького.

Благодарю Смоленск за создание столь мощного международного фестиваля, где снят срез разных театров, начиная столичными подмостками и заканчивая пестрой палитрой областных коллективов.

В наше сверхтяжелое время «Смоленский ковчег» – росток жизни, потому что без такого живого, мощного, непосредственно обращенного к человеку искусства как театр человечество вымирает.

- Созидательный мотив предприятия под названием «фестиваль» особый, - убежден главный режиссер главной сцены региона Виталий Барковский. - «Смоленский ковчег» дает зрителю возможность сравнить уровень мастерства различных коллективов.

У театра также появляется возможность увидеть, какое воздействие мы способны оказывать на зрителя, услышать оценку профессионалов с разным мировоззренческим и культурным опытом.

Наш фестиваль особый. Организаторы «Смоленского ковчега» не стремятся брать в число участников громкие коллективы. Хочется посмотреть, что происходит на региональном уровне. Это очень важно. Областные театры гораздо ближе к народу, чем те же прославленные столичные труппы, которые везут в провинцию антрепризы. Ведь они заботятся порой не о сути, а о коммерческом успехе. Для определенного сорта публики (а я всегда разделяю публику и зрителя) это, безусловно, хорошо. Но ведь есть и элита, особая интеллектуальная мысль, которая бьется в каждом городе и живет в каждом народе.        

                       Психология классики

                           «Олеся», Брест

«Полесское наваждение» Тимофея Ильевского – Николая Полтораки восхитительный, тонкий спектакль, в котором с помощью лаконичного декорирования сцены воссоздан образ заповедной, нетронутой человеком природы и своеобразный колорит немудреной сельской жизни.

Масштабное полотно постановки полифоническое, сотканное из символов и метафор. Это – мощно звучащая симфония Полесья, в которую органично вплетены подлинный местный говор и национальный фольклор, звучащие «вельми смачна». «Олеся» - эпическая постановка, в которой каждый актерский голос звучит, как музыкальный инструмент: слаженно, тонко и акварельно – прозрачно, трогательно и трагично.  

Пластические сцены и массовка, в которой занят практически весь актерский состав театра, - заслуга артистки Ольги Жук, которая работала над спектаклем как второй режиссер.

Народные пляски, аутентичные костюмы, песнопения…

И, конечно же, мистический дурман зловещих болотных туманов, которые окутывают спящее сознание народа, погрязшего в суевериях и глубинных страхах перед неведомым, и всполохи искренних чувств, забитых камнями под набат церковного колокола.

Если в спектакле есть место ружью, оно непременно должно выстрелить. Воспринимаемые зрителем объекты, лежащие по периметру сцены и похожие на бульбу, это камни, которые полетят в голову гордой влюбленной «колдуньи»…

А сбитая из досок платформа – это и шаткий мостик, ведущий через лес к чистой, незамутненной предрассудками любви, и площадка аутодафе, с которой несутся проклятия в адрес людской жестокости, и погост, на котором гаснет Любовь, не способная справиться с непреодолимыми противоречиями.

По ком звонит колокол? По любви…

           «Катерина Измайлова», Белгород

Русская мистерия Алексея Доронина «Катерина Измайлова», поставленная по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», ставит перед зрителем весьма необычный, серьезный вопрос: возможно ли сопереживать серийной убийце?

«Катерина Измайлова» - это не история любви. Это – физиологическое исследование темного, греховного торжества плоти, поскольку любовь – понятие глубоко христианское. Чувство, основанное на всепрощении и самопожертвовании. Спектакль Доронина – это мучительная трагедия, разыгранная в душной атмосфере надвигающейся грозы. Появление в жизни главной героини спектакля (Вероника Васильева) приказчика Сергея  – лишь первый шаг навстречу к смертному греху. Любовник стал для нее поистине апокалиптическим явлением, выходцем из геенны огненной, затащившим ослепленную сладострастием женщину на самое дно ада. Кровать на сцене –символ предвестника бури, которая бушует в не разбуженном любовью теле молодой купчихи.

Первобытная, безумная страсть будит зверя, и он вырывается наружу, губит ее душу и души тех, кто рядом. Ибо греховное сильней, оно давит сердце, ломая ребра. И даже, ступив на дно, можно сделать усилие и выбраться на поверхность. Сделать вдох. Но Катерине не суждено оттолкнуться, она вязнет в илистой субстанции духовной пропасти низменных страстей, ведущей к финальной черте – самоубийству.     

Обуреваемая мутной страстью дремучая баба под раскаты грома выбирает темное начало. Зримое воплощение инферно режиссеру подсказал Лесков: героине в гротескном облике кота является сам Дьявол. Гуттаперчевый Джокер, спутавший карты Катерины Львовны и обратившей ее в смертельно опасную для общества Даму Пик. Да, Катерина всего лишь порочная женщина, но есть деяния, которые принять и простить нельзя.

В спектакле «Катерина Измайлова» прекрасно все: сценография, оригинальное пластическое решение спектакля, свежесть музыкального оформления (микс из «Калинова моста», стоны Насти Полевой).

Важно, что со зрителем ведется серьезный, «вертикальный» разговор на тему личной свободы и ее границ, после которого возникает желание очиститься, просто физически взять и вымыть руки. Увидеть свет на контрасте с губительной тьмой и осознать: как же удивительна хрупкая жизнь, как бережно к ней нужно относиться, чтобы не пролились адские чернила на белые простыни простых человеческих чувств…

                        Жить… шепотом. Москва

НеКомедия «Самоубийца» в постановке номинанта национальной премии «Золотая Маска - 2020» Дмитрия Акриша – фантасмагория, сдирижированная палкой ливерной колбасы, которая неожиданно приводит …к мыслям о суициде. За основу спектакля взята трагикомедия Николая Эрдмана, написанная в далеком 1928 году. Судьба пьесы, которую вполне справедливо назвали одной из первых «черных комедий» в литературе, никогда не ставилась при жизни автора в театре и не была опубликована.

На сцене – предельный минимализм, пространство оголено до предела. Истерия жалкой человеческой жизни в коммунальной квартире, обнажающей человека до нижнего белья, и его безуспешная попытка противостоять глумящейся над его (смертной или все-таки бессмертной?) душой толпе, которая стремится использовать его смерть в своих интересах. Интересы различны: коммерция, искусство и культура, власть, любовь, секс.

За дверью маргинальной многокомнатной ловушки прячется Жизнь. На сцене, заполненной молчаливыми призраками и живыми исчадиями коммунального ада, обшарпанный электрощиток – проводник в неизвестность. Что там, в черной пустоте, за гранью?

Падающего – толкни. И ведь толкнут, у каждого персонажа этой густонаселенной воющей и орущей под Курта Кобейна постановки своя корыстная, грязная цель, прикрытая светлыми идеалами…  

Да вот беда: гремучая смесь фантазма Театра на Перовской почему-то не затрагивает душевных струн, и на то есть веская причина. Быть голым перед зрителем недостаточно. Попытка актуализировать текст столетней давности «не коннектит» с реалиями современной действительности. Винегрет из блогерства, наркомов, харассмента, мятущейся интеллигенции и революции царапает слух – словно железом водят по стеклу.

И финальный монолог главного героя Семена Подсекальникова, желающего одно – «жить шепотом, но все-таки жить», не соответствует нынешним реалиям, когда жизнь вновь требует от человека жить громко. Жить, совершая поступки, падая грудью на амбразуру, а не прозябать «премудрым пескарем», который прячется от щуки в своей мещанской норке.

Спастись не удастся – зубастая смерть всегда начеку.

Так гибнут, утратив актуальность смыслов, в «бесплодьи умственного тупика» эксперимента недурные, по сути, и смелые спектакли.                      

              Что наша жизнь? Игра! Итоги подведены

В номинации «Лучшая режиссура» нет равных Виталию Барковскому -

заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь (спектакль «Игрок», Смоленский государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова).

Лучшим сценографическим воплощением признано «полесское наваждение» «Олеся» в постановке Николая Полтораки («Брестский академический театр драмы имени Ленинского комсомола Беларуси»).

Трагикомедия Андрея Жигура «Игра в джин» (Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, Витебск) одержала победу в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Награду в номинации «Лучшая главная женская роль» жюри присудило Веронике Васильевой, сыгравшую Катерину Измайлову в одноименном спектакле Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина.

«Лучшая главная мужская роль» у Артура Мартиросова (Семен Подсекальников, неКомедия «Самоубийца», Московский драматический Театр на Перовской).

В номинации «Женская роль второго плана» лучшей названа «синьора Капулетти» Наталья Иншакова (комедия «Карнавал в Вероне», Костромской государственный Ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени А. Н. Островского).

Судейский корпус отметил артиста Липецкого драматического театра Игоря Коробова (Абрам Алексеевич Желтухин, комедия – мелодрама Геннадия Балабаева и художника-постановщика Светланы Архиповой «Касатка») в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».

Самый народный приз определяет зрительское голосование. В этом году смоляне проголосовали сердцем за спектакль «Ксения Петербургская» Великолукского драматического театра и русскую мистерию Алексея Доронина «Катерина Измайлова», поставленную по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Приз продюсера фестиваля «Смоленский ковчег» присужден спектаклю - путешествию «Дружная компания» Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова.

             Специальные призы жюри

Судейская коллегия отметила блестящую работу Оксаны Бугаец в спектакле «Ксения Петербургская» (режиссер Дмитрий Егоров).

Награды удостоилась оригинальная пластическая режиссура Ольги Жук, сумевшей создать неповторимую атмосферу быта жителей Полесья в

спектакле «Олеся».

Актер Андрей Шидловский награжден «За проникновенное исполнение роли» (Мот в «хронике семейного апокалипсиса» «Ганди молчал по субботам» в постановке Заслуженного коллектива Республики Беларусь «Гомельский областной драматический театр». Режиссер Мария Матох).

Заслуженный артист России Иван Кириллов (Белгород) поощрен в номинации «За верность русской актерской школе» (Борис Тимофеевич Измайлов, спектакль «Катерина Измайлова»).

Приз фестиваля «Смоленский ковчег» (номинация «За виртуозное исполнение главной музыкальной роли») увезет в Таджикистан домрист Кахрамон Бобоев (комедия «Летающий лекарь», Театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди).

Номинации «За утверждение ценностей человеческой жизни» удостоилась философская притча о смысле жизни «33 счастья» (Тульский государственный орден Трудового Красного Знамени академического театра драмы имени М. Горького).

Пьеса о войне и любви «Песя и Янко» Могилевского областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина – Марцинкевича (Беларусь, Бобруйск) в прямом смысле слова выстрадала победу в номинации «За патриотическое звучание спектакля».

Лирическая фантазия «Желанная» Владимирского академического областного театра драмы (режиссер Юрий Круценко) признана самым ярким экспериментом в области новой драматургии.

По мнению жюри, военная драма Светланы Бара «Голоса» Молодежного театра «Inspire» (Латвия), верна идеалам гуманизма на сцене.

Атмосферный спектакль «Цветы и птицы» Наталии Львовой (Театр «Ноосфера», Санкт-Петербург) получил заслуженную награду «За плодотворный поиск в области постдраматического театра"; трогательная постановка Филиппа Гуревича «Белые кораблики», рассказывающая о детях блокадного Ленинграда, является ярким воплощением патриотических традиций на сцене (Рязанский государственный областной театр юного зрителя).

Драма «Люди на болоте» Мозырского драматического театра имени Ивана Мележа завоевала признание в специальной номинации «За верность классическим традициям».

Приз за «Успешный фестивальный дебют» достался трагикомедии Татьяны Пацай «Отдай мое сердце» (Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Могилевский областной драматический театр»), приз «За утверждение высоких гуманистических идеалов» присужден драме «Ксения Петербургская» в постановке коллектива из Великих Лук.

Оценено по достоинству и новаторство шведских друзей смоленского театра. Teater Albatross (Швеция). Сказочная история «Песня леса» признана

«Лучшим театральным проектом на экологическую тему».

Не осталась незамеченной блестящая работа коллектива из Таджикистана - комедия «Летающий лекарь» увезет в солнечную республику приз «За яркий синтез национальных и мировых театральных традиций».

Спектакль «Исповедь Толстого, разговор с Анной Карениной» на корейском языке (Theater company «P.I.A.C», Корея) вызвал настоящий фурор. Доказательство тому - специальный приз «За тонкое художественное прочтение русской классики».

И, конечно же, изумительная «вишенка на торте» - водевиль Белорусского государственного академического музыкального театра «L’AMOUR, L’AMOUR – любовь, любовь», - увенчавший театральное пиршество в Смоленске, порадует минчан призом, полученным «За яркий и высокий профессионализм».

P. S.

Девятый по счету международный фестиваль «Смоленский ковчег» состоится в 2024 году.

 

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:11
Поисковики соседней страны просят жителей региона помочь най...
вчера, 23:03
В свой праздник экскурсоводы художественной галереи ждут пос...
вчера, 21:59