"Сентиментальный боксер" в Смоленске

Культура

23 февраля в российский прокат вышла спортивно-историческая драма Артема Михалкова «Мистер Нокаут».

             «Ведь бокс - не драка, это спорт отважных, и тэ дэ…»

В последние годы российские кинематографисты с азартом принялись осваивать непростую тему, взявшись за спорт. Что, собственно говоря, не кажется удивительным. Высокотехнологичное кинопроизводство, визуальные инновации и бесспорное операторское мастерство позволяют киноделам «лепить» достойные яркие и динамичные байопики.

Скверно другое: сценарная основа спортивных драм хромает, уводя зрителя на окольную тропинку «снято по мотивам реальных событий», дабы избежать возможных трений с родственниками героев фильмов, которых коробит достоверность фактов из личной жизни чемпионов, но речь не об этом.

«Легенда №17» Николая Лебедева, «Движение вверх» Антона Мегердичева, «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Василия Чигинского,   «На острие» Эдуарда Бордукова, «Стрельцов» Ильи Учителя, «Небесная команда» Владимира Аленикова, «Чемпион мира» Алексея Сидорова, «Одиннадцать молчаливых мужчин» Алексея Пиманова…

Все эти зачастую неровные (есть и очевидные неудачи!) картины в той или иной степени рассказывают о событиях, всколыхнувших мировую спортивную арену и прославляющие силу духа русского человека, стремящегося побеждать, во что бы то ни стало.  

Да, околоспортивные картины и байопики, хотим мы того, или нет, штампуют по отработанной схеме. Непременно присутствует приторная любовная линия (иначе девочки в зале заскучают); преодоление объективных трудностей, душевные метания и физические проблемы (травмы или болезни) и выстраданная победа; взаимоотношения с тренером, который к концу фильма непременно выполнит функцию не только наставника, вырастившего чемпиона, но и «отца родного».

Обязательно должен быть опасный противник или вражина в «тылу» - как правило, спортивный чиновник, вставляющий герою палки в колеса (спортивное нечистоплотное закулисье – непременный атрибут драмы); противопоставление мира капитала героическому соцлагерю.

Наступило время болеть за победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио Валерия Попенченко - героя драмы Артема Михалкова «Мистер Нокаут». Несмотря на то, что фильм сына Никиты Михалкова не избежал перечисленных выше клише, «Мистер Нокаут» - зрелищное кино, которое хочется посмотреть. Во время просмотра боев реально болеешь за главного героя и по-настоящему сопереживаешь ему. А такое, поверьте, бывает нечасто. Разве что в «Легенде №17» и в «Движении вверх» возникал эффект сопричастности, искреннее желание аплодировать победителям, которые сумели отстоять честь советского спортсмена и его бесспорное первенство на мировой спортивной арене.   

Слишком уж интересен главный герой «Мистера Нокаута» Валерий Попенченко -  выдающийся советский боксер, чемпион 
Олимпийских игр 1964 года в Токио, дважды одержавший первенство на чемпионатах Европы в 1963 и 1965 годах. Заслуженный мастер спорта СССР.
Единственный советский спортсмен, завоевавший «Нобелевскую премию» по боксу - Кубок Вэла Баркера. Боец-интеллектуал – человек сильный и телом, и духом, и разумом. За свою недолгую карьеру Попенченко одержал 200 побед, став одним из самых выдающихся боксеров в истории Советского Союза.

Валерия Попенченко играет Виктор Хориняк, убедительно доказавший свою актерскую состоятельность в недавней картине «Непослушник». Начавший с сериалов Хориняк показал, что ему по плечу (и кулаку!) психологический рисунок серьезной роли. Он блестяще справляется со всеми поставленными задачами и хорошо держит удар во время драматических эпизодов и в моменты боев, которых в драме и с избытком. Сказывается не только очевидное актерское мастерство, но и недурная физическая подготовка: Хориняк и сам занимался профессиональным боксом. 

          «Бить человека по лицу я с детства не могу…»

В интерпретации Михалкова Валерий Попеченков - «сентиментальный боксер» (не зря в финале фильма звучит песня Высоцкого, в которой Владимир Семенович поет песню о спортсмене, побеждающем вопреки очевидной жестокости этого вида спорта). Критики уже успели отметить, что на фоне типовых спортивных драм «Мистер Нокаут» смотрится необычно.

Суворовское училище, стычки с ташкентской шпаной на улицах. Сам бог велел «Пончику» (так называет своего сына – тюфяка мать) - Валере стать боксером. Но «простой парень» бить людей по лицу отказывается и готов заняться чем угодно, только не делать из своих противников отбивные: писать любовные стихи, в совершенстве освоить английский язык, бегать, перепрыгивая через препятствия, играть в шахматы.   В конце концов, уйти в плавание к дальним берегам.

Вот такой он, этот совсем непростой паренек, которому время от времени намекают, что он и не пончик даже, а… дырка от пончика. Артем Михалков на протяжении двух часов показывает зрителю историю преодоления внутренних глубинных страхов и комплексов (будущий «Мистер Нокаут» боится темноты) и становление главного героя в качестве чемпиона мира.   Великого боксера, который укладывал оппонента меньше чем за минуту. Потому западная пресса и дала ему такое прозвище!

Именно поэтому «Мистер Нокаут» нельзя назвать биографическим байопиком в чистом виде. Иначе смотреть было бы просто не на что – бросок, сокрушительный удар, судья отсчитывает секунды…   

Все кончено. Рефери тянет руку чемпиона вверх. Финальный бой Олимпиады в Токио осенью 1964 года продолжался меньше минуты. Попенченко, ставший обладателем кубка Вэла Баркера, отправил пятикратного чемпиона ФРГ Эмиля Шульца в нокаут уже в первом раунде. В спортивной драме Михалкова этот бой занимает внушительную часть экранного времени и сопряжен с высочайшим накала драматизма.

                           «Пятое колесо»

«Мистер Нокаут» выгодно отличается от откровенно слабого «Стрельцова» и нашпигованных неоправданными фантастическими выдумками «Одиннадцати молчаливых мужчин», которые опошлили историю выдающегося спортивного достижения советских футболистов. Алексею Пиманову разве что за образ нашего земляка, легендарного комментатора Вадима Синявского можно сказать большое человеческое спасибо.

Фильм - о боксе. Поэтому невнятную «мотивирующую» историю любви к девушке, которой хочет быть достоин главный герой (ради этой цели «сентиментальный боксер» и добивается звания чемпиона мира), можно оставить за кадром как «пятое колесо», которое (если бы не мотивация), особой роли в движении картины вперед не играет. Выдуманная сценаристами любовная линия проигрывает настоящей истории любви Валерия Попенченко. Он действительно встретил будущую жену в Эрмитаже, покорив ее своей эрудированностью и умению разбираться в живописи и литературе. Спустя всего несколько дней они подали заявление в ЗАГС и никогда не жалели о своем скоропалительном решении.

Как ни странно, в «телеге» фильма присутствует еще одно «пятое колесо» - легендарный тренер спортивного общества «Динамо» Григорий Кусикьянц (Сергей Безруков). В реальности именно Кусикьянц оказал беспрецедентное влияние на физическую, техническую и психологическую подготовку молодого боксера. Мало того, что Кусикьянц внешне совсем не похож на армавирского армянина, так еще и произносит реплики фактически без неискоренимого акцента (иногда, правда, спохватывается).

В реальности Кусикьянц прославился своей нестандартной методикой подготовки будущих чемпионов. Водил на балет, учил думать – заставлял играть в шахматы, чтобы развить тактическое чутье. Кого мы видим на экране? Эксцентричного, нахального психопата, что ведет пространные беседы про «свет в конце туннеля, который нужно заслужить», устраивает потасовки в подворотнях и ведет «петушиные бои» с чиновником от спорта. Терки заканчиваются фиаско: Кусикьянцу отказывают сопровождать выращенного им чемпиона (каким образом он него вырастил, из киноповествования не очень понятно) в Токио. Но бриллиантовые сережки, проданные девушкой Попенченко, фантастическим образом перебрасывают тренера в Страну Восходящего Солнца, где наставник – «турист» продолжает героически чудить, «поддерживая» своего питомца. На самом деле все было иначе. В Токио тренер делил свой паек со спортсменом, спал у кровати чемпиона на коврике…

Но только не у Михалкова.

И, как бы ни был динамичен его фильм, «Мистера Нокаута» портят бесконечные флешбэки, раскрывающий сложный внутренний мир главного героя и его взаимоотношения с погибшим на фронте отцом. Режиссеру изменило чувство меры. Увы и ах: раньше в российском кино перебарщивали с рапидом, теперь появилась новая беда – череда флешбэков.

Неужели Никита Сергеевич не объяснил сыну, в чем тот прокололся? А ведь влияние кинематографиста – отца на Артема сказывается, и это видно по особой любви и вниманию к деталям, и даже по хорошо угадываемой за кадром знаменитой фразе «Уходим по одному, если что, мы геологи».

Да-да-да! Зритель увидит в «Мистере Нокауте» пресловутого мичмана Криворучко, чья дословно записанная реплика  нашла отражение  в автобиографической книге Никиты Михалкова «Мои дневники, 1972-1993 годы» - сборнике флотских и армейских высказываний. Эта фраза звучит в финале каждого выпуска авторской программы Никиты Сергеевича «Бесогон».

             Несчастный случай или умышленное убийство?

Причиной ухода с ринга Попенченко стали так называемые «мухи» перед глазами, появившиеся после пропущенных ударов по голове. Закончив спортивную карьеру, Валерий переехал в Москву и занялся научной работой. Защитив диссертацию кандидата технических наук, работал в МВТУ им. Баумана заведующим кафедрой физического воспитания.

37-летний Валерий Попенченко погиб 15 февраля 1975 года при весьма загадочных обстоятельствах. «Мистер Нокаут» упал с третьего этажа в пролет лестницы главного корпуса МВТУ. Смерть наступила мгновенно...

Помощник Генерального прокурора СССР по надзору в области государственной безопасности, известный депутат, Виктор Илюхин осуществлял надзор за расследованием этого уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Было установлено, что Попенченко подавал рапорт о вступлении в отряд космонавтов. Подал неудачно. Валерий Владимирович был офицером ВМФ (в прошлом - 
морских частей КГБ СССР). Последнее обстоятельство вызвало «подковерные» разногласия между ВВС и ВМФ о подчинении и составе космических программ и составе участников. И это еще не все: на кафедры, которую возглавлял олимпиец, таинственным образом исчезли… материалы по космической программе. Попенченко не скрывал, что подозревает в краже сверхсекретной информации проректора по науке.

Впоследствии Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 64 УК РСФСР («измена Родине»). В драме Артема Михалкова об этом нет ни слова. Как, впрочем, и в картине Лебедева «Легенда 17», где также не упоминается о не менее странном уходе из жизни хоккеиста Валерия Харламова. Фильм обрывается на триумфальном пике славы величайшего боксера всех времен и народов…

«Лежал он и думал, что жизнь хороша.
Кому хороша, а кому - ни шиша!..».

P.S.

Кстати, давно уже не видела, чтобы школьников всем классом водили на российские фильмы. Оно того стоит: Валерий Попенченко - отличный пример для подражания мальчишкам, которые всерьез хотят заняться спортом и закалить боевой дух.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
18 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
25 минут назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров