"Непослушник" в Смоленске: Аллилуйя, с нами... блог!

Культура

3 февраля в российский прокат вышла лирическая комедия Владимира Котта «Непослушник»  с Виктором Хориняком в главной роли.

                          Ничего святого!

«Непослушник» - фильм о блогере - пранкере ДиМонстре, который чудесным образом перевоспитывается и просветляется, попав в монастырь.

В начале своего экранного пути персонаж Хориняка во всех отношениях отвратительный. У Димы - ДиМонстра ничего святого нет: паренек издевается над людьми и выкладывает записи мерзостных розыгрышей в интернет на радость подписчикам, которых у него уже не меньше пяти миллионов.

Фильм начинается с разнузданной сцены, где пранкер в форме полковника УВД рубит топором видавший виды «Москвич». Водитель раритета в шоке: это ржавое ведро на колесах - единственная память об отце...

Ролик коробит даже самых бездушных и прожженных подписчиков удалого блогера, и они засыпают звезду YouTube дизлайками. «Нужно зацепить что-то святое», - заявляет ДиМонстр своей подруге (и по совместительству продюсера контента). Похабник Дима решается на отчаянный шаг, задумав покуситься на духовные скрепы. Правда, выглядит его задумка весьма сомнительной на фоне нынешней жесточайшей внутренней и внешней цензуры, держащей под контролем абсолютно все общественные процессы. То ли он про Pussy Riot никогда не слыхал (что весьма сомнительно), то ли окончательно попутался и возомнил себя Ксенией Собчак, которой можно все.

Неожиданная встреча со школьным товарищем, а ныне псаломщиком Сергеем, помогает Диме осуществить безумную идею. Блогер идет «на исповедь» и устраивает в храме жесточайший пранк. Результат богохульного маскарада вполне ожидаемый: на следующий день в апартаменты шутника вламывается ОМОН. ДиМонстру светит 282 уголовная статья и тюремный срок за проявление неуважения к гражданам и оскорбление чувств верующих.

Но наш пострел везде поспел: и от ОМОНа сбежал, и в захудалом монастыре спрятался, опоив друга-псаломщика ядреной «кислотой» и заняв его место в святых стенах обманным путем.

Ну а дальше и начинается постепенное просветление, заканчивающееся духовным очищением охальника Димы братской дружбой и любовью чистой и светлой иконописицы Насти (Таисия Вилкова).

           «Непослушник» - тот же «Холоп» в «профиль»?

«Непослушник» Владимира Котта действительно в чем-то очень похож на «Холопа» Клима Шипенко. Только у Шипенко гаденького сына олигарха перевоспитывают насильно, придумав для становления беспринципного эгоиста - мажора на путь истинный жестокий фантастический квест. Герой комедии Котта исправляется самостоятельно, так сказать, ведомый Божьим промыслом.

Такие (назовем их народными) темы кажутся зрителю весьма привлекательными. Потому-то и собрал достаточно пошлый, довольно примитивный «Холоп» ошеломительную зрительскую аудиторию, став самым кассовым фильмом в новейшей истории российского кинематографа.

У «Непослушника» тоже есть реальный шанс повторить успех главного комедийного хита, на что, собственно, и рассчитывают создатели картины. Фильм выпущен огромным тиражом (2 тыс. копий!), после завершения проката комедию покажут на телеканале «Россия», который выкупил право на показ.

Однако «Холоп» и «Непослушник» - фильмы совершенно разные по наполненности текста кино смыслами. Владимир Котт уходит от «холопской» вульгарности и ширпотреба в сторону доброго, лишенного цинизма юмора и лирики, граничащей с мелодраматизмом. Но режиссер палку не перегибает, ненавязчиво говоря простым и веселым языком об очень серьезных вещах.

Добрую половину фильма зритель без устали хохочет над злоключениями отчаянного пранкера Димы. А ему в монастыре, где настоятелем служит суровый и аскетичный (а на самом деле добрый и милосердный) отец Анатолий (потрясающий актер старой школы Юрий Кузнецов), приходится нелегко.

Постная пища, холодные и сырые кельи, где наблюдается полное отсутствие подушек и одеял. И, что особенно убийственно для блогера, в монастыре интернета и в помине нет. Как, впрочем, и электричества. Монахи трапезничают при свете керосинок. Из XXI века Дима попадает в страдающее Средневековье. И ничегошеньки он в этой простецкой русской жизни, наполненной простыми житейскими хлопотами, не разумеет. Ни воды с колонки принести, ни козу подоить, ни каши сварить. Сплошной праздник непослушания какой-то!

Братья-монахи (а среди них есть и бывший следователь, и химик-технолог, который раньше работал на атомной станции) неодобрительно присматриваются к озорнику в рясе и даже пытаются вывести его на чистую воду.

А вот воды-то в монастыре и нет от слова «совсем». Тут-то и начинает вырисовываться очень серьезная тема в контексте шутовского, комического.

                         Реформа духовных скреп

Смотришь на экран и диву даешься: режиссер замахнулся на критику устоев РПЦ и даже делает непрозрачный намек на косность оной, балансируя на грани, за которой - статья 282, предусматривающая уголовную ответственность «за оскорбление чувств верующих»!

Здесь и легко считываемая коммерциализация церкви, нашедшая отражение в церковном функционере Фоме (Максим Лагашкин ездит на порше, сладко ест-пьет с фарфора и намеревается закрыть убыточный монастырь, благо архитектурной ценности у строения нет, а ветхие полы проваливаются, да и прихожане разрушающийся храм стороной обходят).

Корыстный материалист Фома - антагонист бессребренника отца Анатолия, который из всех сил печется об обители. А в обитель вот-вот нагрянет комиссия, дабы принять решение о ее ликвидации в виду полнейшей нерентабельности.

Сил у отца Анатолия мало. Бог ему в помощь! Помощь приходит, откуда не ждали. Пранкер разрулит все монастырские проблемы и избавит обитель от бед.

А бед - навалом. Отец Анатолий далек от коммерции и налаживания выгодных связей с общественностью. Вернее, с властью.

Потому и воды в монастыре нет - трубу обрубили, тем самым лишив «неудобного» властям (да и преуспевающим церковным функционерам) настоятеля водоснабжения. С водой в этой провинциальной глуши вообще проблема, зато у главы местной администрации в апартаментах бассейн. Фома все знает, но молчит в тряпочку - дескать, Анатолий, выкручивайся сам.

Свет монахам тоже ни к чему, обойдутся!

Еще один нюанс, граничащий с возможной нерукопожатностью: настоятель забытой Богом и людьми обители (в прошлом - космонавт) высказывает крамольную мысль. Дескать, «я ТАМ был, и ничего ТАМ нет. Пустота. Бог, он здесь, внутри каждого из нас. В человеке...».

Зато именно благодаря всепрощающей доброте опального настоятеля запутавшийся по жизни пранкер ДиМонстр обретает и Бога в своей душе, и настоящую любовь. Именно любовь спасает монастырь - иконописица Настя поверх старинной фрески напишет свое откровение и тайну: неканоническое изображение св. Димитрия. Святой, лик которого освещает улыбка, парит в облаках в виде сердечек. Ясное дело, Св. Димитрий списан с Димы - бывшего ДиМонстра.

Комиссия, вначале забраковавшая фреску и намеревающаяся поставить на обители крест, неожиданно меняет решение - от рыжеволосой улыбчивой фрески исходит свет любви, очищающей самое злое сердце и испорченную пороками душу.

Впрочем, блогер, ловко обеспечивший монастырь водоснабжением и электричеством, идет дальше: неожиданно ему приходит в голову идея создать для отца Анатолия контент в сети: уж больно легко, простым языком он объясняет прихожанам сложные вещи и не зацикливается на догмах.

Так сказочный Иванушка - дурачок приводит церковнослужителей к мысли, что и храму божьему пора приобщаться к новым технологиям. Мир меняется на глазах, и церкви тоже следует устремиться к переменам.

Да и сам Дима меняется на глазах. Взрослеет, превращаясь из отмороженного обалдуя в трогательного и доброго паренька, который находит вдалеке от разрушающей душу Москвы истинную любовь и отца. Происходит возвращение блудного сына, забыты обиды и горечь взаимного непонимания.

Что сказать? Смелый фильм! И волки сыты, и овцы целы. Главное, зритель в кои-то веки посмотрел очень доброе кино, получившее благословение РПЦ и разрешение на съемку в настоящем монастыре в селе Васильевское, что в Ивановской области.

Чтобы не быть голословной, приведу один из зрительских отзывов:

«Для отдыха в выходные фильм вполне подойдет. Ничего лишнего, никакой пошлятины.

Да, похож на «Холопа», но тут снято душевнее. И актеры все как родные. Хориняк играл на равных с Кузнецовым и доказал, что он актер разноплановый. И музыкальное оформление картины понравилось, особенно хоровое исполнение настоящими священнослужителями «Аллилуйя любви» в конце. Уходить из зала никому не хотелось, все слушали финальную песню со слезами на глазах...».

К написанному выше сказать больше нечего.

Фото из открытых источников - Яндекс.


 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
34 минуты назад
Новости партнеров