Смоленск: Под колесами любви

Культура
Анна КаренинаВсероссийская премьера фильма британца Джо Райта «Анна Каренина» была официально назначена на 10 января. Нетрудно предположить, что в кинотеатрах провинции (в, частности, в Смоленске) для успевшей нашуметь экранизации романа Льва Толстого места на большом экране не нашлось. И тому есть две причины. Одна вполне объективная, другая имеет субъективный характер. 
В связи с первой, объективной причиной, о которой мы поговорим позже, становится понятно, почему в 2010 году российская публика «в массах» не смогла увидеть картину Майкла Хоффмана «Последнее воскресенье». В которой, кстати, роль жены мыслителя Софьи Андреевны сыграла «оскароносица» со смоленскими корнями Хелен Миррен. За рубежом деньги на масштабный проект нашли – повод-то нешуточный, весь мир отмечал 100-летие со дня смерти Толстого! Как уходил Лев Николаевич, интересовало всех. Кроме его соотечественников, живущих в самой большой стране мира. У нас это культурное событие весьма старательно и умело попытались предать фактическому забвению. Отпраздновали скромно, без привычного пафоса, и тем самым… потрясли мир. Ведь даже на Кубе прошли фестивали, посвященные творчеству писателя! А Россия позволила себе погрузиться в состояние скорбного бесчувствия. Бесчувствие это в полной мере на себе ощутил режиссер Сергей Соловьев, попытавшийся в 23-й раз экранизировать «Анну Каренину». Думал, попал в струю, ан нет. Впросак! Сначала с огромным трудом нашел деньги на съемки – не в России, за рубежом.  Дальнейшая судьба картины была печальна, если не трагична: ожидание премьеры затянулось на все лето 2009 года, а потом, по большому счету, громкий показ фильма не состоялся вовсе. Если не считать жалких просмотров, длившихся не более пары дней, в двух полупустых залах питерских кинотеатров.  В России дистрибьютеров, осмелившихся взяться за прокат ленты, не нашлось. Где же, возмущенно воскликнет зритель, пресловутый госзаказ? Где государственное финансирование, о котором чиновники от кино и мэтры современного отечественного кинематографа  так вдохновенно любят петь, снимая на народные деньги весьма странные (возможно, еще неоцененные историей и академиками большого кино) «Цитадели»?  
Отсутствие интереса к работе Соловьева и его Анне, актрисе Татьяне Друбич, не менее удивительно. Все предыдущие экранизации «Анны Карениной» неизбежно становились блокбастерами. Достаточно сказать, что девять из них поражали воображение зрителя еще во времена Великого немого. В России первый фильм о любви и последствиях пагубной страсти появился в 1911 году, первый звуковой вариант – в 1935 году. Роль Карениной в картине Кларенса Брауна сыграла великая Грета Гарбо. Разрушительницу брачных уз на экране воплощали Вивьен Ли, Софи Марсо, Татьяна Самойлова. Всегда успешно, трагически, душераздирающе.  Сегодня в вереницу актрис всех времен и народов ворвалась Кира Найтли со своей вызывающе аскетической худобой и гривой Горгоны Медузы. Иностранцев всегда привлекали альковные истории адюльтера, преступления и наказания за сердечные муки, оттого и интерес к страданиям Анны, раздавленной отнюдь не бездушным железом, а общественной моралью, неиссякаем и по сей день.
Так стоит ли потратить свое драгоценное время на просмотр фильма Джо Райта, уж коль на последнюю Каренину в интерпретации Сергея Соловьева зритель не пошел? Стоит, потому что его виртуозно снятая и динамично смонтированная работа отнюдь не является сухим пересказом хрестоматийного произведения из программы, заставляющей зевать школьников. Это, скорее, модернистский, искрящийся смелыми находками фонтан. Глоток живой воды, порция свежего воздуха.
Райт сознательно уходит от набившего оскомину, приевшегося художественного реализма и помещает драму на театральные подмостки, в лицедейское закулисье, превращая действо в органичный синтез театра и кино, бесконечную игру иероглифов, которые интересно  читать, осмысливать.
Английский режиссер далеко не первый, кто ходит по этим «огородам» ярких кинематографических находок. Первым по ним бродил (правда, не столь изящно реализуя свои революционные задумки) Питер Гринуэй, затем Баз Лурманн и Ларс фон Триер. Но опыт удался, визуальное решение картины вышло объемным, ярким. Изысканным.  
 Бесстыдные своей схематичной обнаженностью декорации лишний раз подчеркивают искусственность и лживость, лицемерие общества, какую-то незрелую «игрушечность» порывов и чувств. Среди колосников, на сцене, под жестким светом прожекторов и вспыхивает, как спичка, замороженная светским «домостроем» Анна.  Обжигающий, под стук колес неизбежного локомотива, танец страсти с Вронским выдергивает Анну на природу, лишает корней и… лживых театральных декораций. Она – любит, она – сама природа, цветущий весенний луг… Лужайка, которая не нуждается в рамках и ограничениях.  К прискорбию, Анна - луг, которую взрежет безжалостное железо маячащего за призрачным горизонтом поезда. Не нуждается в бронзовой краске багета и деревенский быт Левина, красота труда крепостных – планы сняты по-эйзенштейновски предельно мощно, впечатляюще и поэтически.   
Страсть иссякает,  белая лошадь – предвестница скорой гибели героини, сломав хребет на скачках, падает со сцены в партер…
Загнанных лошадей пристреливают, не так ли? Близок черед и загнанной шекспировской страстью Анны, которая, сжав зубы, ждет прибытия поезда.  Цветущие полянки не для нее. Они существуют для других людей - живущего по христианским понятиям и по любви Левина, Китти и… ее стального мужа, беспечно «пасущего» в мареве полевых цветов детей Анны.  Правосудие свершилось. Поезд прибыл… 
Так что субъективная причина – боязнь не собрать кассу – вряд ли имеет под собой серьезную основу. Фильм эстетски красивый, настоящий отдых для усталых глаз зрителя, нуждающегося в зрелищах.
Проблема в подводном камне, о который сегодня споткнется любой российский кинематографист. Даже такой матерый, как Соловьев. Упоминание имени Толстого в наши дни стало неполиткорректным. Крамольным. Экстремистски опасным – взгляды русского философа не потеряли свою актуальность и спустя сто лет, они по-прежнему опасны для здравомыслящего общества «премудрых пескарей». Упразднение статуса государства, выпады против церкви, критика церковных устоев и «мракобесия»… Немодный вы, Лев Николаевич, писатель.  Ждите прибытия поезда!  Глядишь, и погибнете под колесами пустяковых и бессмысленных киноподелок навроде «Дублера» с Реввой. Их прокатчики закупают с энтузиазмом и удовольствием - публика требует черствого хлеба для своего истощенного бесконечными новогодними праздниками ума.           







Загрузка комментариев...
Читайте также
44 минуты назад
59 минут назад
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
сегодня, 19:44
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
сегодня, 19:09
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
Новости партнеров