"Летчик" в Смоленске: "Выжить любой ценой"

Культура

За военную тему в последние годы брались многие российские режиссеры, и каждый раз, мягко говоря, неудачно. Провалы можно перечислять до бесконечности. «Рубеж», «Танки», «Собибор», «Т-34», «Несокрушимый»…
Тема танков вчистую проиграна, а значит, закрыта. А закрыли ее эпический «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и исполненный глубокого  внутреннего психологизма и физически ощутимого страдания «Летчик»» Рената Давлетьярова, который вышел на российский экран в декабре.

                       «Выживший». Русский вариант

События драмы «Летчик» разворачиваются в декабре 1941 года. Фашистские полчища готовятся взять Москву, в сторону столицы движутся танковые колонны. Однако войны, как таковой, в картине Давлетьярова нет. Несколько головокружительных по динамике схваток в небе – вот и вся война, идущая где-то там, на периферии. За кадром.

«Летчик» - фильм о силе человеческого духа, о способности человека выжить в экстремальных условиях. Когда против него ополчаются не только враги, но и сама русская, такая прекрасная и завораживающая, природа. Природа несет в себе неминуемую смерть. Может ли раненый, голодный и обессиленный человек противостоять в схватке с лютым холодом и клацающими клыками волками, которые идут по его следу? Звери осознают: их жертва обречена. Они чувствуют запах крови, запах ужаса и страха загнанного подранка, и ему не уйти. Но есть одно «но»: мужество. Физиологическое стремление выжить любой ценой. Дойти до своих и продолжить сражаться. Снова подняться в небо, которое равнодушно взирает сквозь ветки заснеженных деревьев лежащего на спине теряющего надежду на спасение и замерзающего Комлева.

В чем-то картина «Летчик» созвучна с блокбастером Алехандро Г. Иньярриту «Выживший» (2015) с Леонардо Ди Каприо в главной роли, за которую актер удостоился главной награды Американской киноакадемии. Нечеловеческая игра на выживание заставляет Николая Комлева (Петр Федоров, исхудавший на съемках подобно Тому Хэнксу в «Изгое» - еще один типаж человека, пытающегося одолеть стихию и вернуться назад) рвать зубами сырую замерзшую рыбу. Он, как и герой «Выжившего» Хью Гласс, повторюсь, вступает в смертельную схватку не с медведицей, а с целой стаей оголодавших беспощадных хищников. Есть в фильме и сцена с мистическими церковными руинами… Ничего предосудительного в цитатах из нашумевшего голливудского блокбастера я не вижу. Это всего лишь годами накопленный кинематографический опыт, своего рода, библиотека кинообразов, а не штампов, которыми пользоваться не возбраняется.  

Давлетьяров показывает окрыленного желанием жить и мстить человека, солдата, который здесь и сейчас ведет свою войну. И стойкость его духа потрясает. Только таким образом, несломленные ни железной махиной Вермахта, ни природой, действующей заодно с врагом, ни предательству слабых душ, трясущихся только за свою шкуру и кабанчика в хлеву, мы смогли победить…    

                «Черная смерть», или Единственный летающий «Ил-2» в Европе

Ренат Давлетьяров известен зрителю своим реалистическим подходом к съемке военных событий. В ремейке драмы «А зори здесь тихие...» (2015) он пригласил на съемку немецких актеров, которые играли диверсантов на марше. Звучит настоящая речь без акцента, лица арийских бестий будто высечены из камня резцом. Псы войны, идущие рвать клыкастой пастью тела беззащитных девочек…

Режиссер и в этот раз задумал снять достоверный фильм. Без «картона» с нацистскими крестами и с немцами в роли оккупантов. Убедительность картины, ее реалистическая «изюминка» еще и в том, что на съемках была задействована легенда советской авиации «Ил-2», созданная в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина. Серийное производство «летающего танка» началось в феврале 1941 года. Фашистские асы окрестили разработку нашего военного авиапрома «чумой». Дословно, в переводе с немецкого, - «черной смертью».

История вернувшегося из небытия самолета заслуживает того, чтобы о ней рассказать. 25 ноября 1943 года экипаж штурмовика «ИЛ-2» 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Скопинцевым (воздушный стрелок - Владимир Гуменный), не дотянул до аэродрома. Машина получила серьезные повреждения в воздушном бою. Скопинцев произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое в Мурманской области.

Летчик вытащил стрелка – краснофлотца из самолета (в точности, как и герой «Летчика») и три километра тащил на себе товарища до аэродрома. Из записи в летной книжке командира: «Самолет посажен на озеро, затонул, летчик получил легкое ранение головы».

Спустя 68 лет, в декабре 2011 года, самолет обнаружили на дне озера на глубине 20 метров. Поиски инициировали дети Валентина Михайловича Скопинцева - трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени, - Олег и Евгения. Летчик оставил своему сыну координаты того места, где находился Ил-2. История о посадке на лед, рассказанная отцом, побудила Олега начать поиски самолета в память о его подвиге и подвиге всех морских авиаторов, которые сражались в годы войны в небе Заполярья.

Штурмовик, благодаря которому фильм «Летчик» дает фору подавляющему большинству военных картин последних лет, на сегодняшний день является единственным летающим (!) «Ил-2» в Европе. В 2017-м он вновь поднялся в воздух на авиасалоне МАКС. Это может показаться невероятным, но после ремонта 70 (!) процентов деталей в нем остались аутентичными. Северная вода законсервировала комплектующие времен Великой Отечественной.

                 «Повесть о настоящем человеке»

Образ Николая Комлева, сотканный из девяти реальных историй попавших в аналогичную ситуацию советских летчиков, которые повторили подвиг Алексея Маресьева (их портреты зритель увидит в финале фильма), так же предельно реалистичен, как и штурмовик «Ил-2». Именно в Новгородской области, где велись съемки картины, в апреле 1942 сбили «Як-1», за штурвалом которого сидел легендарный герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого Мересьев. Увы, не каждому героическому летчику посчастливилось повстречать на своем жизненном пути писателя, который прославил солдатский подвиг и сделал его имя нарицательным. Судьбоносная для летчика встреча произошла в землянке под Орлом в августе 1943 года, когда репортер «Правды»
 Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полёта 3-й эскадрильи».

 

После окончания войны корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого летчика. Кстати, ключевым толчком к созданию произведения послужило невольное признание Германа Геринга, сделанное во время  Нюрнбергского процесса:

«Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов. Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских. Человек Востока всегда был загадкой для Запада. Наполеон совершил ошибку. Мы ее повторили. Это не преступление, это – рок». 

«Рок? – напишет впоследствии Борис Полевой. - Признаюсь, я просто-таки взволновался, выслушав это вынужденное признание. Рок! Мне сразу вспомнился безногий летчик, о котором я еще ничего не писал. Летчик, который так упорно уходит от меня. Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!»

Самолет Маресьева зацепил верхушки деревьев и упал. Он не знал, что штаб 245-й стрелковой дивизии находится совсем рядом, как в «Летчике». Всего-то пройти четыре километра! Но раненый Маресьев не знал, куда ползти в этом глухом и заснеженном буреломе…

Но полз – без надежды на спасение. Делал все, что можно было сделать в столь критическом положении. 18 суток он добирался до своих. Выжил и, потеряв обе ноги, на протезах вернулся в авиацию.

В фильме Давлетьярова есть похожий момент, где одержавший победу в воздушном бою ас Комлев вываливается из самолета. Его принимают за пьяного. И только потом осознают – летчик летает без ног.   

              «Мы пошли воевать против народа, который простой деревяшкой может убить зверя?..»

Мужество простого советского человека в фильме подчеркнут такими же простыми, но при этом яркими и запоминающимися деталями. Плечистый староста (Валерий Гришко) везет в телеге спрятанного под сеном летчика. Сверху лежит туша матерого волка, которого убил Комлев в волчьей яме. Навстречу фашистский патруль. Немцы увидели окровавленного зверя и начинают допрос: «Если у тебя нет ружья, как же ты смог его одолеть?» Староста достает окровавленный кол и тихо говорит: «А вот этим...». Немцы впадают в ступор: «И мы пошли воевать против народа, который простой деревяшкой может убить зверя?»

Эпизод гибели старосты и его семьи показан одним длинным кадром – без ненужного пафоса и патетики. На фоне горящей избы – виселица, на которой висят три фигуры. Мужчина и две женщины, его жена и дочь. Они сделали все, что смогли, защищая в глубоком тылу врага свою Родину, которую олицетворяет гибнущий от гангрены и пневмонии красный летчик. Собирательный образ Николая Комлева вместил в себя далекую Москву, которую осаждают фашисты, и каждая пролитая в этой битве капля крови священна. Их смерть не была бессмысленной. Это – одна из малых частиц героизма, из которых сложилась мозаичная фреска подвига русского народа.   

                       Когда женщина заменяет… Родину

И все же, знаете, что поражает? Слишком тихое звучание темы Родины в «Летчике». Конечно же, не такое беззвучное, как в блокбастере Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Где вместо Родины - местечковое, субъективное понятие «война в окопах» и «дружба превыше всего». Два благородных и прекраснодушных летчика решают свои личные проблемы в небесах, ведут романтическую дуэль, мурлыча под нос «Любимый город» (в «Летчике», кстати, сталинские асы тоже напевают Марка Бернеса). И уж точно не как в «Сталинграде» Федора Бондарчука, где вообще сражаются не за Родину, а за… женщину.

Высокотехнологичный компьютерный шутер не ставит подобных задач. Главное – лишенная «вредоносной» идеологии картинка!

Тема выживания Комлева и борьба с оккупантами и природой (в виде реальных, а не компьютерных серых хищников) скатывается до банальных любовных переживаний, в завершении находящих выражение в целомудренно (к счастью!) снятой постельной сцене с возлюбленной героя, актрисой Ольгой. Вывод напрашивается сам собой: он не к своим ползет, а к… Ольге, которая осталась в Москве! Для него вся Москва – Ольга. Подтверждением тому становится сцена в госпитале, где, заслышав голос любимой, летчик надевает протезы и пытается доползти до той, что согревала его сердце в лютом новгородском лесу.

Ну а потом, поняв, что лейтмотив подвига Комлева отдает откровенной «клубничной» фальшивкой, Давлетьяров делает реверанс в пользу устремлений героического штурмовика: Николай дает понять, что спасал жизнь не ради любви, которая и так от него никуда не делась, а чтобы продолжить бить ненавистных фашистских гадов.

И нашим, и вашим! А как иначе, коль истинный мотив народного подвига был в корне иной? В противном случае, очистивший свою малую Родину от скверны солдат нипочем не пошел бы сражаться дальше, и, вероятней всего, сложить свою голову за Отчизну под Берлином.

И на том спасибо! Главная цель достигнута: Ренату Давлетьярову в «Летчике» удалось (хотя бы частично!) продолжить традиции исполненного трагизмом и психологическим драматизмом русского кинематографа.  

P.S. Военная авиатема продолжит развитие в картинах Константина Буслова «Крылья над Берлином», премьера которой намечена на 28 апреля 2022 года, и «Воздух» Алексея Германа-младшего.

Главные герои «Воздуха» - советские женщины-летчицы из вымышленного авиаполка, которым во время Великой Отечественной войны пришлось сражаться с врагом. Действие начинается в блокадном Ленинграде, а потом разворачивается на фронтах.

Фото Яндекс.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
Новости партнеров