"Обман на обмане и обманом погоняет!" Смолянам подарили еще один "грибоедовский" спектакль

Культура

Бессмертная комедия «Горе от ума» - визитная карточка смоленского драматического (а теперь и академического) театра имени А.С. Грибоедова.
26 ноября в репертуарную «копилочку» со звоном упадет еще один «грибоедовский» спектакль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», в основу которого легли малоизвестные широкой публике произведения знаменитого классика.
Впрочем, Александр Сергеевич и не затевал становиться классиком. Просто жил в Петербурге, как и положено «золотой» молодежи созвучному ему времени: кутил, пропадал в театрах, стрелялся из-за  балерины... Да еще шутил, что пишет полюбившиеся зрителю «безделушки» в перерывах между приемом очередной бутылки шампанского! Между тем, Грибоедов последовательно и нешуточно выстраивал драматургическую линию своей жизни. Если его «Молодые супруги»  - всего лишь вольная калька с французского, то уже через год в «Замужней невесте»  Александр Сергеевич проникается исконно русским характером. Да ведь и русским интереснее видеть на сцене русских! Таковы «Студент» и «Притворная неверность».
Что же это  такое – обман, и какова его природа? На эту щекотливую  тему (и не только) рассуждает режиссер-постановщик Виталий Барковский - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь.

                                 Соври мне правду

- Не знаю, как случилось у Грибоедова, что он решился написать столь малозначительные пьесы. Впрочем, князь Петр Андреевич Вяземский, да и другие влиятельные люди давали ему возможность коммерческих заработков. Что значит коммерция в драматургии? Работа, которая не всегда качественная, поскольку не вызвана внутренней потребностью. Но это не означает, что Грибоедов безнравственно поступал по отношению к будущему. Все творческие люди иногда попадают в подобные ситуации, которые, чаще всего, вызваны финансовой необходимостью.

- Быть может, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах на шампанское?

- Возможно! Поэтому мы попытаемся избавиться от шелухи, которой предостаточно в драматургическом материале, и выйти из сложившегося положения достойно. Постановка спектакля вызвана необходимостью обстоятельств, о которых не хочется откровенничать. Финансово -экономическое состояние общества и театрального искусства в целом сложное. 

Вот и приходится порой идти на компромисс. Нужно осваивать этот материал, потому что он - грибоедовский, и будет поставлен на сцене театра имени Грибоедова.

- Хоть и... нафталин. Помню, лет 20 назад в драмтеатре ставили нечто подобное.

- То ли оперетту, то ли водевиль. Мы приняли решение сконцентрироваться на том, что такое обман. Препарировать его природу, рассмотреть психологическую природу этого явления. Есть благородный обман, а есть – жестокий. Обман, заложенный генетически. Обман во благо, обман во вред. Хочется поделиться своими размышлениями на эту тему. Понять, как быть с обманом. И особенно - в семье. Чаще всего, обман возникает тогда, когда нужно предотвратить катастрофу в отношениях мужчины и женщины. Проходит время, охладевает страсть, уже есть дети или зависимость от сложившихся обстоятельств. От нажитых ценностей трудно отказываться.

- От каких именно ценностей?

- Скорее всего, материальных. От духовных, как ни странно, отказываться легче. Человек приходит к осознанной необходимости отказа от дальнейшей дороги, потому что вместе идти уже невозможно. Тупик. Или все же решается продолжить движение, выстроив цепь компромиссов, которые помогают уравновесить баланс в отношениях.

Мы смиряемся перед обстоятельствами, которые привели к этому. И надеемся, что можно освободиться от некоторых узаконенных обществом правил, которые для коллективного сознания и пользования хороши. Для индивидуального - нет. Игру по своим правилам можно скрыть от общества, сделав вид, что ничего не произошло, и живешь дальше, испытывая мучения индивидуального характера, которые не созидают, но физически и морально разрушают человека. Однако и в мучениях познаются очень важные вещи. Когда, склонив голову перед создавшейся ситуацией, надеешься, что Господь, видя твои страдания, пошлет прощение в будущем...

Я наблюдал подобные ситуации. И они бывают настолько неразрешимы, что люди порой уходят из жизни. Все же лучше святой обман...

Помню, были у нас преподаватели, муж и жена. Преподавали сценическую речь и мастерство актера. Когда остыл котел, в котором бурлили чувства, они сговорились греться в других местах.

- Однако невеселый разговор со зрителем вы затеяли!

- Веселье, «штучки» антрепризы народу нравятся куда больше, чем серьезный разговор на серьезную тему. О том, как жить вдвоем достойно. Созидательно! Нужен хороший приемник, я имею в виду публику. Приемник ждет, естественно, чего-то такого... Солененького? Веселенького? Пошленького немножко?

- Хохломы с перчинкой.

- Театр, как и Александр Сергеевич Грибоедов в свое время, поставлен в определенные условия. Их не изменишь. «Ну что вы нам показываете? Учите нас? Воспитываете? Зачем так серьезно размышлять о жизни? Она того не стоит».

Пространство замысла подвержено метаморфозам в процессе его реализации.

- Что же такое обман?

- Игра в правду. Необходима хоть крупица правды, разумного соотношения правды и обмана. Такая задача сегодня стоит перед нами. Какой будет постановка, зависит от гражданской совести каждого исполнителя. Даже отрицательные персонажи должны быть адвокатами своей роли. Таковы обстоятельства. К сожалению, сама схема устройства России не позволяет отстаивать честный и разумный, мудрый уровень совестливого отношения к жизни. И даже у крестьян, самых совестливых людей, которые чаще других в молитвах взывают к Богу в надежде, что он их услышит, такой возможности нет. Никто никого не слышит…

И тот, кто врет, почему-то получает от жизни блага, в отличие от тех, кто пытается противостоять лжи.

Как строить спектакль об обмане? Может быть, нужно было построить его на фарсе? Но фарс требует огромного труда, в таком случае, над спектаклем необходимо работать не менее года. Да и материал должен быть другим, вызванным внутренней необходимостью каждого соучастника творческого процесса.

Не знаю, как у Анатолия Ледуховского получалось создавать удачные вещи. Видимо, через постановочные приемы он диктовал свой взгляд на провинцию и провинциальное, потребительское мышление.

Сам смысл меняется от материи коллективного сознания и его объема.

         «У Достоевского нет случайных, неудачных вещей…»

- У Достоевского, нужно отдать ему должное, в каждом произведении угадывается гражданская совесть и полное неприятие примитивной схемы рождения и смерти. От рождения и до смерти человек не соизволит задумываться, что всему когда-нибудь наступит конец, к которому нужно подготовиться.

Во всяком случае, возвращаясь к «Дядюшкину сну», который пришлось восстановить уже с новыми актерами, я вдруг понял, насколько глубока эта повесть. Мне раньше казалось, что это не самая удачная вещь у Достоевского. Присмотрелся, проанализировал: а ведь я ошибался! Нет у Достоевского случайных, неудачных вещей. И никакой не сумасшедший этот князь К., который, спасаясь от заклевавших его родственников, ехал в монастырь. Но далеко не уехал: ловкий Мозгляков специально подложил камень, чтобы коляска перевернулась. Вот и умер князь К. в мордасовской гостинице спустя три дня. Достоевский выражает свое отношение к запущенности России, к творящемуся в ней полному безумию...

Ну как же, разве не мы первыми в Космос полетели?! Это не мы полетели. Это Богу было угодно, чтобы мы полетели.

Российский математик Григорий Перельман окончательно отказался от Премии тысячелетия размером в миллион долларов, которая была присуждена ему за доказательство теоремы Пуанкаре. Ему говорят: «Как же так?! У вас больная мама!». Он говорит в ответ: «С мамой Бог разбирается, а не ваши лекарства и операции...». Даже сильные мира сего не могут устоять перед назначенной Богом дорогой! Поскользнулись, и лежат. И им никто не помогает - начнешь помогать, и сам поскользнешься. Так и возникает длинная цепь поскользнувшихся...

Выходит, лучше не помогать, чтобы самому не встать в эту очередь?

                    Счастья нет, и нет его и выше…

- Счастья нет, и нет его и выше, в силу людской безграмотности в отношениях и организации живой жизни, которая сложна для понимания. Человеку сложно осознать, что если он не накопит жизненный инструментарий - юридический, психологический, физический, - который защитит его от случайностей, то и существование его пойдет под откос. Нужно, чтобы в человеке срабатывал внутренний компас, без него далеко не уйдешь.

                            Горе уму!

- До восстания на Сенатской площади остается два года. Помните, Молчалин говорит Чацкому, что он повсюду вхож. И в министерство, и в самое что ни на есть высшее общество. Его приняли всюду, как родного! Какие связи, какие отношения были! И вдруг - разрыв. Чацкий отказывается от чинов, службы и карьеры. Приехавший за Софьей Чацкий бросает ее и устремляется на площадь, к декабристам. Иначе и быть не могло, ведь «фамусовщина» и «молчалинщина», обман в кубе накрыли Софью окончательно. Обман и в «Горе от ума» является главным средством решения всех вопросов. Построена аморальная жизнь...

Приходится слышать от интеллигенции, которая говорит: «А Чацкий - то дурак! О нем так и Пушкин отзывался». Ну и что с того? Пушкин испугался подобного откровения, да ведь и пьеса изначально называлась «Горе уму», а не «Горе от ума».            

                   НЕЗАБОТА о Родине

- К разговору о достоинстве. Что-то такое появилось, и это не сарказм, не ирония... Какая Родина? Действительно, причем тут Родина? Грибоедова мучает гражданская совесть, НЕЗАБОТА о Родине окружающих вызывает у него страшное раздражение. Откуда исходит эта НЕЗАБОТА? Сверху! От… фараона. Первого, второго лица - тех, что сидят на местах и не смогли наделить свою Родину разумным и мудрым. Уж и не знаю, какую страну привести в пример. Быть может, старую - добрую бабушку Англию, которая вышла из Евросоюза в попытке сохранить базовые ценности, чтобы противостоять разрушительным процессам, когда пропорция экстремизма и активного желания потреблять свернет обществу голову набекрень? Не откажись старушка Англия, и ее постигла бы участь Германии, которую заполонили полчища арабов.

Вот что бывает, если даже два человека не могут построить вокруг себя что-то разумное. Не получается, потому для строительства прочного здания нужен качественный материал. А ведь здание это нужно заселить достойными людьми, и только тогда начать размножаться. Хотя и здесь их может ожидать неудача, потому что пошлый или потребительский генетический опыт порой срабатывает через несколько поколений, возвращая человечество к началу начал.

Так и живем.

Живу и я, пытаясь услышать голос, который еще в детстве предупредил, что всяческий обман, особенно по отношению поцелую, который ты получил от Бога, ведет к губительным последствиям. А ты его иногда исподтишка смазываешь, выполняя заказы. За это наказание бывает. Быть может, и не тебя накажут, а близких.

Воздавайте похвалу глупости! И даже спать с ней ложитесь, пока не произойдет очистительная катастрофа.

И все же, в сомнениях стремясь к неведомому, приходишь к радостному ощущению огромного блага, которое дает нам Неизвестность. Всему конец, если знаешь, что тебя ждет впереди. Не зная, живешь с ощущением, что завтра Господь пришлет тебе весточку. В «Вассе» есть сцена, где Пятеркин начинает петь песенку про «птичку божью». Страница текста всего! И благодаря этой сущей «безделице» Пятеркин становится идеологом грядущего хаоса. Я долго думал, как мне удалось нащупать столь яркий образ? Это же не я придумал, а кто-то мне его ретранслировал, послал? «Смотри, - говорит, - как выстраивается личность человека Будущего. Он не догадывается, что совершает преступление. А ведь за ним пойдут люди, огромная часть общества, быть может, и все... Они начнут уничтожать созданные веками ценности, которые заключили в сосуд, и состав этот совершенствовался тысячелетиями…».

Что с нами станется, если в сосуд будут испражняться? В нем начнет происходить совсем другая реакция, как в атомном реакторе. Он бухтит себе, и мы привыкли к бухтению… Случилась пандемия, заработал второй реактор. Внутри нас. Нет, не внутри. Он уже вокруг нас.

Обман на обмане и обманом погоняет!

И повозка катится... У Гоголя только одно колесо отвалилось, а у Высоцкого – страна тянется вперед на одних осях. Сегодня и без колес едут, и ничего. Живут!

Премьера спектакля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» состоится 26 ноября на Большой сцене Смоленского государственного академического драматического имени А. С. Грибоедова.

В постановке заняты заслуженный артист России Сергей Тюмин, Юрий Гапеев, Александр Кащаев, Евгений Ракицкий, Константин Юхневич, Сергей Бокарев, Виктория Клевцова - Абакумова, Александр Кошаров, Алина Зиначева, Анастасия Татаринова, Любовь Чистякова, Марина Аношенкова, Арина Шибалович, Илья Комаров, Андрей Мищенко, Никита Грушин, Александр Барковский и Павел Петроченков.

Проект реализуется в рамках гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
38 минут назад
сегодня, 19:26

Эта работа займет не менее пяти дней. Подробнее об этом ...

сегодня, 18:15

Владимир Николаевич Полозов пропал в поселке Стодолище Починковского...

сегодня, 15:30
Подписано соглашение о сотрудничестве. Этот шаг направлен на...
Новости партнеров