Приглушенные краски судьбы

Культура
Приглушенные краски судьбы

В смоленском Доме художника открылась персональная выставка Валентина Кожевникова, приуроченная к 75-летию мастера.

Валентин Кожевников - представитель послевоенного поколения. Его юность выпала на времена «хрущевской оттепели». Тогда в СССР на волне ослабления цензуры хлынул поток информации о новых тенденциях в мировом искусстве. Художники увлекались модернистскими идеями формотворчества, расширяя горизонты своего мировоззрения. Основным эстетическим ориентиром для Кожевникова стал русский модерн, в котором слились элементы национальной традиции и передовые европейские веяния. Художник также впитал и принципы социалистического реализма - многозначительные сюжеты, нравственные искания, патриотизм и воспитательное воздействие.

Одна из ключевых работ Кожевникова посвящена теме Великой Отечественной войны - «41-й год». Справа - девушка в позе прощания, слева - смертельно раненный солдат, из которого в виде птицы улетает душа. Между ними в окне образ смерти с косой. В основе картины реальная биографическая история, рассказанная художнику бабушкой в детстве. Два брата ушли на фронт, и в первые же месяцы их подкосила война. Один из них накануне женился. На картине солдат существует между жизнью и смертью - он уже по ту сторону бытия, а его девушка остается по эту.

«Многие мои картины появляются в результате реальных жизненных ситуаций, которые произвели на меня большое впечатление, - комментирует художник свое творчество. - Например, идея картины «В пути» возникла, когда мы путешествовали на пассажирском быстроходном катере «Ракета» по одной из северных рек. На одной из остановок зашла пожилая женщина в темном одеянии и присела на сиденье с отрешенным взглядом. Чуть позже появилась девушка, села спиной к этой женщине и так же отрешенно смотрит в противоположную сторону. И так вот они сидят на картине - одна обращена к прошлому, а другая устремлена в будущее».

Тема картины «Старый двор. Все в Руце Божией» зародилась в Пржевальском, куда в свое время приезжали преподаватели и студенты худграфа на практику. Девушка несет крынку молока на фоне висящего на веревке красного одеяла - простой бытовой сюжет, увиденный художником. Однако над этой картиной Кожевников работал несколько лет, пока не нашел окончательное решение композиции, где линии окружающего пейзажа с домиками и деревьями образуют ладонь (длань Божью), на которой расположены основные смыслообразующие элементы.

Реальная история и у картины «Поднебесье», где условные образы людей в строительных касках будто парят в небесах. «Я рисовал с натуры городской пейзаж возле реконструируемого храма, - рассказывает художник. - Ко мне подошли девушки в испачканной краской одежде, рассказали о своих впечатлениях при работе на высоте церковных куполов. Я поднялся на строительные леса, и все вокруг буквально растворилось в небесной голубизне, границы между реальным и божественным исчезли.

В результате на картине возникли образы то ли рабочих, то ли небожителей».

Живопись художника во многом близка иконописной традиции. Его картинам свойственны строгая композиция, локальные цвета, одухотворенность образов, символизм сюжетов. Диапазон творческой индивидуальности Кожевникова многогранен: он пишет пейзажи, натюрморты, портреты, исторические картины, на выставках можно увидеть не только его живопись, но и графику. Коллеги художника и искусствоведы отмечают его безупречный художественный вкус, понимание стиля, гармонию композиций и благородство колорита.

Пейзажи Кожевникова имеют, как правило, биографическую прописку. На картине «Мостик на Соболевке» изображен район, где вырос художник. Приглушенные тона в его работах зачастую передают впечатление промежуточных природных состояний - между летом и зимой, между днем и ночью… Судя по всему «пасмурные сумерки» - характерная гамма эмоционального восприятия Кожевниковым действительности. Об этом свидетельствует и его «Автопортрет с дождем» - размытый лик с едва угадываемыми чертами лица на фоне серых пятен с потеками.

«В момент, когда в реальной жизненной ситуации возникает озарение, чувствуешь, как сердце бьется по-иному, - говорит художник. - Этого состояния пытаешься добиться и при работе над картиной. Как только оно возникает, значит, ты добился желаемого результата».

Валентин Иванович успешно сочетает работу реставратора с творчеством художника-живописца. За период работы в Смоленском музее-заповеднике Кожевниковым отреставрированы десятки икон, представляющих большую историческую ценность. Лучшие работы экспонировались на таких выставках, как «Меценаты России» (1991), «Спасенные святые» (2000) и «Святые защитники Руси» (2000).

В течение многих лет Кожевников преподавал на кафедре рисунка художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института (ныне СмолГУ). На вернисаже многие бывшие студенты делились воспоминаниями о временах общения с мэтром.

На открытии юбилейной выставки художнику вручили Почетную грамоту департамента Смоленской области по культуре.

 

СПРАВКА «РП»

Валентин Иванович Кожевников родился 1 ноября 1946 года в Смоленске. В 1970-м окончил художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института. С 1974 года - член объединения молодых художников и искусствоведов при Союзе художников России. В 1974 - 1987 годах -

преподаватель кафедры рисунка СГПИ им. К. Маркса. С 1987 года - художник-реставратор станковой темперной живописи Смоленского государственного музея-заповедника. В 1995 - 2016 годах - заведующий реставрационным отделом Смоленского государственного музея-заповедника. С 2001 года - член Союза художников России. Участник областных, региональных, всероссийских и международных художественных выставок.

 

В ТЕМУ

В Смоленской художественной галерее в рамках проекта «День рождения художника» открыта выставка одной картины Валентина Кожевникова. Зрителям представлено его полотно «Клоун» (2005 г.), которое хранится в фондах Смоленского музея-заповедника.

Замысел этого живописного произведения появился в результате очередной поездки на поезде. Компанию в вагоне художнику составила цирковая группа, а в купе с ним ехал реальный клоун. В какой-то момент он надел на голову цилиндр, на палец - голову куклы и по пути импровизировал. Образ запомнился и впоследствии воплотился на полотне.

В результате сложился философский сюжет, проникнутый глубоким драматизмом и сложными размышлениями о роли человека. Черный костюм, цилиндр и тряпичная кукла на руке контрастируют с грустным лицом артиста, выражающим неоднозначность духовного поиска творческой личности. Цветовое сочетание мягких мазков наполняют полотно теплым светом, который выявляет трепетное отношение художника к своему герою.


Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад
Вместо 400 кг корпусной мебели для кухни в машине оказалось ...
сегодня, 10:07
Продукцию вернули отправителю в Азербайджан.
сегодня, 09:24
О возгораниях сообщили в пресс-службе ГУ МЧС.
вчера, 22:27
На соревнованиях выступили 140 спортсменов из более, чем 10 ...

Опрос

Как работает общественный транспорт в вашем городе?


   Ответили: 251