Смоленск: Любовь, джаз и черт Татьяны Куриловой

Культура
ТеатрИзысканная, экстравагантная. Создающая яркие, глубокие и запоминающиеся образы на сцене. И необыкновенно скромная в жизни. Хрупкая женщина с бездонными серыми глазами, которой необычайно повезло в жизни. Она обрела желанное женское счастье и стала настоящей звездой камерного театра. И это все о ней, заслуженной артистке России Татьяне Куриловой…
- С детства играла в драматических кружках, любила читать стихи – с надрывом, со слезами… Педагоги говорили - во мне живет искорка божья. Узнала, что в родном Новосибирске тоже есть театральное училище, Захотелось проверить себя, и я решила устроить «домашний экзамен»,  затронуть душевные струны совершенно незнакомого человека. Набрала номер из телефонной книжки и разыграла сцену! Рыдала в трубку, шептала, что со мной случилась беда, мне плохо, и я не знаю, что делать… И вдруг неожиданно поняла, что он мне сочувствует, переживает и готов помочь! Испытала жгучий стыд и в то же время беспредельную радость, что в мой авантюризм поверили. Игра артиста без авантюризма невозможна! Незнакомец предложил встретиться. Естественно, я вежливо отказалась. Прошло время, перезвонила ему и попросила прощения. Объяснила, что хочу поступить в театральный институт, и мне нужно было заставить кого-то сопереживать. Сегодня эта история кажется баловством, но я должна была поверить в свои силы. Знакомые отца из местной богемы прослушали, как я читаю стихи и прозу. Посоветовали применять интересный прием: чтобы прикоснуться к оголенному нерву текста и усилить воздействие на зрителя, артисту важно увидеть передаваемую картину: «Ты ярче и реалистичней будешь передавать свои чувства, в тебя поверят и обратят внимание». И даже сегодня, когда работаю над ролью, вижу образы.  Но для этого требуются серьезные душевные затраты.
- Поступили легко?
- Нет. Пошла на прослушивание с подругой из драмкружка, прошла все туры, но своей фамилии в списках поступивших не увидела. На курс поступали Куриловы Вера и Таня. Курилова Вера была... Страшно расстроилась, убежала в слезах. Позже выяснилось, что произошло недоразумение. Меня тоже хотели взять, но решили, что в списки вкралась ошибка - фамилию «Курилова» набрали дважды. Пришла к педагогу, он удивился: «Разве так поступают, если  болеешь сценой? Он убедил меня попробовать еще раз: «Слушай музыку. Смотри фильмы. Развивай речь». На следующий год я действительно поступила, и мои учителя, Виктор Орлов и его жена Анастасия Гаршина, открыли девочке из Новосибирска дверь в потрясающий мир театра.
- Какие роли вам были ближе – тогда и сейчас?
- Во время учебы удавались драматические, трагические роли. Антигона…Меня поражало, что в момент эмоционального выплеска могу сказать что-то смешное. Научилась отключаться, чувствовать, что это происходит не со мной. Удивлялась: почему мне верят, если я не  включена в роль? Считаю патологией полное перевоплощение актера на сцене. Это ненормально! Странная закономерность: важно научиться надевать на себя чувства и мысли персонажа, но еще важнее вовремя этот «костюмчик» снять и выйти из образа. Брать на себя чью-то судьбу, пусть и придуманную, нежелательно.
- Можно свою изменить…
- Однажды мы поставили «Макбет» в Камерном театре. Я и раньше слышала, что эта пьеса – очень коварная и негативно влияет на реальные судьбы занятых в ней актеров. Над пьесой висит проклятие, и это не шутка. Люди заболевают, умирают, с ними происходят несчастные случаи. Жизнь артиста может… развалиться. У нас развалился театр, началась такая карусель с актерами, которые  играли в «Макбете»… От этого текста действительно  идет разрушительная, неуправляемая сила. Дьявольщина какая-то! И ты невольно осознаешь, что вся эта чертовщина  неизбежно должна разрешиться чем-то плохим. Но мы же актеры, нам море по колено! Вот и не смогли отказать себе в удовольствии взяться за постановку «Макбета». Признаюсь честно – я постоянно ощущала тревогу, тоску. Хорошо, что обошлось без смертей. В профессии лицедея так много намешено сложного и непонятного… И это не профессия. Сама жизнь.
- Сколько ролей актриса Татьяна Курилова сыграла за свою жизнь?
- В Камерном театре - около 60. В ТЮЗе – семь. Ставрополь да Махачкала – еще одиннадцать. В общей сложности получается 87… Считаю, что никакую роль нельзя обижать, даже самую маленькую. Мне очень трудно давалась Маргарита в «Нельской башне», и я с таким удовольствием взялась за крошечную роль Аграфены Кондратьевны в «Банкроте»! Шла на репетицию, и вдруг случайно произнесла такую фразу: «Как я счастлива, что это не Марго…». И тут же поскользнулась, упала и едва приковыляла в театр! Можно радоваться за роль, но обижать ее нельзя. Нужно бережно к ней относиться и любить. Роли не умирают, они продолжают существовать рядом с актерами. Когда-то я играла Валентину в «Сиреневом платье Валентины». Сегодня – старшую сестру героини. Вы не поверите, когда спектакль заканчивается, у меня создается полное впечатление, что я вновь сыграла эту роль. Та же усталость, внутреннее напряжение… Как это объяснить?
- У вас были когда-нибудь провалы?
- Не припомню серьезных срывов, просто некоторые пьесы сложны для меня. Например, «Бред вдвоем» Ионеску. Чувствовала, что не очень свободно владею материалом, хоть и играла этот спектакль в год своего 50-летия. Взялась, чтобы преодолеть себя, перебороть страх. Не считаю себя на высоте и в «Нельской башне», хотя сделала все от меня зависящее. Спектакль шел с успехом, но внутренне я знала – играть тяжело. Себя обмануть невозможно.
- Сложно быть смешной на сцене?
- Да. Но, тем не менее, я и за комические роли берусь, нахожу в себе возможность рассмешить публику…  Но это совсем не та легкость, которая  свойственна характерной актрисе. Трудно даются комедии и водевили, где нужна особая легкость, подвижность. Николай Парасич в таких постановках чувствует себя, как рыба в воде. Я же немного «тяжеловесна», основательна, приходится расшатывать свою психотехнику. Все равно о качестве игры судить не мне, а зрителю. Зритель благосклонен ко мне.
- У вас с Николаем Парасичем творческая семья. Не тяжеловато ли двум медведям» в одной театральной «берлоге»?       
 - Я всегда доверяла Николаю Петровичу. Ему присуще какое-то чувство правды, которое проявляется в игре и в постановке спектаклей. Для меня всегда было чудом видеть, как он вылепливает объем роли. Потрясающая естественность! Легкость, к которой я всегда стремилась. С ним интересно работать.
- Вы ощущали со стороны Николая Петровича деспотию? Все  режиссеры – тираны…
- Конечно! Я очень ответственный, исполнительный человек, а на сцене эти качества очень мешают. Когда ты перешагиваешь порог сцены – нужно отбросить все, стать безответственным! А я старалась исполнить все, что он просил сделать, и порой кое-что не получалось. Сколько я слез пролила над «Нельской башней» …. Николай Петрович кричал на меня: «Что ты делаешь?! Ты не туда игру повела!!!» Позже, успокоившись, осознавала, что он абсолютно прав.  Нужно оставить эмоции в стороне и нарисовать четкий, понятный зрителю рисунок роли. Важно не самой плакать, важно заставить рыдать зрителя. Я благодарна Николаю Петровичу за тиранию на сцене  - она мне не помешала.
- А что вам ближе –  слезы зрителей, или их смех?
- Смех. И все же, по моему нутру – слезы.  Но слез и так много – и в женской судьбе, и по жизни. Поэтому лучше все обсмеять, смех разрушает проблемы и неприятности.
- У вас наверняка есть свой секрет красоты и вечной молодости...
- Хорошие и добрые мысли. Чем чаще себя терзаешь проблемами, тем больше морщин на лице. Злоба уродует человека… Нужно чистить душу и мысли.
- На сцене, под волшебным светом софитов, вам можно и 20 лет дать.
- Разве у души есть возраст? Сцена – штука волшебная… Человека молодит творчество, возможность дарить себя окружающим людям.
- Если вернуться в прошлое, вы бы вновь выбрали сцену, или все же пошли по другому пути?
- Считаю, что актерство – это любительское занятие. Возможно, я бы с удовольствием занялась медициной. Моя мама была фельдшером и часто говорила мне: «Танька, из тебя выйдет прекрасный педиатр! Ты внимательная, можешь выслушать пациента». 
- А получилось так, что теперь выслушивают вас…
- Но моя мама мечтала быть балериной! Она не раз повторяла, что я осуществляю ее мечту. Наверное, мы просто поменялись местами во времени. Да и папа тоже увлекался театром, играл в самодеятельности.
- Какую роль хочется сыграть Татьяне Куриловой?
- Хочется сделать паузу. Возможно, попробовать учить молодежь актерскому мастерству. Во всяком случае, попытаться осмыслить все, что происходит со мной. Взглянуть на себя со стороны. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
53 минуты назад
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
Новости партнеров