Всеволод Шиловский: «Я хочу, чтобы смоленский кинофорум приобрел международный статус!»

Культура
Всеволод Шиловский: «Я хочу, чтобы смоленский кинофорум приобрел международный статус!»

25 сентября в Смоленске открылся XIV Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс».

         Кинофестиваль – это, в первую очередь, КИНО!

Смоленск стал одним из первых городов, который в 1941 году принял на себя удар и мужественно противостоял врагу. Четырнадцатый по счету кинофорум, который на пять дней стал местом притяжения кинематографистов всей страны, посвящен 78 - летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистcких захватчиков.

За годы своего существования киносмотр зарекомендовал себя авторитетным киносмотром и обрел традиции. За полтора без малого десятка взлетов «Золотого Феникса» над Смоленском 150 тысяч человек смогли посмотреть новые фильмы, всего их было показано более 370. 160 призов нашли своих обладателей - победителей киносмотра. На площадке «Звезды кино» перед кинотеатром «Современник» было открыто 25 именных звезд в честь лауреатов и почетных гостей форума.

В Смоленске побывали около 400 деятелей российского искусства кино, среди них - Эльдар Рязанов, Людмила Касаткина, Александр Пороховщиков, Филипп Янковский, Станислав Говорухин, Вера Глаголева, Людмила Гурченко, Эммануил Виторган, Дмитрий Харатьян, Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев, Лариса Лужина, Светлана Светличная, Иосиф Кобзон, Ирина Купченко, Владимир Вдовиченков, Татьяна Догилева, Андрей Соколов, Ольга Кабо...

Перечислить всех не представляется возможным!

Главная цель фестиваля осталась неизменной - поощрение актеров, реализовавших себя в режиссуре.

Как и в прошлые годы, лучшие работы актеров - режиссеров ожидают крылатые статуэтки. Гран-при, приз за лучший дебют имени первого космонавта земного шара Юрия Гагарина, приз зрительских симпатий имени народной артистки СССР Людмилы Касаткиной, а также семь специальных наград, которые носят имена наших знаменитых земляков - писателя Бориса Васильева, скульптора Сергея Коненкова, поэта Александра Твардовского, мецената Марии Тенишевой, композитора Михаила Глинки, актеров Анатолия Папанова и Юрия Никулина.

Призы фестиваля «Золотой Феникс», которые будут представлены в день закрытия творческого форума, остались неизменными. С одним лишь отличием: у трех главных птичек, символизирующих собой птицу Феникс и изготовленных столичными партнерами фестиваля, отсутствует инкрустация драгоценными камнями. Да и остальные семь статуэток будут скромнее, чем прежде. Но на их достоинство сей факт повлиять не должен.

Всего на «Золотом Фениксе» представлено 18 картин, из которых в конкурсную программу вошли 12 полнометражных и 5 короткометражных фильмов. Смотр кино продолжается, и смоляне увидят полнометражные фильмы «Камень. Ножницы. Бумага» Татьяны Лютаевой, «Скажи ей» Александра Молочникова, а также короткометражки «Сашка. Дневник солдата» Кирилла Зайцева, «Бубен верхнего мира» Сергея Година, «Оливье» Натальи Лукеичевой, «Перекресток» Анны Носатовой и «Ангел» Александра Петрова».   

Судить работы кинематографистов поручено композитору, поэтессе и певице Ирине Грибулиной, заслуженному артисту России Андрею Межулису, народному артисту РФ Сергею Никоненко и юмористу Игорю Христенко.  

          Почему Шиловский завидует Алле Суриковой?

На открытии фестиваля приехал и его бессменный президент, народный артист РСФСР Всеволод Шиловский.

Всеволоду Николаевичу в Смоленске устроили овацию. «Пусть плачет от счастья!» - съюморил ведущий церемонии Андрей Анкудинов. – «Гаденыш!» - не остался в долгу отец смоленского смотра кино.

Я - завистливый человек, - не стал скрывать Всеволод Николаевич. - Завидую белой завистью своей подруге, Алле Ильиничне Суриковой - грандиозному режиссеру и человеку, президенту 21-го кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!», который на днях завершился в Туле.

Алла смогла реализовать то, о чем я мечтаю много лет, но никак не могу сделать. Сурикова нашла необходимые средства и пригласила на свой фестиваль иностранного актера, и теперь ее детище стало международным. Смоленск - это бриллиант России, и мне очень хочется, чтобы сюда приезжали деятели кино со всего мира. Я хочу, чтобы смоленский фестиваль приобрел международный статус!

                На одну знаменитую землячку больше

- Мой отец и вся моя родня по папиной линии родом из Смоленска, - призналась Ирина Грибулина. - Все свое детство я провела у бабушки и дедушки. До сих пор помню огромный вишневый сад, налитые соком и солнцем вишни. Помню, как с братьями и сестрами бегала по знаменитым смоленским оврагам. Все это живет в моем сердце. Я очень люблю Смоленск и по-прежнему чувствую себя маленькой и счастливой, возвращаясь в свое прекрасное, босоногое детство!

Ирина Грибулина подарила землякам новую песню «Костя» в стиле «этно - поп».

                    «Репетиция для бездарей, грим - для уродов!»

В судейскую коллегию смоленского кинофорума вошел Игорь Христенко - артист эстрады, актер, известный пародист и юморист.

Христенко начал свою актерскую карьеру в 1980 году на сцене Театра Сатиры, окончив театрального училища имени Щепкина. Здесь его коллегами стали знаменитые – Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и блистательный Анатолий Дмитриевич Папанов. Никто и предположить не мог, что именно Игорю предстоит продолжить говорить голосом нашего земляка, когда ему поручили озвучивать Волка из мультфильма «Ну, Погоди!». В Театре Сатиры Игорь проработал несколько лет, но ушел, потому что хотел другой судьбы для себя, как артиста.

Талант Христенко получил широкую известность в начале 90-х, когда он стал появляться на экране с пародиями на знаменитых политиков: Горбачева, Жириновского и многих других. Однажды, увидев номер Игоря Христенко с пародией на самого себя, Владимир Вольфович, не смог удержаться от смеха! Номер до того ему понравился, что он долгое время, достаточно часто приглашал артиста на свои вечеринки.

Нетрудно предположить, что такой талант не мог быть незамечен! Христенко наперебой начали звать в юмористические программы: «Смехопанорама», «Аншлаг» и «Кривое зеркало», где он продолжает юморить и по сей день. Кстати, за блестящее исполнение женских ролей актеру даже присвоили звание «Мисс Кривое Зеркало».

В этот вечер артист помянул добрым словом грустного клоуна, мечтавшего о серьезных ролях в кино, народного артиста России и фронтовика Юрия Никулина, столетие которого мы отметим в декабре этого года.

- Мне повезло - я был лично знаком с Юрием Владимировичем, - поведал смолянам Игорь Христенко на сцене «Современника». – Я частенько прибегал к нему на запись программы «Белый попугай». Если честно, меня всегда удивляло, как маститые артисты почему-то волнуются перед съемкой и считают своим долгом непременно проверить анекдоты, которые им предстояло рассказать на камеру, на Никулине. «Юрий Владимирович, голубчик, а вы не слыхали вот этот анекдот?», - приставали они к ведущему. На что Никулин неизменно отвечал: «От вас - нет!»

От него я услышал однажды эпический по форме анекдот. (Рассказывает с неподражаемой никулинской интонацией):

Выходит мужик из магазина. В руках - батон белого хлеба. Вышел и - хрясь! бросил батон в лужу. Стоит и ногами топчет. Мимо идет его друг. Поздоровался, спросил: «Зачем ты хлеб топчешь?» А тот в ответ: «Мне доктор сказал только черный хлеб есть!»

Другой анекдот: в купе сидят мужчина и женщина. У дамы на руках маленькая собачка. Поезд тронулся, мужчина достал из кармана трубку и закурил. Женщина негодует: «Моя собачка не переносит табачный дым! Безобразие!»

Курильщик не обращает на ее протест никакого внимания. Тогда дама выхватывает у него трубку и выбрасывает в окно. Мужик не растерялся и швырнул за окно собачонку. Крик, слезы! Дернули стоп-кран, остановили поезд. Пассажиры высунулись в окна и увидели: по шпалам бежит маленькая собачка и держит в зубах... батон из первого анекдота.

Помню, как меня, молодого артиста Театра Сатиры, подозвал к себе Анатолий Папанов и сказал: «Значит, так. Запомни три главных правила Театра сатиры: громко, вовремя и наизусть!» Не могу забыть и ставшую крылатой фразу Спартака Мишулина: «Репетиция для бездарей, грим - для уродов!»

Игорь Христенко рассказал о своем первом выходе на сцену самого веселого театра России в спектакле Валентина Плучека «У времени в плену»:

- Несмотря на свою аристократичную внешность, Андрей Миронов играл в этой постановке революционного матроса. Рядом с ним на сцене в солдатской шинели стоял Анатолий Папанов. Спектакль начинался с невероятно огромной массовой сцены, в которой принимала участие вся труппа. Но и труппы для нее не хватало, поэтому в костюмы анархистов, белогвардейцев и матросни наряжали практически всех служащих театра – гримеров и даже работников сцены. Посреди всех этих поистине «народных масс» стоял Миронов и читал монолог, который заканчивался словами: «Вы, погибшие в болотах Маньчжурии, встаньте! Вы, моряки - краснофлотцы, встаньте! Хлопцы, встаньте! Всех поцеловать не могу. Одного из вас!»

«Одного из нас» катастрофически не хватало, вот в театр и привели как-то раз взвод стройбата. Нарядили в матроски и поставили у лесенки, чтобы не у всех на виду, чтобы в глаза не сразу бросались этакие подводники из степей Казахстана.

Как только Андрюша произносил «Всех поцеловать не могу...», парень с краю должен был подойти к артисту. Миронов его обнимал, после чего статист вставал в строй. И все было хорошо, пока в театр перед спектаклем не приехал двухметровый прапорщик и начал давать парню, которого должен был целовать Андрей, ценные «режиссерские» указания, от которых парень сходил за кулисами с ума и плавился, как новогодняя свечка, в ожидании поцелуя.

«Режиссерские указания» легли на благодатную почву: солдатик в нужный момент отделился от строя и, раскорячившись («режиссер» - прапорщик полагал, что именно так ходят матросы) пошел к Миронову. Андрей такого оборота не ожидал. Не сдержался и, расхохотавшись, с криком раненой чайки упал на паренька.

А тот, невозмутимо пережив лобзание народного артиста, в раскорячку направился обратно.

На сцене начался «падеж крупного рогатого скота». Смеялись все, даже мертвые окровавленные белогвардейцы, лежавшие на носилках. Точку в этом беспределе поставил Анатолий Папанов. Обернулся и бросил через плечо: «Товарищи! Ну что вы ржете. Подумаешь, какой-то иноходец нам сегодня попался...».

29 сентября пройдет специальный показ картины Алексея Германа «Двадцать дней без войны», в которой Юрий Никулин сыграл главную драматическую роль с тонким психологическим рисунком.

                   «Пальма» или «Африка»?

Первый день фестиваля завершился показом дебютной работы в большом кино Александра Домогарова – младшего «Пальма». Эта трогательная лента о дружбе мальчика и собаки интересна не только перипетиями на аэродроме и дилеммой, выживет ли на воле домашний питомец. Через историю человеческого предательства и собачьей верности режиссер размышляет над более широким кругом вопросов, чем просто связь человека и животного: о сложности выбора между долгом, карьерой и - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ, о милосердии, взаимоотношениях в семье и дружбе. Потере близкого человека и о том, как эту потерю пережить. Обо всем, что так важно в жизни.

«Пальма» вызвала в сердцах зрителей горячий отклик, и, по мнению многих, эта картина достойна одного из главных наград фестиваля - приза зрительским симпатий имени Людмилы Касаткиной. Впрочем, у «Пальмы» есть достойный конкурент – драма Дарьи Биневской «Африка». Фильм о спасении собаки умирающими от голода ленинградскими детьми. Ребята поставлены перед недетским выбором - дать шанс выжить овчарке, которую они нашли на месте боя, или накормить семью.   

Закрытие фестиваля состоится 29 сентября. Фильмом закрытия станет сказка для взрослых Ренаты Литвиновой «Северный ветер», которую самая странная персона российского кино посвятила Кире Муратовой. Смоленск с нетерпением ожидает визита своих любимых артистов - Сергея Никоненко и Александра Панкратова – Черного.

P.S. Вход на все конкурсные показы по пригласительным билетам, которые можно получить в день начала мероприятий (за час до сеанса) в кассах кинотеатра «Современник». Напоминаем, что количество мест в зрительном зале ограничено в соответствии с действующими санитарно – эпидемиологическими нормами. И не забывайте про маски!

    Фото Никиты Ионова.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
19 секунд назад
27 минут назад
Недавно Верховный суд России вынес принципиально важное реше...
58 минут назад
Его заключают в превышении должностных полномочий.
сегодня, 09:32
«Огромные стекла и рамы висят на честном слове».

Опрос

Если вы заболели, то…


   Ответили: 492