На этот раз поэтические чтения прошли в экспозиции выставки «Край съест центр» (КВЦ им. Тенишевых), представившей эксклюзивные материалы неофициального искусства в нашем регионе в рамках проекта «Смоленский архив: другое краеведение».
Впервые литературно-музыкальный̆ фестиваль «Смоленская крепость» состоялся в середине 1990-х годов по инициативе творческого объединения «КЭПНОС». Тогда художники, музыканты и литераторы выступили с инициативой «Деятели культуры и искусства в поддержку отечественного товаропроизводителя». Был выпущен сборник произведений местных авторов под названием «Смоленская крепость», который был посвящен Смоленскому заводу ликеро-водочных изделий и его трудовому коллективу.
Спустя почти четверть века (летом 2019 года) литераторы решили возродить «Смоленскую крепость» и организовали под таким названием вечер поэзии в городском Центре культуры. В 2020 году мероприятие приобрело статус фестиваля и получило поддержку департамента Смоленской области по культуре. - Перезапуск «Смоленской крепости» был затеян в первую очередь для того, чтобы познакомить и подружить московских и смоленских поэтов и музыкантов. Сломать стереотипы, согласно которым «москвичи - надменные, дальше МКАДа ничего не видят и страшно далеки от народа», а смоляне, соответственно, провинциальны и не в курсе новейших культурных тенденций. Фестиваль показал, что мы отлично взаимодействуем, талантливы каждый по-своему и способны оперативно организовывать общие проекты, - поясняет Сергей Синяков, смоленско-московский поэт, один из организаторов фестиваля.
В нынешних реалиях пандемии этот форум прошел в формате литературного вечера, в котором приняли участие смоленские и московские поэты.
Помощь в организации оказала председатель Смоленского отделения Творческого союза художников России и руководитель проекта «Смоленский архив: Другое краеведение» Анна Зимина.
Своими литературными талантами блеснули: Евгений Лесин (Москва), Екатерина Богданова (Москва), Павел Рыбкин (Смоленск - Москва), Сергей Синяков (Смоленск - Москва), Александр Кокшаров (Смоленск), Эдуард Кулемин (Смоленск), Олег Разумовский (Смоленск), Владимир Марков (Смоленск), Юрий Щегловский (Смоленск), Андрей Чайкин (Ярцево).
- Фестиваль, как мне кажется, получился яркий, бесшабашный, искренний. Веселый и шумный. Открытый и дружелюбный. Пандемия пандемией, а жить все равно надо, - и стихами, и искусством, и дружеским общением, - делится своими впечатлениями известный московский поэт Евгений Лесин.
Одним из инициаторов проекта «Смоленская крепость» в 1990-х годах был поэт-трансреалист Александр Голубев (ныне покойный, 1960 - 2006 гг.). На вечере громыхали его монументальные строки в исполнении друзей и почитателей:
Тот я - кто здесь.
Здесь тот - кто я.
Кто здесь - тот я».
Разгулявшаяся в эти дни природная стихия соответствовала накалу страстей в громогласных поэтических чтениях. Погодные катаклизмы хочется проиллюстрировать стихами Эдуарда Кулемина:
Плесень вьюжных песен метеоатак.
Хмуря эту плесень, ураганный прессинг
формирует месиво в судьбоносный знак…»
Гражданская лирика Евгения Лесина сражала слушателей наповал:
Высоты и бессонных ночей.
А еще я боюсь унитаза
И зубных оголтелых врачей».
Екатерина Богданова покорила публику стихами про котов:
Тем, что спасают им жизнь, а иногда и здоровье.
В результате коты временно с нами, а мы пьем антипсихотики,
Чтобы не думать о будущем без кота - о времени вдовьем».
Прозаик Олег Разумовский в рассказе «Слава» поведал о крепости гражданского долга русского человека, который даже в забытье бережет самое святое: «Но краснокожий паспорт гражданина СССР - геройски зажат насмерть в мозолистых руках моего Славы. Кто ты? Откуда? Куда и зачем? Так и не дал ответа».
Экстремальным любовным откровениям Владимира Маркова вторила авангардная поэтика Андрея Чайкина:
Любите друг друга в муравейниках!»
Лирическую ноту внес продолжатель традиций смоленской поэтической школы актер смоленского драмтеатра и член Союза российских писателей Александр Кокшаров:
Ветер в поле колосится…
В васильках гуляет дева,
Вся из лунного напева…»
Свое веское поэтическое слово вставил победитель конкурса «Учитель года России-1999», смолянин с московской пропиской Павел Рыбкин:
И ты хватаешь воздух ртом.
Наверно, вспоминает кто-то.
Попробуй догадайся - кто…»
- Для меня главный принцип удачи - принцип рифмы. Фестиваль «Смоленская крепость», бесспорно, удался. Он зарифмовал край и центр: гостей из Москвы было никак не меньше, чем смолян. Крепость должна рифмоваться с непогодой, и одна другой ответила: публика пришла на чтения в самый разгар жестокого ливня. Традиционные по форме стихи мэтра Евгения Лесина были уравновешены верлибрами Екатерины Богдановой и Андрея Чайкина. Ну и, конечно, рифма должна открываться в будущее. В 2022 году исполняется 420 лет с момента завершения строительства Смоленской крепости. Есть надежда, что юбилей этого завершения станет новым началом, и поэты будут читать стихи прямо со стен и башен твердыни, - сказал Павел Рыбкин.
- Из трех «Крепостей», организованных нами с 2019 года, последняя мне понравилась больше всего. В чем немалая заслуга не только поэтов, но и поддержавшей нас Анны Зиминой, а также администрации КВЦ имени Тенишевых, пустившей фестиваль под свою крышу. Притом что мы, кажется, несколько смутили смотрительниц, стоически, впрочем, сдержавших поэтический натиск. Радует и перспектива партнерства с музеем «Смоленская крепость». В связи с этим хочется довести концепцию до абсолюта и устроить следующие чтения непосредственно в одной из башен. На днях беседовал с московским поэтом Андреем Родионовым. Предварительно договорились, что в конце лета следующего года он приедет почитать на «Смоленскую крепость» - и, уверен, не он один. Вообще постараюсь привезти из столицы не только мэтров, но и молодых и борзых талантов. Надеюсь, подтянутся и новые смоленские авторы. Все эти планы, понятно, с пометкой «е. б. ж», которой завершал письма Лев Толстой. Что означает: если будем живы. Ну а куда мы денемся, - подытожил Сергей Синяков.
Фото автора.