Передовой отряд искусств

Культура
Передовой отряд искусств
В Смоленске в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка печатной графики «Авангард. ХХ век».

Авангардом принято называть экспериментальные идеи и течения в творчестве, преследующие цель создания нового искусства путем отрицания предыдущих тенденций. Исторические корни этого явления уходят к началу XX века. Однако в те времена ни одно движение или группа не использовали термин «авангард» в своем названии и манифесте, его так же не употребляли и критики.
В 1929 году французский поэт-сюрреалист Луи Арагон ввел понятие «модернизм». «Авангард» в роли аналогичного объединяющего термина появился позже, а наиболее активно стал применяться уже после Второй мировой войны.
Слово «авангард» происходит от французского avant-garde, что в переводе означает «передовой отряд». Представители авангардизма являлись тем самым отрядом, который шел впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения.
Со временем этим термином стали определять множество различных творческих движений и направлений: кубизм, супрематизм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, концептуализм, гиперреализм и прочие «измы». Сегодня под авангардом в искусстве понимается целая система взаимопроникающих стилей, концепций, теорий, языков и школ.
На выставке можно увидеть более 50 графических работ, выполненных в техниках шелкография, литография, офорт, акватинта и пастель. Здесь представлено абстрактное и геометрическое искусство, сюрреализм и экспрессионизм. Экспозиция разбита на стилистические и авторские блоки с пояснительными текстами, цитатами и биографиями художников.
«В авангарде ХХ века шли художники, досконально изучившие приемы современных им течений. Появление новых направлений часто происходило как цепная реакция: сюрреализм активно развивал опыты дадаизма, экспрессионизм возник в качестве спонтанного отвержения импрессионизма, абстракция появилась в результате акцентированного внимания к скрытой геометрии, рациональным основаниям», - написано в комментарии к выставке.
В разделе «Абстрактное искусство» особый интерес представляют работы одного из основоположников и теоретиков этого направления Василия Кандинского. К абстракции этот художник пришел в самом начале ХХ века, а смоляне могут увидеть его более поздние литографии 1930 – 1940 годов. Здесь так же представлены работы абстракционистов послевоенного времени и наших современников, среди которых мэтр печатной графики японец Шоичи Хасегава и один из основателей «нового реализма» француз Фернандес Арман.

ЦИТАТА
«Среди всех видов искусства абстрактное - самое трудное. Оно требует от вас умения хорошо рисовать, обостренной чувствительности к композиции и цветовым сочетаниям, и чтобы вы были истинным поэтом».
Василий Кандинский.

Продолжает тему раздел «Геометрическая абстракция». Одним из основоположников этого направления был Казимир Малевич, который работал в Витебске и неоднократно бывал в Смоленске. К сожалению, в экспозиции не представлено его супрематических работ, зато у зрителя есть возможность познакомиться с такими направлениями как оп-арт (оптическое искусство, использующее различные зрительные иллюзии) и имп-арт (искусство изображения невозможных трехмерных фигур).
«Мерцающие структуры оп-арта, завораживающие человеческий глаз и создающие визуальное ощущение движения и переливов достаточно быстро вошли в мир архитектуры и дизайна, нарушив привычную замкнутость живописного творчества», - написано в аннотации к этому разделу.
Один из идейных вдохновителей оп-арта французский художник венгерского происхождения Виктор Вазарели пропагандировал конец искусства для интеллектуальной элиты и обращение к союзу с наукой и техникой.
«Я не могу избавиться от ощущения волнительной аналогии между моими визуально-кинетическими произведениями и всем строем микро- и макрокосма. В них есть всё: Пространство, Время, Тела и Волны, взаимоотношения и отдельные поля», - заявлял Вазарели.
Он изобретает модульную систему комбинаторики цвета и форм «Пластический алфавит», используя которую, можно создавать различные картины. Ныне его работы напоминают компьютерную графику. На выставке представлена шелкография этого художника «Клоун с мячом», дающая представление о необычном творческом методе Вазарели.
Имп-арт или импоссибилизм (от английского impossible - невозможный) - искусство, нацеленное на изображение невозможных фигур (то есть таких, которые можно изобразить, но нельзя создать). Его основоположником считается шведский художник Оскар Рёйтерсверд. На выставке смоляне могут увидеть его серию литографий «Необычная геометрия», являющуюся показательным образцом «невозможных фигур». За свою жизнь Рёйтерсверд изобразил около 2500 фигур в изометрической проекции. По некоторым из них были созданы модели с помощью современной компьютерной техники.
«Люди выражают изумление, как фантазия одного человека может произвести такое количество разнообразных нереальных структур. А я им говорю: «Мои композиции текут из меня так же, как из Моцарта выливались его музыкальные произведения», - пишет Оскар Рёйтерсверд в своей книге «Невозможные фигуры».
Еще один многоплановый раздел выставки посвящен сюрреализму. Это направление зародилось в 1920-е годы ХХ века в Париже. Его основоположником и теоретиком был поэт и писатель Андре Бретон. Заметное влияние на сюрреалистов оказала теория высвобождения бессознательного психоаналитика Зигмунда Фрейда.
Художники этого направления призывали к свободе воображения без вмешательства разума. В своих работах они уделяли большое внимание иллюзиям и сновидениям.

ЦИТАТА
«Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить».
Сальвадор Дали.

При этом сюрреалисты изобретали новые изобразительные способы: автоматическое письмо, коллаж и деколлаж, дриппинг и кулаж (разбрызгивание и разливание краски по холсту), бюллетизм (выстреливание по холсту пулями с жидкой краской), фюмаж (получение изображения при помощи копоти от огня) и многие другие.
На выставке представлены работы классиков сюрреализма Макса Эрнста, Рене Магритта, Сальвадора Дали, Ман Рея, Хуана Миро и менее известных авторов.
Тематический блок, посвященный экспрессионизму, представлен творчеством Карела Аппеля и Бернара Бюффе, наиболее ярко проявивших себя во второй половине ХХ века. Их работы хоть и интересны, но не вполне соответствуют тому ощущению «всеобщего безумия», которое пытались отразить художники эпохи глобальных потрясений.
Экспрессионизм возник в начале ХХ века как болезненная реакция на технический прогресс, Первую мировую войну и революционные катаклизмы. Художники, некоторые из которых участвовали в боях, ставили перед собой задачу выражения трагических переживаний эпохи, среди которых преобладали тревога и страх. В их произведениях очень распространены мотивы боли и крика. Для создания особой выразительности экспрессионисты сознательно деформируют линии и формы, масштаб и пропорции. Многие из художников находят вдохновение в творчестве душевнобольных. Не случайно с приходом в Германии к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством». Всеобщий интерес к этому направлению возродился в конце 1970-х годов, когда возникло такое явление как «неоэкспрессионизм».
В экспозиции так же присутствуют работы выдающегося художника Марка Шагала из серии литографий «Иллюстрации к Библии». Смоляне уже знакомы с его творчеством по ряду выставок в нашем городе. Этого признанного гения едва ли можно причислить к какому-то конкретному направлению в искусстве, но его принадлежность к авангарду неоспоримо. Его считали своим предшественником, как сюрреалисты, так и экспрессионисты. Французский поэт Гийом Аполлинер даже изобрел для Шагала специальный термин - «сюрнатурализм».

ЦИТАТА
«Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас».
Марк Шагал.

На протяжении всего ХХ века авангардисты стремились к революционному преобразованию искусства. Они осваивали и порождали идеи, радикально перевернувшие мировосприятие людей. Авангард не просто порвал с традицией, он претендовал на создание проекта будущего. И в новое время передовое искусство может восхищать, удивлять и вызывать споры, однако не оставляет зрителя равнодушным.

Анатолий Соловьяненко.

Выставка продлится до 3 октября 2021 года.
Справки по телефону: 20-54-16.
Касса: 20-54-29; 8 (960) 589-69-01.
6+.


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 16:30
26 сентября в Холм-Жирковском районе случился пожар в частно...
сегодня, 15:40
Макарчев Николай Евгеньевич пропал 13 сентября, сообщает ПСО...
сегодня, 15:05

Опрос

Если бы не было коронавирусных ограничений, и у вас была возможность жить в любой стране, какую вы бы выбрали?


   Ответили: 642