Путеводный источник вдохновения

Культура

В смоленском Доме художника открылась выставка «Путеводительница», приуроченная к 920-летию основания в 1101 году князем Владимиром Мономахом Успенского собора.

В конце XI века Смоленск стал удельным городом князя Владимира Мономаха. Он основал здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Об этом в Ипатьевской летописи 1101 года сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Князь принимал участие в освящении собора и поместил в нем икону Божией Матери Одигитрии (слово «Одигитрия» в переводе с греческого языка означает «указующая путь», «путеводительница»).

- Выставка посвящена духовной линии, которой следуют многие художники Смоленщины, - отметил на вернисаже председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий Гращенков.

В экспозиции представлены произведения (живопись, скульптура, графика) как признанных мастеров, так и начинающих авторов. Тема многопланово раскрывается в разнообразных пейзажах с церквями, храмовых интерьерах, религиозных сюжетах и иконографических образах. Часть художников представили работы, созданные во время пленэров на святых местах. Некоторые из работ уже известны смолянам, но есть и новые творческие откровения. Ключевые места в экспозиции занимают монументальные исторические полотна и скульптуры малых форм.

При входе на выставку впечатляют две картины Аллы Бондаревой из триптиха «Одигитрия - 1812». На одной из них изображен полководец Михаил Илларионович Кутузов, стоящий в храме со свечой перед иконой (эта часть живописной трилогии имеет подзаголовок «Во славу героев войны 1812 года»). Как известно, во время боевых действий Смоленская икона Божией Матери Одигитрии стала покровительницей и путеводительницей русского войска.

Этой теме также посвящена картина Юрия Мелькова «Перед чудотворной иконой Богоматери Одигитрии Смоленской на Бородинском поле в августе 1812 года». В центре многофигурной композиции полководец Михаил Кутузов стоит на коленях перед святым образом.

Вот что пишет свидетель этого реального события наш земляк офицер Федор Николаевич Глинка: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

Зачастую работы разных авторов дополняют друг друга, создавая многозначительные композиции. Так, в центре основного зала удачно взаимодействуют терракотовые скульптуры Константина Куликова «Искупление» и «Иисус» и арт-объект из дерева и кожи Вячеслава Самарина «Конь воина Георгия». Контраст пластических форм и материалов усиливает эстетическое и смысловое восприятие.

Воинскую героику умиротворяют романтические сюжеты. В картине Владимира Еленецкого «Рождество» образ Богоматери воспаряет над праздничным Смоленском, освящая его небесным сиянием.

Привлекает внимание работа Алены Дроздовой «Птицы небесные», выполненная в импрессионистической живописной манере и выделяющаяся простотой сюжета.

- У меня есть серия на тему смоленского Соборного двора. Набросок этой картины был сделан на пленэре. Рисовала с натуры служителя нашего собора. Он сидел и кормил птиц. На ней изображен не конкретный человек, а символический образ - то ли монах, то ли священник, он тоже как птица небесная… Название заимствовано из Евангелия от Матфея: «Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в хранилища, однако ваш Небесный Отец питает их. Неужели вы менее ценны, чем птицы?», - поясняет свое произведение Алена Дроздова.

На общем пестром фоне выделяется своей лаконичностью пастельная работа Александра Зорина «К храму».

- Это один из древнейших храмов Смоленщины - Иоанна Богослова. В январе этого года я писал его с натуры маслом. Это был воскресный день, выпал снег, стояла тишина. Меня поразили своей красотой сложнейшие соотношения серебристого неба, стоящий одинокий белокаменный собор на заснеженном холме, и старушка, поднимающаяся к храму. Позже, в мастерской по этюду и впечатлениям я написал пастель, которая сейчас представлена на выставке, - рассказывает Александр Зорин.

Работа Марии Ужакиной «Озаряя путь» привлекает своей суровой лиричностью - женщина в поле взирает на явившийся в небесах среди сгущающихся туч образ Богоматери.

- В своей работе я трактую образ Одигитрии как символ веры для русских женщин на любом важном жизненном распутье. Для меня эта тема очень близка, так как я сама ищу в вере многие ответы на вопросы, которые мне преподносит жизнь, - комментирует свою работу художница.

Выставка продлится до 16 августа 2021 года. 0+.

Все желающие могут бесплатно осмотреть экспозицию в часы работы Дома художника (г. Смоленск, ул. Б. Советская, д. 21): с понедельника по четверг с 11.00 до 18.00, а в пятницу с 11.00 по 17.00.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Ориентировку на Нину Филипповну Харитонову из Руднянского ра...
30 минут назад
С 25 по 31 марта в регионе проводилось оперативно-профилакти...
53 минуты назад
Губернатор сообщил, что в первом квартале 2024-го введена тр...
сегодня, 19:10
«Смоленскавтодор» сообщает, что дефекты возникли на путепров...
Новости партнеров