По «несусветным» лабиринтам Кулемина

Культура
«Рулим дальше» - ученики одного из самых необычных смоленских творцов Эдуарда Кулёмина признаются, что этой фразой он частенько сопровождает свои наставления.
На персональной выставке «НесуСветНое» в КВЦ имени Тенишевых собраны его арт-проекты за последние 40 лет: живопись, инсталляции, видеоарт, визуальная поэзия, компьютерная графика.


С творчеством этого художника смоляне знакомы давно. Удивительным оказалось другое - то, что Эдуард (на снимке ниже) не только обладает художественным и литературным талантами, но и умеет сплачивать вокруг себя единомышленников. Он создатель множества творческих объединений, как действовавших в областном центре в 80 - 90-х годах, так и образованных сегодня.
Об этом и о его социокультурных проектах на лекции, прошедшей в рамках выставки, рассказала историк искусства XX века, член ТСХР, преподаватель СмолГУ Яна Двоенко.

На драйве
Эдуард родился 14 декабря 1960 года в Ярославле, в раннем возрасте переехал с родителями в Смоленск. В 1984 году окончил Смоленский филиал Московского энергетического института. А с конца 80-х стал активно заниматься творчеством, одновременно изобразительным искусством и литературой.
В те годы художник участвовал в деятельности международного творческого объединения КЭПНОС, проводившего выставки, концерты и творческие вечера неофициального искусства в Смоленске и других городах России.
- Первоначально основатели задумывали КЭПНОС как клуб экспериментальной поэзии и нового искусства. Но позже они отказались от какой-либо расшифровки этой аббревиатуры, ссылаясь на то, что это слово - авторский неологизм, - отметила Яна Двоенко. По ее словам, постоянного состава у их объединения не было. К клубу на волне общих идей присоединялись разные творческие люди города.
На выставке представлены работы из живописных сериалов тех лет: «Баллада о навигаторе» и «Вивимахия».
В начале 1990-х годов Кулёмин создал неофициальные творческие организации: Группу Неизвестных Художников, Ассоциацию Проклятых Поэтов, арт-группу «Крестьянские дети».
- Эти сообщества не имели никакой государственной поддержки и возникли стихийно, исключительно благодаря драйву их инициатора. При этом в них не было как таковых руководителей, но благодаря им в Смоленске состоялся ряд смелых художественных мероприятий, - отметила Яна Двоенко.
Эдуард принял активное участие в организации в областном центре двух крупных международных фестивалей современного искусства, музыки и литературы: «Артбдения-91» и «Артбдения-92».
Тем временем в литературе он экспериментировал с формой и содержанием, разрабатывал свой творческий метод - лингвопластику (литературный коллаж, визуальную поэзию, полистилистику).
- Также Эдуард в газете «Смоленские губернские ведомости» вел рубрику под названием «Краем уха, краем глаза». Там публиковались материалы о культурной жизни города, а также интервью с вымышленными маргинальными персонажами, - отметила Яна.
С конца 1990-х творчество Кулёмина стало еще более экстремальным. Он работает на стыке различных жанров, технологий и стилистик (инсталляции, перформансы, визуальная поэзия, идеографика). В экспозиции представлены труды этого периода из различных серий: «Артрофония и травмопластика», «Бионерия», «Разногласия».
С начала 2000-х годов в арсенале автора появляются видеоарт, медиапоэзия и асемическое письмо. В экспозиции можно увидеть проекты последних десятилетий: «Впишись», «Стихи кассового аппарата», «Одухотворенные бахилы».

Другое краеведение
Сегодня, в период цифровизации, особенно ценно то, что Яна Двоенко собирает архив современного искусства. Она является одним из разработчиков сайта «Смоленский архив: другое краеведение». Кроме самиздата, фотографий с выставок, концертов, перформансов и фестивалей, каталогов и публикаций, ресурс пополняется интервью с участниками событий, критическими статьями, видео и актуальными материалами.

«Перекрестное опыление»
Сейчас Эдуард является куратором Студии тотального творчества.
- Наша студия была создана год назад, - рассказывает ее участница, художник Мария Ужакина. - Несмотря на то что я занимаюсь классической живописью, современное искусство меня очень заинтересовало. Первый наш проект в студии называется «Перекрестное опыление». Свои произведения мы создавали из домашней пыли и пыльцы растений. Почему заинтересовал этот материал? Для нас он имел особый, философский, смыл. Это и прах, и тема распада и возрождения…
Мария сделала серию картин с кактусами из пыли. Работы удалось зафиксировать, и теперь их можно увидеть на выставке «НесуСветНое».
Отметим, экспозиция продлится по 23 мая включительно.

СКАЗАНО
Эдуард Кулёмин:
- Вскрытие потаенных смыслов - одна из сверхзадач художника. Однако мир не хочет добровольно расставаться со своими тайнами, и творческой личности приходится применять насилие над действительностью, подвергая ее экзистенциальным истязаниям. При этом художник сам становится носителем тайных знаний (тайна вдохновения, тайна гения, тайна создания шедевра). Метафизический бунтарь, поднимая «восстание против своего удела и против всего мироздания», вызывает огонь на себя. Постигая запредельные сущности бытия, он нередко затрагивает зоны запретного и сакрального, обрекая себя на преследования со стороны хранителей этих зон. Инквизиторы здравого смысла загоняют понятийные гвозди под ногти инакомыслия, памятуя о том, что именно в моменты физического страдания в бунтующем разуме возникают элементы истинного откровения.

ЦИФРЫ
Эдуард Кулёмин организовал 12 персональных выставок, участвовал более чем в 150 всероссийских и международных выставках и фестивалях, опубликовал несколько литературных сборников. Его работы неоднократно становились призерами различных конкурсов.

Ольга Градова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 13:31
Ведомство возбудило уголовное дело за контрабанду стратегиче...
32 минуты назад
Временное отключение в Ленинском районе города намечено на 2...
сегодня, 12:22
Водитель микроавтобуса был вынужден применить экстренное тор...
сегодня, 12:53
Программа развития для участников специальной военной операц...
Новости партнеров