"Когда с неба падали аисты…" Фильм Данилы Козловского "Чернобыль" в Смоленске

Культура

15 апреля в отечественный прокат вышел фильм - катастрофа Данилы Козловского «Чернобыль». После дебютной драмы «Тренер» актер-режиссер выбрал для своего фильма тему перевернувшей сознание и жизнь советских людей трагедии в Припяти.
Взрыв реактора, произошедший 26 апреля 1986 года, стал крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики, о которой не могут забыть до сих пор. За взрывом последовал пожар, выброс в окружающую среду радиоактивных материалов и человеческие жертвы. После аварии Припять превратилась в мертвый город призраков…

                                 Звезда Полынь

Апокалиптическая «звезда Полынь» явилась предвестником развала великой державы и, как бы скептически не относились к конспирологическим теориям, самой крупной террористической акцией XX века. Халатность? К Чернобылю приложили руку «спящие» резиденты? Так или иначе, но в любом случае у каждой халатности есть имя, фамилия и отчество.

После трагических событий на ЧАЭС нам пришлось привыкать к страшным новостям. Масштабные катастрофы начали случаться ежегодно. 4 июня 1988 года на железнодорожном переезде к станции Арзамас взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахскую ССР. Состав перевозил гексоген для горных предприятий. В результате происшествия унес жизни 91 человека, среди них было 17 детей.
Ровно через год, 4 июня 1989 года рвануло облако углеводородов на перегоне Аша - Улу-Теляк, в котором в этот момент оказались пассажирские поезда «Адлер - Новосибирск» и «Новосибирск  - Адлер». Погибли 575 человек, более 600 ранены. Это была крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Советского Союза...

Чернобыль открыл счет чудовищных событий, приблизивших гибель СССР.

                                 Антология боли

Надо сказать, что Козловский принадлежит к числу изрядных смельчаков. После ошеломительного фурора одноименного сериала телеканала HBO в 2019 году, снятого Йоханом Ренком (автор культовых «Во все тяжкие»), внятно раскрыть такую болезненную и страшную тему сродни подвигу. Фильм Рэнка завоевал премию «Эмми», в 2020 году проект HBO удостоился премией «Золотой глобус» в двух номинациях и даже обошел в рейтингах «Игру престолов»!

Неужели хороший парень Данила Козловский – тривиальный конъюнктурщик, который на волне успеха сериала Ренка попытался заработать денег на трагедии, потрясшей в 1986 году весь мир? Согласитесь, не так уж и сложно взять громкую тему и снять не гениальное (а по работам Данилы видно, что в драматургии он не силен, как и его коллега по цеху Хабенский), но хотя бы вполне сносное кино?

Вовсе нет. Козловский на презентации блокбастера неоднократно повторял, что для него самое главное, чтобы люди пришли на фильм не просто посмотреть на масштаб трагического события, а испытали сильное эмоциональное потрясение и гордость за русского человека, способного на полное самопожертвование. «Чернобыль» - кино о людях, настоящей любви, чувстве долга и выборе своего пути.

«Я хотел поставить в центре истории не публицистическое высказывание, а семью, отношения, то, как в жизнь обычных людей врывается катастрофа. Тема Чернобыла настолько глобальная и впечатляющая, что странно ее помещать в парадигму конкуренции»,- говорит режиссер.

В наше время распавшегося на атомы общества (с постулатом «главнее семьи ничего нет на свете») фильм о человеке, который, не задумываясь, поставит на первое место не свои личные интересы, а выберет Родину, большая редкость! Его герой Алексей Карпушин - молодой советский парень, пожарный в Припяти. Авария на ЧАЭС ставит под угрозу мечту Алексея о семейном счастье и жизни всех тех, кто ему дорог. Взрыв реактора грозит смертью не только тысячам людей, оказавшихся в зоне радиационного поражения: возможен второй взрыв, катастрофические последствия которого могут быть несоизмеримо больше.

Накануне уволившийся из пожарной части Алексей оказывается там, где, по идее, быть не должен. По собственной воле он помогает товарищам тушить пожар, а затем погружается под ядерный реактор, чтобы выпустить воду из резервуара и тем самым предотвратить еще один мощный взрыв...

Ценой своей жизни Карпушин добивается поставленной цели.

Возникает закономерный вопрос: а много ли сейчас нашлось бы таких добровольцев, рвани (тьфу-тьфу!) Десногорская АЭС?..

Вопрос повисает в воздухе.

Современная индустрия кино не способна снять честное кино о Чернобыле?

Подготовка к съемкам далась непросто, как и заполучить договор с корпорацией «Росатом». После жесткого отказа, мотивированного тем, что современная киноиндустрия не способна снять честное кино о Чернобыле, Козловский и его съемочная группа все-таки добилась допуска на пятый недостроенный энергоблок Курской АЭС. Фильм художественный, а потому на реальных событиях (кроме самого факта аварии) не основан. Не стоит искать за судьбами героев реальных свидетелей и ликвидаторов катастрофы. В каждом из них объединены истории многих людей. «Для меня Чернобыльская катастрофа была очень личным переживанием, как режиссер-документалист я оказался в Чернобыле на пятый день после аварии и возвращался туда многократно на протяжении трех лет. Я всегда мечтал рассказать историю о людях, оказавшихся в экстремальной ситуации и спасших миллионы от распространения смертельной угрозы», - не скрывает продюсер фильма Александр Роднянский.

                            Много-много-много огня!

Компьютерной графики в фильме минимум. На экране запредельно много живого, а не компьютерного, огня. Пожарным приходится работать в настоящем огненном аду. Конечно же, в действительности такого чудовищного пожара (сымитированному с помощью около 400 огненных установок) на ЧАЭС не было – на атомной станции произошел паровой взрыв с ядерным инициированием. Из-за неконтролируемого роста мощности расплавились элементы, которые содержали ядерное топливо. Они-то и повредили контур охлаждения, в результате пар и вода попали в реактор, спровоцировав первый взрыв, подбросивший в воздух 450-тонную крышку реактора. Затем последовали еще два взрыва и неизбежный выброс в воздух запредельное количество радиоактивных элементов.

Воздух над разрушенным четвертым энергоблоком не прорезали огненные протуберанцы. Он светился мертвенным голубым светом, и эта картина вызывала ужас…

Козловского можно понять. Трудно изобразить на экране то, что не видно человеческому глазу. Именно к таким физическим явлениям и относится радиация. Режиссер сделал свой выбор в пользу двух стихий – огня и воды. Хотя, если бы он был более подкован и изобретателен в профессии, возможно, сумел бы найти выход. Как это сделал Том Тыквер в «Парфюмере», который снял по роману Патрика Зюскинда. Вот как передать кинематографическими средствами богатейшую гамму ароматов и запахов, которые свели с ума гениального серийного убийцу? Миссия невыполнима, но Тыквер с ней справился. Чего не скажешь о Козловском, который пошел по более простому пути, создав свой личный Чернобыль, как он его представлял.

Например, в фильме Данилы на следующий день после катастрофы жизнь Припяти не изменилась. Врач-радиолог (Равшана Куркова), сопровождающая пожарного Леху Карпушина в реанимобиле, с горечью произносит: «Все дети на улицах...»

В этой сцене Козловский отталкивается от слухов и версий, опутавших паутиной ту апрельскую катастрофу, когда советское руководство пытались обвинить в замалчивании информации о трагедии в Припяти. В реальности подготовка к эвакуации началась ранним утром 27 апреля. Время шло, люди получали дозы, но ничего с этим было поделать нельзя. Чертовски сложно одним махом эвакуировать многотысячный город, не допустив при этом губительной паники.

Далеки от истины и сладкоречивые обещания столичного чиновника, который, чтобы привлечь добровольцев, начинает петь песни про квартиры в Москве и лечение в лучших швейцарских клиниках. В действительности их спасали в больнице № 6 ФМБА в Москве. Добровольцев и вправду манили в пекло «морковкой». А как иначе? Умирать они не хотели. Хотели жить.

Но, если бы раскаленное реакторное топливо достигло расположенного под четвертым энергоблоком бассейна - барботера, куда сбрасывались излишки пара из системы охлаждения, территория вокруг ЧАЭС превратилась бы в мертвую зону на сотни тысяч километров.

На самом деле, в подвалы под бассейном спустились три человека: начальник смены Борис Баранов, инженеры Алексей Ананенко и Валерий Беспалов. Но они добровольцами не были. Это была их работа. Открыть задвижку они не смогли. Все они вернулись на поверхность. Борис Баранов скончался в 2005 году, ликвидаторы Алексей Ананенко и Валерий Беспалов живы и поныне.

Никто из них в воду не нырял.

Кстати, не стоит ерничать над «непотопляемостью» героя Данилы Козловского. Радиация воздействует на каждый организм индивидуально. Ликвидаторы не скрывают, что многие гибли после 190 БЭР, иные выживали и после 700. В фильме отважный сотрудник КГБ, руководивший спецоперацией по недопущению фатального взрыва, умирает в муках, получив 700 БЭР…   

Все эти несоответствия действительности отнюдь не умаляет той колоссальной работы, которая была проведена над фильмом. Своим размахом поражают сцены массовки, в некоторых из них были задействованы до 500 (!) человек. Впечатляет и работа гримера Алексея Ивченко, который сумел натуралистично отразить все стадии поражения героев лучевой болезнью. Да и костюмеры постарались на славу: все герои картины носят аутентичную одежду 80-х. На Даниле Козловском надет батник, и эта цветастая рубашка – ровесница самого режиссера!

                   «Опасная вода» и «Бездна»

За время съемок Данила Козловский несколько раз изменил название фильма. Сначала он назывался «Опасная вода», затем – «Когда падали аисты». Но, поскольку продюсеры определились с прокатом картины в США, остановились на монументальном «Чернобыль. Бездна». Решили, что такое название в наибольшей степени вызовет интерес у западного зрителя и привлечет его внимание к героизму советского человека.

Хотя я бы остановилась на аистах. Потому что пронзительно и страшно, когда с неба падают птицы, которые в нашем сознании ассоциируются с мирной жизнью и счастливым материнством...  

P.S.

Показалось странным, что «Чернобыль» вышел на полторы недели раньше событий 35-летней давности. А потом все стало на свои места. 15 апреля исполнился 71 год Алле Пугачевой, на концерт которой мечтал попасть Алексей Карпушин. Фильм наполняет атмосферой времени ее золотой голос (а тогда она еще могла петь)…

Когда на экране бегут титры, звучит саундтрек в исполнении Пугачевой, специально написанный ею для блокбастера Козловского. Актер и режиссер презентовал свой фильм Легенде…   

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров