В поисках утраченного «Золотого века» Смоленска

Культура

В издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет очень редкая книга. Роскошное переиздание монографии (тираж – всего 500 экземпляров!) смоленского историка и журналиста Владимира  Маркова «Золотой век Смоленска. Архитектурные памятники XII–XIII веков» будет интересно всем – студенту, учителю истории, краеведу.
Если говорить простым и понятным языком, каким и написана эта научно – публицистическая книга в формате вопросов и ответов на них, ее место на полке каждого смолянина, который любит свой город и не принадлежит к манкуртам или «Иванам, родства не помнящим».

 Первые столетия Смоленска и сегодня – тайна, загадка, гипотеза.

После выхода в 1979 году фундаментального труда Павла Раппопорта и Николая Воронина о зодчестве древнего Смоленска, почему-то больше никто не решился продолжить почин ученых - археологов. Автор «Золотого века», который называет себя учеником Николая Сапожникова, исследовавшего Смоленск в 70-е – начале 90-х годов прошлого века, попытался исправить эту несправедливость.

«Золотой век» углубил и переосмыслил труды Николая Воронина и Павла Раппопорта, изучавших архитектурно-археологического наследия древнего смоленского зодчества XII-XIII веков.

Владимир Марков использует в своей книге и новые материалы, которые были получены в результате раскопок Николая Сапожникова и по результатам архитектурно-археологической экспедиции государственного Эрмитажа и археологической экспедиции Института археологии РАН.

На основе новых фактов историк и краевед описывает древние оборонительные сооружения, реконструирует социальную топографию княжеского Смоленска второй половины XI-XIV веков, а также прослеживает эволюцию смоленского зодчества.

Когда возникла «мода» на смоленское зодчество? Где находился храм Николы Полутелого и почему был так странно назван? Кем были «вольные каменщики» из Смоленска? Кто населял смоленские концы? О чем может рассказать пол, вымощенный плитками в виде «сердечек»? На эти и другие вопросы отвечает Владимир Марков в своей дополненной новыми фактами книге. Интересно, что взгляды автора на историю во многом расходятся с каноническими.

                      Смоленск – отец городов русских?

Если случайно окажетесь возле дома №112 на ул. Соболева, между сараями заборами огородных участков сможете увидеть какие-то странные руины. По внешнему виду использованного в них тонкого кирпича (плинфы), возможно, вы сразу поймете, что они очень древние. Вас удивит их полное забвение…

Можете отправиться к Днепру, до самого конца ул. Малая Краснофлотская, и если там выйдете к самому берегу реки, то среди камней или обычных кирпичей обнаружите странные тонкие длинные плитки, повсюду валяющиеся под ногами. Очевидно, и здесь под землей скрываются заброшенные и забытые древние развалины.

И на Рачевке, и на Кловке до сих пор сохранились остатки уникальных смоленских храмов, построенных в конце XII – начале XIII века. В результате археологических раскопок Николая Воронина и Павла Раппопорта стало известно, что в конце XII в нашем городе появился новый, прогрессивный архитектурный стиль, завоевавший популярность не только в Смоленске, но и в других городах древнерусской земли.

В домонгольский период в Смоленске было построено около 30 (!) каменных сооружений. Больше в то время было разве что в Киеве, «матери городов русских».

От этого огромного изобилия и разнообразия мало что осталось. Но даже и те три дошедших до современности в более или менее первоначальных формах смоленских храма (Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела) внушают гордость за их создателей. Во время правления князя Ростислава Мстиславовича Смоленского, родоначальника династии смоленских князей (Ростиславовичей) в 40-х годах XII века в Смоленске началось бурное каменное строительство.

Город быстро рос. Развитые ремесла и посредническая торговля сделали его одним из самых богатых и влиятельных в Древней Руси наряду с Киевом, Великим Новгородом и Владимиром. Это был Золотой век Смоленска, который продолжался вплоть до монгольского вторжения в конце 30-х годов XIII века.

Почему многое в истории Смоленска забылось? Краевед Владимир Марков отвечает на этот вопрос так: «Главным последствием Смутного времени для Смоленска, в отличие, например, от Москвы, было не только практически полное разрушение города, но и исчезновение вместе с ним почти всех его жителей. Нарушилась преемственность поколений, и поэтому очень многое забылось.

Смоленск возродился и вновь отстроился, но в подавляющем большинстве здесь поселились уже совсем другие люди».                  

И такое повторялось и повторялось…

Потому столь печальны судьбы многих утраченных смоленских святынь.

                      Жертвы «бульдозерной археологии»

В 2013 году было очень много разговоров о консервации и даже музеефикации руин обнаруженного в 2012 году храма на Большой Краснофлотской. Прошел юбилей (1150 лет первого упоминания Смоленска в летописи), а раскопанные руины так и не были музеефицированы, а только засыпаны песком.

С большой степенью вероятности можно прогнозировать и дальнейшее развитие событий.

Когда шумиха, поднятая прессой, окончательно стихнет, а об этих руинах все забудут, строительная организация (которой принадлежит данный участок) начнет там возведение элитного дома.

После того, как Белогорцев в 1951 году изучил руины обнаруженного тогда древнего храма, их остатки тут же были снесены бульдозером и уничтожены, а на этом месте построен дом №5 по ул. Большая Краснофлотская, стоящий там и доныне.

При прокладке в конце 80-х годов линии теплотрассы на ул. Соболева экскаватором были задеты и частично разрушены остатки неизвестного памятника древнесмоленского зодчества. Храм был обнаружен южнее дорожного полотна ул. Соболева, на углу с ул. Школьной, почти напротив Костыревской башни Смоленской крепостной стены.

По свидетельству Николая Сапожникова, «траншея теплотрассы прошла через западную стену храма вдоль его северного нефа, потревожив остатки древних кладок на значительную высоту».

Руины неизвестной церкви были целиком скрыты под землей и до ее частичного разрушения экскаватором стены и столбы сохранялись на высоту более четырех метров. Николаем Сапожниковым в кладке древних крестчатых столбов храма были прослежены даже пяты арок, оставшихся от древних хор. Не подлежит никакому сомнению, что вся центральная и южная часть древнего храма не задета экскаватором, сохранилась на высоту более пяти метров от уровня древнего пола.

Если бы тогдашнее руководство города отнеслось к своему культурному и историческому наследию не столь варварски, то этот древний храм, чудом уцелевший в земле почти до начала сводов древних закомар, после раскопок, консервации и его реставрации мог бы пополнить список сохранившихся памятников древнего смоленского зодчества. А после музеефикации стать и уникальным объектом, привлекающим в Смоленск новых туристов и паломников...

Николай Сапожников отметил очень редкую для древнерусских памятников ориентировку этой церкви, вероятно, указывающую на то, что храм был заложен в зимнее время, «скорее всего, в середине февраля».

На восточной окраине Смоленска, возле микрорайона Шейновка, сохранились руины какого-то огромного древнего собора. Восточная часть древнего города контролировалась церковью. Несомненно, эти древние развалины относились к какому-то епископскому монастырю, и не к простому, а к главному, монастырю Положения риз Богоматери.

Николай Воронин и Павел Раппопорт пришли к выводу, что этот собор на Протоке был построен епископской строительной артелью в самом конце XII века.

Именно здесь были обнаружены древние росписи, которые были сняты со стен храма и вывезены в Ленинград, затем отреставрированы и сейчас экспонируются в государственном Эрмитаже.

Значительные размеры собора на Протоке, сопоставимые с размерами древнего кафедрального Успенского собора на Соборной горе, свидетельствуют об огромном значении для древних смолян этой святыни.

Например, одна из главных смоленских святынь – «большой храм Борисоглебского монастыря на Смядыни также меньше храма на Протоке: основа шестистолпного храма на Смядыни 17,05 X 25,86 метра; основа храма на Протоке 19 X 29, 75 метра.

Ширина храма с галереями на Смядыни – 29,5 метра; на Протоке – 32 метра, а с боковыми храмиками 47 метров. Эта величина памятника свидетельствует о его общественной значимости и незаурядности».

За время, прошедшее с момента раскопок 1967 года, состояние уникального памятника древнесмоленского зодчества – руин церкви на Окопном кладбище – не просто ухудшилось, а стало просто катастрофическим (впрочем, как и многих других).

Вообще, эти руины «вероятно, надо считать окончательно потерянными, т.к., все пространство, под которыми они находились (в том числе и места, вскрывавшиеся в 1965-67 годах археологической экспедицией Воронина и Раппопорта), сейчас занято захоронениями 80-х – 2000 – х годов». И это несмотря на то, что Окопное кладбище давно официально закрыто, а сами руины храма охраняются государством!

Николай Сапожников обратил внимание на уникальность обнаруженного им в центральной апсиде церкви Иоанна Богослова верхнего пола из керамических плиток. Подобные плитки с зеленой, желтой и коричневой поливой в виде сердечек ранее не встречались ни на каких других памятниках древнерусского зодчества.

«Ближайшей аналогией им могут служить изображения сердцевидных фигур на сохранившемся фрагменте фресковой росписи, обнаруженной на ступенях «горнего места» во время раскопок церкви Василия Борисоглебского монастыря на Смядыни…» Николай Сапожников также уточнил, что еще Екатерина Клетнова связывала «этот сюжет с культом первых русских «князей-мучеников». Не будем забывать, что крестильным именем князя Романа было имя – Борис. Вероятно, именно с культом Бориса и Глеба и был связан выбор Романом такого уникального сюжета.      

                        Справка «РП»

Краевед и журналист Владимир Марков родился в Смоленске в 1966 году. Уже в 1980 году, по окончании седьмого класса, участвовал в археологических раскопках Смоленской археологической экспедицией МГУ, которой руководил профессор Д.А. Авдусин.

В начале 80-х продолжил сотрудничество с археологами, приняв участие в раскопках Центрального поселения и курганов в Гнездове под руководством ведущих археологов из МГУ, а также в раскопках на набережной Днепра возле ул. Большой Краснофлотской (руководитель Н.И. Асташова) и в храмовом комплексе Иоанна Богослова.

В 1983 – 1984 годах под руководством Н.В. Сапожникова вошел в состав группы археологов, изучавших культурный слой на Соборном Дворе в Смоленске.

В 2004 году закончил исторический факультет СГПУ (Смол ГУ), учился заочно.

Владимир Марков - автор ряда статей по истории и культуре Смоленского края в российских и зарубежных научных изданиях. Является автором исторической части двухтомника «Летопись Смоленщины» и монографии «Спасти и сохранить». В 2015 году вышла его монография «Золотой век Смоленска. Архитектурные памятники XII – XIII веков», в которой в доступной для широкого круга читателей форме реконструирует эволюцию смоленского зодчества.

Научный сотрудник смоленского историко-литературного журнала «Странникъ».

Награжден медалью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (2013), «Знаком Святой мученицы Татьяны» за активную социальную и просветительскую деятельность (2014).

В 2019 году Владимир Викторович стал участником научной конференции «Археология Северной Руси и Балтики», посвященной 75-летию Г.С. Лебедева в С-Петербурге и международной научной конференции «Археалогiя i гiстория Падзвiння» в Минске.

В Смоленске приобрести книги можно в магазине «Кругозор».

В издании использованы уникальные фотоматериалы из архива автора.

Фото Яндекс


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 07:04
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
сегодня, 07:25

Об этом рассказали в ЦУР Смоленской области.

Новости партнеров