Мамаша Кураж и ее «матриархатные» дети. Теперь и в Смоленске

Культура
Мамаша Кураж и ее «матриархатные» дети. Теперь и в Смоленске

6 февраля в прокат вышла «сказка для взрослых» одиозной Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Это третий полнометражный игровой фильм самой экзальтированной и эффектной особы российского кинематографа.
«Северный ветер» – экранизация ее же дебютной пьесы, поставленной на сцене МХТ им. Чехова. Что увидит на экране зритель? «Вишневый сад» №6, готический даун - хаус или маркесовскую эру одиночества?
Холодно и красиво. Но – пусто.  Или гениально?
Рената – ходячий парадокс. В этом-то и вся загвоздка!
Международная премьера картины состоялась в конкурсной программе андеграундного Роттердамского кинофестиваля. Теперь пронизывающий «Северный ветер» гуляет и по кинозалам Смоленска.

                     Последняя сказка Литвиновой

По большому счету, и взрослую сказку Литвиновой можно назвать настоящим дебютом, поскольку «Северный ветер» - первая картина, снятая ею после смерти Киры Муратовой (и посвященная, конечно же, самому недооцененному режиссеру века Кире Георгиевне), открывшей для Ренаты потайную эксклюзивную дверцу в мир большого Кино. Именно благодаря сюрреалистическим «Увлечениям» (1994) Муратовой мир узнал о странной, такой очень странной жеманной и экстравагантной Литвиновой, манерно жестикулирующей, растягивающей гласные и намеренно повторяющей слова.

Трагикомический триптих о трех убийцах «Три истории» (1997) лишь закрепил позиции этой макамбрической (чудовищно-красивой) актрисы в кадре, вскоре промелькнувшей влюбленной стюардессой в мелодраме Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» (2002), в которой от Сторожевой, положа руку на сердце, вообще ничего не осталось. Рукой режиссера водила она – сгоревшая в небе звезда «Аэрофлота», жаждущая невозможного чуда Любви. 

Авторитарная Литвинова рвалась в режиссуру. Ей безумно хотелось снимать самой, идти по стопам своей крестной матери, уникальной постановщицы – трансформера Муратовой, чей экспериментальный кинематограф так и не был до конца понят зрителем. Да что там зрителем! Перед Кирой Георгиевной и матерые критики пасовали.

Утонувшая, как Офелия, в декадансе, Рената копила опыт. Она не только была любимой моделью человека Муратовой, но и сама, работая с ней, собирала коллекцию профессиональных впечатлений и тактик, выплескивая их на экран на съемках собственных опусов. Но – экономно, бережно. Когда же сундучок с сокровищами наполнился, а Киры не стало, Рената решительно направилась в Северные поля своего подсознания, откопала сундучок с режиссерскими ценностями и попробовала сделать что-то совершенно свое. Фантасмагорическое до безобразия. 

Конечно же, попытки выработать собственный, узнаваемый почерк Литвинова делала и раньше. Опыт №1 - наполовину готическая, наполовину детективная феерия «Богиня. Как я полюбила» (2004). Тягучий, полный длиннот и заигрывания со смертью, красивый и странноватый, как и сама Рената, утопленный в нарочитом самолюбовании фильм.

Игры с любовью и компромиссы с завораживающим загробным миром Литвинова продолжила в фильме «Последняя сказка Риты» (2012), где вылепила на экране милосердный образ весьма влиятельного Ангела смерти, присматривающего за умирающей женщиной и внимающего каждому ее слову. Музыку к инфернальной «сказке» написала подруга причудливой и нелогичной дивы Земфира.    

В «Северном ветре» Литвинова полностью соответствует формулировке своей личной системы координат: «Я хочу, чтобы моя Смерть была нарядная женщина, с бокалом шампанского, и пусть она говорит все по делу и не морочит мне голову».

        Загнивающий матриархат, или Любовь после гроба

Рената Литвинова не просто сценарист и режиссер, она созидатель безумно красивой инсталляции сказочного мира Северных полей и его главное действующее лицо. Снежная королева, безраздельно властвующая здесь и сейчас, в реальности театральной условности, бережно перенесенной на экран. Королева – мать аристократического семейства, в силу возраста расставшаяся с ролью трепетной стюардессы и теперь вынужденная проживать эру матриархата.

Фактически лишенный сюжета готический фильм – хаос, фильм – абсурд произрастает из поставленного Ренатой спектакля и живет на экране вне жанра, подчиняясь стилистике и языку запредельно изысканной женщины, чьи унизанные бриллиантами пальцы навеки срослись с бокалом шампанского.

Умна ли она, дурна – неизвестно. Предприимчивая злодейка в силу сложившихся обстоятельств!

Созданный ею мир живет по сюрреалистическим законам. Новогодняя ночь в лабиринте Северных полей никогда не заканчивается, а часы непременно  бьют 13 раз (13-й, или 25-й час на циферблате – призрачная тропинка в загробный мир, позволяющий встретиться с любимым, ибо в реальном мире встречи с ним не произошло). Персонажи циклично садятся за праздничный стол, шампанское льется рекой, и главным критерием принадлежности к матримониальному клану является умение ловко и, разумеется, эффектно открывать бутылки с игристым вином.

Чужакам здесь не место. По законам андеграунда Литвиновой, в созданной ею сказке тех, кто не способен управится со штопором, ждет неминуемая погибель. Когда через сто лет одиночества эта гротескная Тайная вечеря в лабиринтах подсознания Маргариты (она же Рената Литвинова) наконец-то подойдет к своему логическому завершению, кто-то непременно умрет.           

А она, Маргарита, сбежит из обветшавшей реальности в потустороннее Зазеркалье, использовав для бегства заветный тринадцатый час и деревянные двери московского Метрополитена – как портал в иной мир. На станции «Тринадцатая» ее будет ждать тот, кого она не дождалась при жизни.

Ей больше нечего ловить на Северных полях – после того, как ее совершенно немужественный и слабый сын (Антон Шагин) после пышного семейного теряет любовь – стюардессу Фанни (которую, к слову, играет дочь Литвиновой Ульяна  Добровская), с Полями начинает твориться что-то странное. Гниет почва, сами собой гниют (или сгорают) деньги в закопанных на заснеженных пустошах сундуках, сходит на нет некогда влиятельная династия.

Особняк с видом на Кремль, где по кругу беспечно праздновали Новый год и веселились, медленно превращается в гроб.

                              Поиграем в декаданс

Если отбросить в сторону эмоции и навязчивое ощущение, что ты смотришь  чужой сон, становится ясно, из какого конструктора собирает Литвинова свой причудливый декадентский мир.

Все эти крысы и черные вороны в стилистике Эдгара По, плотная театральная условность, единство места и действия, отстраненность и ритмичность в духе британского режиссера-интеллектуала Питера Гринуэя, постмодернистическое ощущение распада, полной деградации и отмирания, свойственное Сэмюэлю Бэккету, наконец, эпический театр Бертольта Брехта. Заморозившая время Маргарита – та еще штучка, мамаша Кураж!

Сказки Андерсена, полеты Экзюпери, любимая купринская животинка по кличке «Ю-ю»…

Немного Феллини, Висконти, Боба Фосса и даже чуточку (!) Люка Бессона, о чем призрачно намекает фрагмент с  оперной Дивы (Хибла Герзмава), гротескно исполняющей зловещую, пробирающую до самых костей тему.

Многолетняя пыль культурного слоя, бережно собранного Литвиновой в художественный «совок». Этакая бабушкина этажерка, где найдется место дорогущему подсвечнику, перстню с перепачканным чьей-то кровью сапфиром и забытой фарфоровой безделушке, купленной невесть когда в подворотне. Безудержная эклектика! 

И, наконец, распад семейных ценностей и великой династии как таковой – воздушный поцелуй Ренаты Литвиновой Габриэлю Гарсиа Маркесу.

Не говоря уже о головной теме, пусть и несколько искаженно, но все же почерпнутой у Бориса Виана. В мир, который теряет любовь, неизбежно приходит бедность. Стены особняка сужаются, зарастают ветками. Апартаменты превращаются в темную кладовку, изысканные блюда в фамильном фарфоре и хрусталях – в картошку в мундире, сваренную в кастрюльке на примусе.  

Жизнь, лишенная любви, загнивает.

И в этом Рената Литвинова абсолютно права!

P.S.

Кстати, «Северный ветер» - единственный «пандемический» фильм, который собрал довольно внушительную аудиторию. На дневном сеансе в день премьеры в Смоленске в кинозале «Миража» собралось предельно допустимое (в соответствии с коронавирусными ограничениями) количество зрителей.

Автор Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
Несовершеннолетнему грозит до 8 лет тюрьмы.
57 минут назад
Ранее на творящийся беспредел жители областного центра пожал...
сегодня, 11:41
сегодня, 11:58
По сравнению с вчерашним днем суточный прирост и число летал...

Опрос

Вы опаздываете на работу?


   Ответили: 109