Душа смоленского худграфа

Культура

В КВЦ имени Тенишевых открылась юбилейная выставка Веры Самариной «Учитель и ученики. 60 лет ХГФ».

В графике Веры Евгеньевны Самариной поражает филигранное мастерство - сегодня это редкое свойство. Точный, запоминающийся образ, завораживающая легкость почерка. Самарину не спутать ни с кем! Безупречное владение техническими приемами, виртуозное порхание карандаша по бумаге поражают и подкупают. Вызывают безусловное уважение!

Художница без видимых глазу усилий создает свой удивительный, бытийный мир, полный непритязательных и одновременно полных изящества предметов старины и природных «субъектов» - объектов ее творчества. За каждым из них своя - иногда совсем простенькая, как петрушка с огородной грядки, или, напротив, затейливая история, рассказанная негромким голосом рисунка.

Все ее работы прописаны исключительно четко, включая мельчайшие детали. Если это листок, каждую жилочку видишь! Вере Евгеньевне свойственна какая-то поистине фанатичная упоенность искусством, она ловко лепит форму паутинкой штрихов и настолько точно передает структуру переносимых на бумагу объектов - их шероховатость или световой блик, что диву даешься! Говорят, она настолько уходит с головой в «изобразительное Зазеркалье», что от «карандашного бега», который порой превращается в марафон, начинают ныть пальцы.

На протяжении многих лет заслуженный художник России Вера Самарина охотно работает не только в технике офорта, рисунка и акварели. Этой хрупкой, до удивления миниатюрной женщине подвластна сугубо мужская графическая стихия - литография и цветная линогравюра. Она не скрывает, что линогравюра (любовь к этой технике началась у нее с 70-х годов) ее особенно привлекает: печать с исчезновением формы или печать с одной доски - выпуклая гравюра на линолеуме.

Ее работы камерные, полные покоя и умиротворения, пронизаны солнечным светом и любовью ко всему живому. Пытливые и вместе с тем философские, полные гармонии с окружающим миром. И это не наброски, сделанные урывками или мимоходом. Многие из рисунков, офортов Веры Евгеньевны могут претендовать на звание самостоятельных и вполне самодостаточных работ.

«Натюрморты и интерьеры Самариной - это всегда на редкость смелый взгляд, умение отобрать, выделить, соединить или сопоставить самое главное, создать безупречную композицию из нескольких предметов или насытить ее такими сложными ритмами или цветными изысками, что диву даешься, - пишет искусствовед Владимир Аникеев. - Не случайно ее учитель и наставник Борис Неменский, однажды указав на один из графических листов художницы, с убежденностью произнес: «Это достойно самого Пикассо!»

Ее рисунки, выполненные в смешанной технике - карандашом и пастелью, поражают своей «материальностью»: здесь и благородный блеск металла, и отмеченное патиной времени дерево старых икон; глянцевая до иллюзорности поверхность спелых яблок и матовая фактура головок чеснока; поджаристая корочка хлеба и сухая кожица вяленой рыбы.

Такое прямое следование натуре, откровенное ею любование таят в себе опасность правдоподобия, которое так нравится неискушенному зрителю. Самариной же важно проникнуть в суть вещей, выявить их эстетическую ценность. Когда смотришь на предметы в натюрмортах Самариной, забываешь об их «съедобности» или утилитарном предназначении, завораживает их совершенная природная или рукотворная красота».

У нее, жены народного художника России Вячеслава Самарина, по привычке спрашивают, как она все успевает, находит свободный час-другой, чтобы и самой писать.

Ведь на то, чтобы создать циклы и серии цветных линогравюр («Памятники Смоленска», «Натюрморты», «Мои знакомые», «Интерьеры» и т. д.) и литографий («Гурзуфские пейзажи», «По Монголии»), нужно много времени! А сколько творческих экспедиций организовать, посетить пленэров!

Везде, где она бывает, рисует до самозабвения! Пейзажи с берегов Белого моря, виды Полоцка, Витебска и Пскова... Село Алексино, озеро Чистик. Смена времен года (почему бы одно и то же деревце не изобразить зимой, летом и осенью?), православные праздники, иконки, примусы, деревянные ложки, связки сушеной рыбы и цветастые бабьи платки...

Как успевает? Она, стойкая, жизнелюбивая и энергичная, смеется в ответ и шутит: «Работаю, не отходя от плиты!»

И действительно все успевает: занятия графикой, домоводство и преподавание на художественно-графическом факультете СмолГУ. Почти 60 лет, начиная с 1962 года, после окончания Московского городского педагогического института профессор Вера Евгеньевна Самарина отдала преподавательской деятельности. Сотни ее выпускников благодарны своему учителю, многие из них и сами стали членами Союза художников России.

До сих пор она придерживается правила, от которого ни разу не отступила за свою долгую жизнь: основная задача каждого вернисажа - показать студентам различные виды техник.

«Все, что мы умели, мы постарались передать им, - говорит встретившая в августе прошлого года 80-летие Вера

Евгеньевна. - Жизнь показала, что умели мы многое...»

Вера Самарина и есть воплощение худграфа. Его живая и трепетная душа!

Выставка продлится до 14 марта. 6+

   СПРАВКА «РП»

Вера Самарина - заслуженный художник России. Награждена Золотым нагрудным знаком Союза художников России, медалью Ю. А. Гагарина от Ассоциации музеев космонавтики России.

Родилась в 1940 году в Москве. Окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В Смоленск приехала по распределению. И с тех пор - более полувека - преподает в одном вузе, который сейчас называется СмолГУ.

Работы Веры Самариной хранятся в Смоленском музее-заповеднике, дирекции выставок Союза художников России, Художественном фонде и Министерстве культуры, музеях Рославля и Гагарина, а также в частных коллекциях в России, США, Германии и Монголии.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров