«Пожарный, я вас любила, о!», или русский «Армагеддон» в Смоленске

Культура

24 декабря в российский прокат вышел героический фильм - катастрофа Алексея Нужного «Огонь» с Константином Хабенским в главной роли. Огненный блокбастер вышел как нельзя кстати: в России с помпой отметили 30-летие МЧС. День спасателя пришелся аккурат на киноуикенд 27 декабря.
Картина Алексея Нужного вызвала неоднозначную реакцию. Критики уже успели окрестить «Огонь» «поделкой с предсказуемыми сюжетными линиями, слепленной по устаревшему голливудскому стандарту и с уклоном на производственный советский роман».
Критики недовольно брюзжат, а простому зрителю фильм нравится! Спецэффекты, драматизм и какой-то по-домашнему уютный юмор. Самопожертвование, отвага и мужество. Кино «про нас». Что еще нужно для просмотра фильма, посвященного российским спасателям авиалесоохраны? Притом еще и без пафосного «ура – патриотизма»?
Не станем разжигать страсти и просто посмотрим, на  каких «угольках» развели «Огонь» с Константином Хабенским, Стасей Млославской, Виктором Сухоруковым и Иваном Янковским.

               Из истории жанра

Фильм-катастрофа пришел на смену пеплуму (масштабное историческое кино с использованием античных или библейских сюжетов) и нео-вестерну (современный вестерн, окончательно жанрово сформировавшийся после Второй Мировой) в начале 70-х годов как самый зрелищный, кассовый и, конечно же, самый высокобюджетный жанр.

После выхода на экраны таких потрясших массы остросюжетных и технократических (по крайней мере, для того времени) картин, как «Аэропорт» (1970) и «Посейдон» (1972), убаюканное научными открытиями сознание зрителя изменилось. Он наконец-то вновь (от начала времен) ощутил себя двуногой «блохой» на теле огромной собаки по кличке Земля, готовой в любой момент встряхнуться и избавиться от назойливых паразитов. Подобные фильмы появлялись даже в 30-х, но только с развитием технологий обзавелись до жути пугающим кинематографическим призвуком адовых труб предвестника грядущего Апокалипсиса.

Кстати, первый советский фильм – катастрофа «713-й просит посадку», снятый Григорием Никулиным на киностудии «Ленфильм», вышел на экраны в 1962 году. Потом зрители будут выстраиваться в очереди в кассы кинотеатров на «34-й скорый» Андрея Малюкова, «Поезд вне расписания» Александра Гришина, «Случай в квадрате 36-80» Михаила Туманишвили и «Экипаж» Александра Митты (оснащенный «завиральными» идеями постсоветский ремейк Николая Лебедева выйдет на большой экран в 2015 году).

К концу 70-х интерес зрителя к природным катаклизмам и техногенным катастрофам заметно пошел на убыль, и возродился с приходом в большое кино «Терминатора» Джеймса Кэмерона в 1984 году. Правда, в тот момент Кэмерон об этом не догадывался, поскольку «мастерил» своего первого малобюджетного робота – убийцу «на коленке». Это потом уже, с бурным развитием компьютерных спецэффектов нас начнут стращать «Скоростью» Яна де Бонта (отличный дуэт Киану Ривза и Сандры Буллок) и «Армагеддоном» Майкла Бэя.

А исторический фильм-катастрофа «Титаник» (1997) все того же смакователя ужасов и трагедий Кэмерона вообще навсегда останется в анналах мирового кинематографа как самый кассовый и зрелищный фильм уходящего XX века.                                       

Гори оно все… гаром!

После триумфа «Титаника» все кошки серы: снимать фильм – катастрофу чрезвычайно затратно, поскольку съемочный процесс требует качественных спецэффектов и операторского мастерства высочайшего класса. Гарантий, что картина окупится в прокате, нет. Нужно с ювелирной точностью знать, какие именно струны задеть, играя на оголенных нервах зрителя. В противном случае этот аттракционный жанр легко испортить.

Режиссер Алексей Нужный решился на авантюру. Авантюру зовут «Огонь», и выходит она на экран как раз в конце года, который бьет рекорд по количеству катастроф. Авторитетный американский журнал Time признал високосный 2020-й худшим в истории человечества и разместил на обложке своего очередного номера цифру «2020, перечеркнутую красным крестом.

В этом году произошли все самые страшные негативные события, какие могли только обрушиться на наши головы:

- пожары в Австралии и Чернобыле;

- небывалое нашествие саранчи в Африке;

- авиакатастрофы в Иране, США и России;

- экологическая катастрофа в Норильске (ущерб оценили в $2 млрд.);

взрыв аммиачной селитры в Бейруте, жертвами которого стали 220 человек (около 6 тысяч были ранены, 300 тысяч человек остались без крова);

- конфликт в Нагорном Карабахе;

теракты в Вене, Ницце, Париже.

И, конечно же, пандемия COVID-19.

Планета снова недвусмысленно напомнила человечеству, что пора бы ему знать свое место и не расслабляться. Апокалипсис не за горами! Вот мы с энтузиазмом и воодушевлением и провожаем 2020-й героическим блокбастером «Огонь». Гори оно все… гаром!

            Крещение огнем и водой

Символика огня невероятно сложна, наполнена смыслами и противоречива, как и сам огонь, органично соединяющий два инстинкта - жизнь и смерть. Огненная стихия огня одновременно божественно-созидательна и демонически- разрушительна.

В библейской мифологии образ огня - это, прежде всего, образ Бога. Еще ранее античный философ Гераклит говорил, что «Бог - это умный огонь». Значит, злой и тупой огонь - это Дьявол?..

Огонь в фильме Алексея Нужного (сценарист Николай Куликов) не Бог и не божий антагонист. Огненная стихия показана на экране как живое, мыслящее и чувствующее существо. Оно хоть и вырвалось из мифической Преисподней, но способно принимать самостоятельные решения, прыгать, устраивать смертельные ловушки и даже само погибнуть.

Потому что огонь уязвим, встреча с настоящими мужиками во главе с заклинателем огненного дракона спасателем Соколовым (Константин Хабенский) не сулит ему ничего хорошего. Однако Соколов воспринимает каждую такую встречу как мистический, сакральный акт и гадает на спичках, пытаясь предугадать исход битвы. Увы, он не всегда заканчивается победой человека над хтоническим исчадием Ада.

У фильма – катастрофы два стартовых варианта: либо неторопливое развитие событий (ничто не предвещает беды, и вот опять!), или трагедия. «Огонь» начинается с трагедии. Окруженная огнем группа инспектора лесоохраны Хабенского, не справившись со стихией, укрывается огнеупорными одеялами. Один из пожарных – новичок. Он не смог справиться с испытанием, сбросил с себя защитную ткань и нелепо и страшно погиб в ловушке, подстроенной беспощадным противником.

Драматическое начало как бы напоминает зрителю – работа в МЧС – это дело настоящих мужчин, а не истеричек, подверженных психическим атакам.

«Мне кажется, там не только у моего персонажа, там у всех персонажей огонь внутри. То, как люди гасили в себе или поддерживают, или бьются с ним. Огонь, с ним не договоришься. Самая главная вещь. С водой, с огнем – с ними не договоришься», – говорит Константин Хабенский.

Что не устраивает критиков?

«Ходульность», психологическая одномерность и предсказуемость персонажей и их действий - раз. Есть сильные и слабые. Других нет.

Взята голливудская калька – два.

Впрочем, Нужный и не скрывает: создатели фильма центруют сюжетные линии на трафаретной истории, сходной с той, которую мы видели в «Армагеддоне» с Брюсом Уиллисом и Беном Аффлеком. Любящий отец, непокорная дочь и обаятельный вертопрах, вскруживший девчонке голову. Невыполнимая миссия и героизм. Глуповатая любовная история (а где вы видели умные?). Гадания на кофейной гуще, кого принесут в жертву на алтарь огня. Гордость за мужественных героев и слезы радости в финале. Все по шаблону!

Пятеро пожарных в красных защитных комбинезонах в замедленной съемке идут к самолету. Один из них бросает в сторону шутку про «Армагеддон». Уж больно комична и очевидна взятая у Голливуда цитата!

С другой стороны, а почему мы не можем снимать свой Голливуд и свои масштабные фильмы про настоящих мужиков, без раздумий сигающих в адское пламя? Почему не имеем права выпустить на экран российскую обойму супергероев, которые незаметно живут среди нас и в решающий миг способны на подвиг?

Ведь зрелищно же! Страшно до жути и завораживающе прекрасно. Масштабы съемок впечатляют, фильм выигрышно смотрится на экране кинотеатра. К тому же, благодаря содействию МЧС в «Огонь» вошли реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае. Да и сами актеры подвергались опасности, находясь в окружении реального огня. Но – не боялись. Знали: специалисты МЧС (кстати. выступившие консультантами картины) обеспечат безопасность на земле, на воде и в воздухе.

«Огонь» оставляет теплое чувство. Возможно, потому, что у картины Нужного есть не только предсказуемая прямолинейность, но и душа, нашедшая воплощение в незатейливом юморе. А все благодаря колоритнейшему летчику Акопычу (Виктор Сухруков), который нежно называет свою старенькую вертушку «миминошной» «Ларисой Ивановной» и мурлычет себе под нос «Мохнатого шмеля» (реверанс Никите Михалкову и снявшей «Огонь» студии «ТРИТЭ»). Да и момент с хором провинциальных возрастных «королев», поющих песенку группы «Ундервуд» про Гагарина «Пожарный, я вас любила, о!» прекрасен.

Хороший получился «Армагеддон» по-русски. Смотрите, не пожалеете! Будет смешно и страшно…

P.S. На съемках огненной стихии не погибло ни одно живое дерево. Для этой цели были закуплены спиленные деревья, из которых и были построены масштабные лесные декорации.

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров