В Смоленске показали антибуржуазные "Серебряные коньки"

Культура

   В российский прокат вышел, пожалуй, самый главный романтический фильм года – мощнейшая по бюджету (500 млн. рублей, 330 из которых на безвозмездной основе выделил Фонд кино) святочная сказка Михаила Локшина «Серебряные коньки». Воистину волшебный предновогодний подарок для уставшего от проблем зрителя!
Сказка ложь, да в ней намек. «Бисквитная» экшн - мелодрама интересна сразу по нескольким позициям. Не зря же изящную безделушку, какой на первый взгляд могут показаться «Серебряные коньки», продемонстрировали на ММКФ как фильм открытия. Уж не за целомудренные поцелуйчики и «обнимашки», которых в «коньках» не так уж и много (возрастной ценз +6).
Картина Локшина просто  обречена стать хитом предновогоднего проката (и уже хитом становится – на 14 декабря фильм собрал в прокате около 90 млн. рублей).  

          «Стюард разливает огонь по бокалам и смотрит, как плавится лед…»

«Главной мечтой отечественного кинопрома остается свой «Титаник», - пишет кинокритик Антон Долин. - Попыток в этой области предпринималось немало, от «Адмирала» до «Матильды». И вот, наконец, случилось. С «Серебряными коньками» (не имеющими ничего общего с одноименной подростковой книжкой) мы обрели русский «Титаник». Вдобавок новогодний, и на льду.  Это, конечно, не ремейк, но аналогий предостаточно».

В «Серебряных коньках» великое множество цитат из «Титаника», которые никто даже и не собирался скрывать. Здесь есть место любви юной аристократки Алисы (Софья Присс) и честолюбивого нищеброда Моти (Федор Федотов). Сын сгорающего от чахотки фонарщика Мотя лишается работы курьера кондитерского магазина «Ле гранд пирог». Его вышвыривают взашей на улицу: владельцу кондитерской плевать на то, что Мотя – самый лучший курьер. А лучшим он стал потому, что его отец (потрясающий Тимофей Трибунцев) привез из Голландии быстроходные серебряные коньки. Они-то и стали семейной реликвией бедняков, которую рука не поднимается заложить в ломбард. Должно же быть на свете что-то святое, «чего не выпить - не съесть!» 

Именно коньки рождают первую метафору фильма – целеустремленное движение вперед, желание стать первым в гонке за лучшей жизнью. Но, как не лети вперед по каналам на волшебных коньках, на пути Моти в тот злополучный день неожиданно встала перекрытая дорога. Дорогу перекрыли из-за кареты царского министра. Жизнь в Питере остановилась всего на двадцать минут, и эти они, эти минуты, изменили судьбу рожденного под лестницей парня навсегда. Тут-то Мотя и нашел себе новых товарищей - карманников-социалистов, которые гоняют на коньках по ледовым ярмаркам и подрезают у треклятых буржуинов часы и кошельки. Так сказать, грабят награбленное.   

По мнению продюсера Петра Анурова, «Серебряные коньки» - калейдоскоп самых разных элементов. В основе лежит любовная история. Но есть и множество других линий: отношения отцов и детей, дружба, даже политическая тема тонкой, аккуратной пунктирной линией проходит, взаимоотношения власти и общества. Ни одна из них не перетягивает одеяло на себя, они сошлись как пазл, одна дополняет другую. И все же так масштабно на замерзших реках еще никто не снимал!»

Вельможный, стоящий на пороге 1900 года зимний Петербург поражает размахом, мехами, сияющими лаком локомобилями, пушистым снежком (снег идет в кадре постоянно!) и восхитительным ароматом оранжерейных мандаринок. Таким праздничным и красивым этот северный город - один из главных героев картины - в кино не представал никогда. В сериалах 90-х зрителю навязали образ полного тоски и безысходности города «улиц разбитых фонарей», надолго ставшего мрачным «бандитским Петербургом». Теперь мы видим его другим - волшебным, хрустальным и искрящимся. Предновогодняя картинка в сусальном золоте, пастораль!

«По Неве в XIX веке прокладывали дороги, по ним бежали тройки, даже трамвай пускали в начале ХХ века на зиму, - говорит режиссер Михаил Локшин. - Есть картины середины XIX века, на которых изображен выстроенный на Неве ипподром. Этот мир действительно существовал, каждую зиму к нему готовились, проводили на льду ярмарки. Эдакая зимняя Венеция. Эта идея будоражила. То, что весь мир на коньках, что у нас есть банда, орудующая на коньках, - это вызов: технически это сложно показать, это требует нового подхода, который мы с оператором Игорем Гринякиным и постановщиком трюков Александром Стеценко искали».

Но и другой, грязный «лиговский» Питер все ж никуда не делся. Он все также стыдливо прячет трофические язвы бедности за прогулочной «палубой» элиты. Тот самый, которому «Сказали стоять, вот и стоит». А Мотя стоять на месте не желает. Судьба сводит его с аристократкой – дочкой того самого вельможи, из-за которого застопорили проезд. Девка, как и в «Титанике», взбалмошная. Мечтает поступить в университет (которые воспитывают смутьянов), читает вольнодумные книжки и в научных целях неистово препарирует лягушек. Чтобы сбить спесь и охладить пыл юной безобразницы, ей сначала нужно повесить на шею драгоценный камень размером с коровий бубенец, а потом выдать замуж за изысканного, но при этом весьма расчетливого негодяя – графа Трубецкого (Кирилл Зайцев). Породистый, как жеребец из конюшни арабских скакунов, Трубецкой поражает на ледовых балах публику спортивными кунштюками, намереваясь запрыгнуть тройным акселем в постельку к строптивой дочке министра Алисе.

Интрига вполне узнаваемая, «титаническая». В «Серебряных коньках» даже найдется место огромному, вмерзшему в лед парусному кораблю. Правда, корабль не уйдет на дно, а сгорит. И возлюбленный Алисы будет тонуть, как герой Ди Каприо, в ледяной воде Невы. Но не утонет – для трагического упокоения в этой сказке найдется место другому мальчику для битья. Как известно, у сказок финал счастливый, любовь восторжествует. Так что наш, российский «Титаник» лишен очищающей скорби и сверкает огнями, словно рождественская елка. Впереди – новогоднее чудо!

                               «Пока «Титаник» плывет…»

Но нас «Серебряные коньки» Михаила Локшина, не имеющие практически ничего общего с одноименным романом Мэри Мэйпс Додж, интересуют совершенно с другой стороны.

Режиссер Локшин – не такой уж и простой персонаж в современном российском кинематографе. Он всего лишь… сын знаменитых ученых – биологов Арнольда и Лорен Локшин из США, которые прославились своими левыми взглядами и в 1986 году добились политического убежища в СССР.

Поэтому не спешите восторженно лепетать: «Ах, юнкера!», восхищаться румяными гимназистками и сожалеть о «России, которую мы потеряли». Начинка у напоминающих тающую во рту профитроль «Серебряных коньков» еще та, динамитная! Карманники, которые учат простодушного Матюшу плохому, орудуют под предводительством изгнанного из университета за социалистические идеи бывшего студента Алекса (Юрий Борисов).

«Тема социального неравенства уже лет пять так или иначе в нашем кинематографе присутствует, просто ее прежде никто не использовал как основную, - признается один из лучших современных сценаристов Роман Кантор. - И она еще настигнет нас».

Согласно задумке Кантора, Алекс является единственным по-настоящему отрицательным героем, воплощением абсолютного зла и хаоса. Мятежный буревестник грядущей революции с «Капиталом» в кармане явно перетягивает экранное одеяло на себя. Как известно, зло притягательно, и рядом с ярким героем харизматичного Юрия Борисова абсолютно положительные Мотя и Алиса смотрятся порой какими-то блеклыми и пресными. Даже удивительно, что Алиса так до конца и не перейдет на темную сторону, не влюбится в Алекса – слишком правильная. 

Алекс подчеркнуто театрален, в его безумных глазах время от времени вспыхивают дьявольские огоньки пламени – предвестники недалекого пожара и неизбежных перемен. Общество, хоть и глазированное да благоухающее, будто вяземский пряник, с конкретным душком. Толкни, и завалится! Русский самодержавный «Титаник» медленно, но верно идет ко дну.

Роман Кантор проводит узнаваемые параллели с нашей действительностью: здесь кумовство и коррупция, оснащенные «транчонами» (резиновыми дубинками) «летучие» отряды, созданные с целью подавления оппозиции, бесправные курьеры, опереточные аристократы, чиновники – самодуры и фашиствующие министры, которые жгут книги в каминах.

А над всем этим загнивающим пирогом парит идейный Алекс, остроумно цитирующий Маркса. Он не ворует, а занимается экспроприацией, подводя под свои «эксы» идеологическую основу: «Мы всего лишь облегчаем богатым их существование, потому что совестно и трудно быть рабом капитала, а нам и того еще стыднее - рабом раба». Богатство знати принадлежит народу, и – точка! За Алексом – сила. Огромная и разрушительная. Соблазнительная и не скрывающая своих намерений сковырнуть прогнивший царизм и перевести Россию на демократические рельсы. Алекса ждет трагический финал, возвеличивающий мрачный романтизм его натуры. Не зря демонический персонаж Борисова даже внешне похож на главного героя драмы Иштвана Сабо «Мефисто» (1981), которого блестяще играет Клаус Мария Брандауэер.

Фильм Локшина многогранный, изобилующий впечатляющим количеством цитат, небезынтересных для человека внимательного и любящего кино. Чего стоит история с вернувшимися к великому князю украденными часами, которые проделали тот же пикантный путь, как и «Криминальном чтиве»! Правда, за исключением того, что часы спасла от мятежников знатная дама. И не спрашивайте у меня, где она их спрятала!

Вот и сказочке конец, кто посмотрит – молодец. Удивляет только одно: фильм про потерянную Россию, которую почему-то совсем не жаль, продюсирует канал «Россия 1» и студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Вот какие получились у нас на выходе Товарищество, Талант и Труд!

Фото Яндекс.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
17 минут назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

сегодня, 12:12

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

Новости партнеров