Потенциальная энергия искусства. Необычная выставка открылась в Смоленске

Культура

В Смоленском историческом музее открылась экспозиция художников Анны и Дмитрия Зиминых. Она состоит из двух разделов - «Потенциал действия» и «Потенциал покоя».

Анна и Дмитрий Зимины - одни из немногих смоленских художников, которые работают не над отдельными картинами, а над серийными тематическими проектами. Их творчество известно далеко за пределами нашего региона. Они неоднократно выставлялись в Смоленске и других городах, участвовали в различных всероссийских выставках. На этот раз этот семейный творческий тандем представил весьма замысловатую совместную выставку на стыке искусства, биоэнергетики, физиологии и ботаники.

«Потенциал действия» - это проект Дмитрия Зимина, отсылающий к иллюстрациям из ботанического атласа и посвященный загадочному поведению растений. Часть проекта была представлена в начале 2020 года на выставке «Актуальная Россия» в выставочном зале парка «Зарядье» (Москва).

- Потенциал действия - это биоэлектрический сигнал, обеспечивающий передачу информации в организме. Он является физиологической основой нервного импульса у животных и человека. Однажды я случайно узнал, что у растений тоже есть сложная система передачи информации - аналог нашей нервной системы. Они формируют свое поведение, реагируя на раздражители. Проще говоря, о повреждении какого-то одного листа узнает все растение. Мои работы - это схематическое изображение передачи импульсов от одной части растения (лист, цветок и т. д.) к другим частям. В основе серии лежат иллюстрации из английского ботанического атласа начала ХХ века с воспроизведением реальных подписей. Потенциал действия можно рассматривать и вне контекста биологии и как «возможность или будущие последствия» любого действия и художественной практики в частности, - комментирует свой проект Зимин.

«Потенциал покоя» - это две серии работ Анны Зиминой: серия «Ахроматическое цветение» (2014) и серия «Цветоформы» (2020). Автор представляет работы, выполненные с использованием фотографических технологий получения изображения (фотограмма, гумбихроматная печать), а также живописные работы. Обе серии работают с темой изучения формы и цвета на основе изображений вымышленных растений.

- В выборе названия этой части экспозиции мы отталкивались от уже существующей серии работ Дмитрия. Так как потенциал действия неразрывно связан с потенциалом покоя - то выбор пал именно на такое сочетание терминов. Таким образом, построение всей экспозиции стало подчиняться общей теме. Если в физиологии потенциал действия/покоя связан с передачей информации внутри организма, то в нашей интерпретации они являются отправной точкой для размышления о движении информации от автора к зрителю в ходе ознакомления с выставкой, - рассказывает об идее проекта Анна Зимина.

Серия «Ахроматическое цветение» - это размышление о «присутствии нехарактерного» или об «отсутствии характерного» признака в каком-либо предмете или явлении. С одной стороны - ахроматические цвета не свойственны процессу «цветения».

С другой - здесь традиционные для черно-белой фотографии материалы использованы для получения «цвета» путем изменения процесса химической обработки.

На выставке представлены экспонаты, которые иллюстрируют разные фазы создания серии «Ахроматическое цветение».

- Эта часть экспозиции задумывалась как некая справочно-историческая, дающая зрителю возможность размышления о том, как возникала серия, как происходил поиск визуального решения. Так, работа «Ахроматическое цветение: праформы» - это три листа контактных отпечатков, отсылающих к моменту появления идеи и поиску визуального решения автором. Экспонат «Ахроматическое цветение: деконструкция» состоит из трех элементов: фотограмма на пленке, фотограмма на бумаге и фрагменты используемой проволоки и полиэтилена. Это попытка рассмотреть процесс работы над серией через физическое разъединение до ухода к первоначальному материалу, послужившему исходником для создания визуальных форм, - поясняет замысел Анна.

В серии «Цветоформы» Зимина использует прием схематизации (упрощения), при этом схематическое изображение строится не на реальных природных формах, а на обобщенном представлении о них.

- Схема убирает все декоративно-эффектное и оставляет пустую «базу». Считаю, что до самого основания этой «базы» образа я еще не добралась, буду изучать возможности упрощения дальше, - резюмирует Анна Зимина.

Мнение

Яна Двоенко, искусствовед, член Творческого союза художников России:
- На мой взгляд, художественные практики Дмитрия и Анны Зиминых - одни их самых методичных в местном контексте. Мне было интересно посмотреть, как они сами представляют свои методы. В выставке «Потенциал действия. Потенциал покоя» их поиски в чем-то созвучны поискам русского авангарда: довести форму и цвет до предела, разложить форму, исследовать сам предмет видения. Кажется, что в таком подходе не может быть элемента случайности. Но когда остаешься один на один с работами и обращаешь пристальное внимание на технику, эта случайность тебе обязательно открывается.

Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

37 минут назад
Бойцы получили дроны «Скворец», системы РЭБ, несколько типов...
сегодня, 11:37
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
Новости партнеров