"Сообразим любовь на троих?" В Смоленске показали самый красивый фильм года

Культура
"Сообразим любовь на троих?" В Смоленске показали самый красивый фильм года

3 декабря в российский прокат вышел интимный фильм Анны Меликян «Трое».
Что делать, когда в нашу жизнь приходит новая любовь. Как понять, настоящая она или нет?

Есть у меня давняя привычка: собираясь по утрам на службу, запускаю фоном какой-нибудь сериал из приложения ivi. На сей раз сработал фактор рекламы – внимание привлекла комедийная короткометражка Анны Меликян «Нежность» с Исаковой, Хабенским и Цыгановым. Стильная, черно-белая. Правда, о том, что в «Нежности» каждая серия всего-то минут по 16, узналось чуть позже. Потому как, проникшись нежным очарованием этой лукавой безделушки, я… неожиданно выпала из временного потока.

Да и немудрено: сюжетная линия взяла низкий старт с весьма пикантной женской проблемы – 43-летняя героиня Виктории Исаковой усомнилась в собственной… сексапильности и, чтобы доказать обратное, вынуждена включится в предложенный подругой экстремальный квест. Метнуться из Москва-сити в Петербург и в течение 24 часов затащить незнакомца в постель. Героиня Исаковой эту гонку за звание «смоковницы на час» проиграла. Только было пригорюнилась, что тур с эротическим уклоном позорно провалился, как тут произошло чудо: в холле «Астории» стальной финансист Елена Ивановна встретила застенчивого мужчину в очках, который сподобился ей помочь…

Сами понимаете, как.

Казалось бы, чушь и чепуха. Если бы не практически полуфинальная «постельная» фраза первой серии «Нежности», объясняющая смысл всей этой глупой затеи: «Елена Ивановна, кажется, впервые посмотрела в глаза этому незнакомому мужчине… И рухнула в них.

Нежность. Самое сильное оружие во Вселенной человека, от которого нет защиты ни у одного полководца. Да и нужно ли нам все время защищаться? Иногда нужно просто снять доспехи и сдаться своим, и чужим чувствам, даже если вас ждет поражение. Воспоминание о нем станут лучшими моментами вашей жизни…»

Анна Меликян сняла «человеческое», теплое кино, которое дает веру в существование любви на земле. Любви, а не голого и примитивного секса. Любовь у режиссера нешуточная - смеяться над ней недопустимо. Разве что по-доброму улыбнуться очередному любовному казусу меликяновского «Секса в большом городе».

Меликян – весьма интересный кинематографический персонаж. За хрупкими плечами этой восточной женщины семь разношерстных работ в кино, несомненные удачи и безусловные провалы. В этом непростом для искусства году Анна занялась экспериментами в области киноискусства. Сняла с Хабенским невнятную фантасмагорию «Фея» (убейте меня, но ничего в голове от просмотра не отложилось!), порадовала поклонников восхитительной безделицей «Нежность» (первый сериал в ее режиссерской карьере, снятый на «Айфон») и удостоилась главного приза «Кинотавра» за операторскую работу в своем пока что лучшем фильме «Трое» - опять же с Хабенским, Исаковой и Пересильд. Картина уникальна тем, что сочетает актуальность с душевной теплотой и мелодраматической основой в скрупулезно просчитанных пропорциях пропорциях. Восточная кухня Меликян идеальна. Здесь мед сладок, но не гадок, и острый перец не перебивает вкус основного блюда.  

                    Любовный треугольник в квадрате экрана

Мелодрама «Трое» вышла в российский прокат 3 декабря. Грех после «Нежности», оставившей наиприятнейшее послевкусие, пропускать премьеру, в каждом кадре которой зацентрован банальный любовный треугольник. Две (прекрасные по-своему) женщины и мужчина (дешевый клоун, уставший от славы и жизни) пытаются понять, что делать, когда в нашу жизнь приходит новая любовь. Как понять, настоящая она или нет?

Ну, и что с того? Сколько мы такой глянцевой женской мутотени видели в последнее время на канале «Россия-1»? Там же целая индустрия для дам, томящихся в декретном отпуске, маховик запустила, не остановишь! Какие-то геометрические любовные конструкции, кризис среднего возраста, слезы богатеньких буратин и богемные феи ночного Петербурга.

Сюжет прост, наивен, скучен. Протерт до дыр на застиранных кинопромом простынях.

Парадокс: как только возникает желание проскрипеть что-то очень циничное и критическое, как вдруг, откуда ни возьмись, снова чудо! Картина Меликян завораживает визуально с первого кадра. Сомнений нет: «Трое» - самый эстетически красивый визуализированный проект года, снятый, как и «Дорогие товарищи!» Кончаловского в проверенном временем «советском» формате 4:3.

Любовный треугольник в квадрате экрана! Снимать по принципу «в кадре только трое» Анна Меликян доверила оператору – дебютанту Николаю Желудовичу. И фильм зазвенел, в нем ниоткуда возникла хрустальная хрупкость, мечтательное русалочье течение реки (эти реки никуда не текут), размытые тени-призраки больших городов, сияющие брызги воды (как акт причащения к чувственному таинству и очищения от скверны и пошлости) или шампанского (в мегаполисах вечно что-то отмечают или вручают премии за «ночные полеты»), что суть не важно. Акцент на планах, детализирующих трогательные нюансы чувств погрузившейся с головой в волшебство любви земной троицы. Фантастическое, просто головокружительное количество крупных планов. Глубина взгляда, растекающиеся в замедленной съемке полутона проявляющихся на экране эмоций и интонаций. Тонко, изящно, романтично! Хочется смаковать эту любовь, разделенную Меликян на троих.

                         Заплывы во сне и наяву

Первая ассоциация, которая возникает при просмотре фильма Меликян, - совершенно не задрапированное сходство «Троих» с драмой Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Кризис среднего возраста, пугающая пустота существования человека, который, «земную жизнь прожив до половины», неожиданно для самого себя очутился в «сумрачном лесу» сомнений и страхов. Что есть в его глянцевом мирке? Никчемность, скука, кривляние, фиглярство. И неизменная тяга к суициду. В финале эта ассоциация, многократно усиленная путеводными деталями-знаками, получит свое подтверждение. Герой Хабенского в джемпере, неслучайно смахивающем на пуловер Янковского в «Полетах», рухнет в холодную реку. Правда, не под «Эти ярмарки краски» с тарзанки, а «Под крылатые качели», что градус трагизма происходящего не снижает. Напротив, выглядит крайне пугающе и тревожно.

Потому что от настоящей любви нельзя отказываться. Никогда и ни при каких обстоятельствах! Отказ от любви – величайший грех, искупить который невозможно. Жить без любви нельзя. Без всего остального можно и нужно. Иначе пафосный позолоченный приз за наитупейшее телешоу утянет тебя ко дну куда эффективней грязного булыжника. Или – приевшийся, ставший бескрылым брак со слишком успешной и… мотивированной женой, когда-то, когда и у них была любовь, в трудные минуты жизни напевавшей ему по мобильнику «крылатые качели»…

Потому что в этом мире есть другие Вселенные. Которые пишут и читают стихи (в фильме постоянно звучит незамысловатая и трогательная лирика Вероники Тушновой), и у них на столе в захламленной съемной квартирке приткнулся снимок из фильма Соловьева «Сто дней после детства». Которые почему-то оказываются рядом в трудную минуту и протягивают тебе руку помощи.

Люди, которые верят в чудо.

Такая вот она, любовница Хабенского, героиня его интимных «ночных полетов». Ночная фея – экскурсовод Вероника с путеводной звездой в руке – так туристам проще идентифицировать ее во тьме мистических питерских закоулков. Неиспорченная светской суетой девушка с одухотворенным лицом, которая ждет выхода книги своих стихов в московском издательстве. Защищенная любовью поэтесса, способная на поступок. Попробуйте - ка в забегаловке заставить слушать свои стихи разгулявшуюся пьянь! А все потому, что любовь творит чудеса!  

Анна Меликян не скрывает, что толчком к реализации идеи «Троих» явилась «Троица» Андрея Рублева. Блаженная Вероника буквально за руку тащит свою соперницу, бездетную жену главного героя, на поклон к иконе. У Златы (Виктория Исакова) получится зачать дитя…

Сплошные символы и знаки. И каждая деталь на своем месте. Течение Реки жизни. Что там, за поворотом - жизнь или смерть? Или – новая любовь, которая превыше всего?.. И не важно, что две женщины любят пустого человека. Важно, что они любят.

«Любовь не предупреждает - просто приходит, и все. И понимаешь, что нельзя, - и ничего не можешь сделать…».

А у вас есть любовь? У меня есть.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
В дежурную часть УМВД России по городу Смоленску с заявление...
53 минуты назад
В дежурную часть межмуниципального отдела МВД России «Рослав...
сегодня, 13:40
25 января на территории региона будет облачно.
сегодня, 13:01
ДТП произошло сегодня в пятом часу утра в Вяземском районе н...

Опрос

Будете ли вы делать прививку от коронавируса?


   Ответили: 531