Смоленская культура в год пандемии: корону сними!

Культура

В декабре по старой – доброй традиции подводят итогов. Чем запомнился смолянам 2020-й лихой год? Хотя… многие его вообще бы не вспоминали. И хорошо, что уходит!  

        Кто отметил 100 лет? Лилианна Лунгина и все-все-все! 

В июне мир большой литературы отметил 100 лет со дня рождения уроженки Смоленска Лилианны Лунгиной – непревзойденной переводчицы, с легкой руки которой в нашу жизнь впорхнул проказник Карлсон. Именно она придумала и вложила в уста забавному человечку с пропеллером эти бессмертные фразы: «Спокойствие, только спокойствие!» и «Я мужчина в самом расцвете сил».

Лунгина перевела эту книгу так, как могла сделать только она, бережно и остроумно, сохранив неповторимую интонацию автора и добавив в книгу тепло своей удивительной и чистой души. Так в нашу жизнь в 1957 году вошел Карлсон, который живет на крыше. Неисправимый шалун и бездельник, проводник в другой мир, где свобода и фантазия сплетаются воедино. Даже в Швеции Карлсон не имеет такой популярности, как у нас, а все благодаря Лилианне Лунгиной.

Сама Астрид Линдгрен приезжала в СССР и была в гостях у Лунгиной. Тогда-то писательница и призналась, что наделила своих героев чертами своего собственного характера: смелостью, независимостью и оригинальным чувством юмора. А Лунгина, адаптировав образы персонажей на русский, еще больше усилила эти черты, добавив своей «чертовщинки» и юмора.

Лилианна Зиновьевна – жена драматурга и сценариста Семена Лунгина и мать двух режиссеров, один из которых – лауреат Каннского фестиваля Павел Лунгин («Такси-Блюз», «Царь»), снял свой знаменитый «Остров».  

Эта удивительная женщина появилась на свет в Смоленске 16 июня 1920 года в семье заместителя Луначарского, коммуниста Зиновия Марковича.

13 июля отметила 85 лет ангел-хранитель Всероссийского музыкального фестиваля имени М. И. Глинки, выдающийся российский музыковед, заслуженный деятель искусств РФ Жанна Дозорцева.

Она выступает во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья, встречалась практически со всеми известными дирижерами и оперными певцами. Но для смолян Жанна Григорьевна - талисман Глинковской декады. Из 60 музыкальных фестивалей в Смоленске она приняла участие в 42 (!).

«Я считаю, что все, что создал Глинка, - делалось в России впервые и гениально, - говорит Жанна Григорьевна. - Его первая драматическая опера «Иван Сусанин» построена на психологических конфликтах. Абсолютный шедевр «Руслан и Людмила» - первая эпическая опера! Я обожаю его Испанские увертюры. А как любят сами испанцы его «Арагонскую хоту»! Испанцы считают Глинку самым гениальным творцом хоты. Глинка - это та глыба, тот фундамент, из которого выросла вся русская музыкальная школа, и его музыку очень сложно играть. У него настолько ювелирно выписаны партитуры, что надо обладать настоящим профессиональным мастерством, чтобы все это выиграть. Дирижеры боятся Глинки! Но если он звучит, публика в восторге!»

9 сентября нашей землячке Надежде Румянцевой могло бы «стукнуть» 90 лет. Да – да, бедовая «Тоська Кислицина» появилась на свет на Смоленщине, в деревне Потапово (ныне - Гагаринский район Смоленской области). Она излучала с экрана счастье, с ней просто невозможно было грустить. Надежда Васильевна Румянцева – талантливая актриса, советская «королева бензоколонки», которую мечтал заполучить Голливуд. Ее по манере игры и психофизической органике не раз сравнивали с верной спутницей Феллини Джульеттой Мазиной.

Малышка Надя стала вторым ребенком в семье домохозяйки Ольги Всеволодовны и проводника поезда Василия Григорьевича Румянцевых. Ее отец работал бригадиром на поездах дальнего следования, семья месяцами не видела отца Нади. «Я росла в очень простой и хлебосольной семье, - вспоминала Надежда Васильевна. - Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием. Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству».

100 лет со дня рождения в этом году исполнилось нашему земляку Айзеку Азимову. Принято считать, что писатель родился 1 января 1920 года, хотя точная дата его рождения неизвестна. Сам он предпочитал отмечать свое появление на свет 2 января. Прожив 72 года, знаменитый фантаст успел написать почти 500 книг. Коллеги-писатели в шутку называли его «человеком - пишущей машинкой». Он работал по 14 часов в сутки, набирая текст со скоростью около 90 слов в минуту!

Азимов входит в «большую тройку» великих фантастов XX века вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном. Его книги предвосхитили развитие робототехники и популяризовали сам термин «робот». Неутомимый фантазер предсказал появление сотовой связи, 3D-телевидения и скайпа.

Айзек Азимов никогда не забывал о своей малой родине. В интервью корреспонденту АПН в Нью-Йорке в 1981 году он сказал следующее: «Я родился на смоленской земле, там же, где первый космонавт Юрий Гагарин. И чувствую потому, что я как бы нахожусь в обеих наших странах - стране, где я рожден, и стране, где я живу и работаю…».

В этом году справила 100-летие и смоленская Художественная галерея. Хранилище уникальных экспонатов является одним из отделов Смоленского музея-заповедника, фонды которого насчитывают тысячи произведений живописи, графики и прикладного искусства. Каждый год галерею посещают более 20 тысяч человек, в основном – гости нашего города.

                  Сериал про крововосов из Смоленска назвали самым провокационным проектом года

О вампирах из Смоленска скоро покажут 8-серийный фильм, и это не шутки! Телеканал «Супер» решил вернуться к старой доброй теме, которая никогда не выйдет из моды, и создать комедийный сериал «Вампиры средней полосы». Бессмертным придется по воле режиссера Антона Маслова («Отель «Элеон», «ИП «Пирогова») вписаться в смоленский урбанистический пейзаж. Однако съемки первого сезона развернулись где угодно, но только не в Смоленске - в Москве и Серпухове.

Многосерийный проект «Вампиры средней полосы» был презентован компанией Start Studio осенью 2018 года в рамках конкурсной программы 1-го фестиваля телесериалов «Пилот», проходившего в Иваново. Сериал получил невысокие рейтинги от критиков, но создатели отчаиваться не стали – они хорошо изучили аудиторию, которой картина явно придется по вкусу. Кота выпустили из мешка – о фильме заговорили, и «Вампиров средней полосы» включили в список самых ожидаемых и провокационных сериалов года. Предполагалось, что роль главы клана вампиров «деда Славы» исполнит Юрий Стоянов. Стоянов – прекрасный актер, но годы берут свое, и ему было очень трудно выполнять некоторые трюки. Создателям картины пришлось закрепить верховного смоленского кровососа за Михаилом Ефремовым. В результате с участием Михаила Олеговича успели отснять 40 процентов материала. Работу над проектом обрушила пандемия, а потом произошло смертельное ДТП, некрасивая судебная тяжба и реальный срок за убийство по неосторожности. Так что играть милейшего старичка Святослава Вернидубовича («Деда Славу») все равно придется Стоянову!

                 Был государственный драматический, стал академический!

К сожалению, из-за повергшего театр в культурную кому коронавируса седьмой по счету фестиваль «Смоленский ковчег» в апреле (как было заявлено организаторами) не состоялся и «уплыл» на карантин. Самое обидное, что седьмой по счету театральный проект был посвящен 240-летию смоленского драмтеатра и 225-летию со дня рождения выдающегося дипломата и поэта Александра Сергеевича Грибоедова.

«Смоленский ковчег» смогли провести только в начале сентября в несколько необычном формате. На Большой сцене прошел показ семи спектаклей. С работами шести участников конкурсной программы из Самары, Смоленска, Великих Лук (Россия), Витебска (Беларусь), Варшавы (Польша) и Этрана (Швеция) смоляне знакомились заочно, на официальной странице драмтеатра в социальной сети «ВКонтакте». Остальные спектакли оценивались членами жюри на закрытом показе, и публика их (увы и ах!) посмотреть не смогла.

И все же седьмой «Смоленский ковчег» запомнится региону надолго. Именно в этот тяжелый для культуры год драмтеатр повысил свой статус и стал академическим, о чем сообщил на открытии театрального праздника в Смоленске губернатор Алексей Островский. Да и главный приз сценического смотра не покинул пределы Смоленщины: Гран-при фестиваля заслуженно удостоился спектакль Смоленского государственного, теперь уже академического драматического театра имени А. С. Грибоедова «Горе от ума». Оно и неудивительно – постановка главного режиссера смоленской драмы Виталия Барковского в комплиментах не нуждается!

Ну а дальше театралов ждала весьма насыщенная культурными событиями осень: Смоленск накрыл «девятый вал» «Больших гастролей». В конце октября смоляне увидели на главной сцене региона четыре постановки гостей из Великого Новгорода, приветствовали абхазцев и коллектив Государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера из Сухума.

И это еще не все: в ноябре в областном центре прошли гастроли Государственного академического Малого театра (смоляне аплодировали Игорю Петренко в спектакле «Игроки» и блестящей постановке Сергея Женовача «Правда хорошо, а счастье лучше»), а также фестиваль «Золотая Маска». Фестиваль открыл уже ставший легендарным спектакль «Пигмалион» Московского театра имени Маяковского с участием Игоря Костолевского.

           Смоленская крепость возродилась в стихах

«Локоть к локтю, кирпич в стене…» - эти слова Бориса Гребенщикова вполне могли бы стать эпиграфом к литературно-музыкальному фестивалю «Смоленская крепость-2020: открытая поэзия», который прошел в августе в ЦПКиО «Лопатинский сад». На сцене Массового поля смоленские и московские поэты прочитали стихи и спели песни, как собственного сочинения, так и других современных авторов.

Впервые литературно-музыкальный̆ фестиваль «Смоленская крепость» состоялся в середине 1990-х годов по инициативе творческого объединения «КЭПНОС». Тогда же был выпущен одноименный сборник произведений местных авторов.

Спустя почти четверть века (летом 2019 года) литераторы решили возродить «Смоленскую крепость» и организовали под таким названием вечер адекватной поэзии в городском «Центре культуры». Тогда с чтением своих текстов выступили не только местные, но и столичные поэты, любящие наш город. В этом году мероприятие приобрело статус фестиваля и получило поддержку департамента Смоленской области по культуре.

В фестивале приняли участие: Алексей Антонюшенков (Смоленск), Сергей Былинский (Москва), Сергей Геворкян (Москва), Эдуард Кулемин (Смоленск), Владимир Пореш (Смоленск), Олег Разумовский (Смоленск), Александр И. Строев (Москва), Сергей Синяков (Смоленск – Москва).

                         Актуальное, но бездомное искусство

В марте прошлого года на культурной карте города появился новый центр концентрации творческой энергии под названием «Дом молодежи». Предполагалось, что деятельность галереи будет ориентирована на развитие регионального арт-процесса, создание условий для взаимодействия местных художников с коллегами из других регионов и стран, поддержку молодых авторов России и Европы, интеграцию искусства в пространство города.

«В планах галереи - актуализировать историческую память, работать с городским ландшафтом, создавать выставки-исследования, взаимодействующие со зрителем, выставки мультимедийного искусства и создание арт-резиденции, - не скрывала год назад главный куратор галереи Яна Двоенко. - Основной ориентир – восстановление картины культурного процесса региона по направлениям - исторический авангард, социалистический реализм, искусство нонконформизма, современные течения».

Галерея современного искусства просуществовала в Смоленске чуть больше года. В августе центр творческой активности, где проходили выставки, лекции и мастер-классы, «благополучно» закрыли. Так сказать, за нерентабельностью. Искусство современных течений снова стало бездомным…

            «Золотой Феникс»: «Простой карандаш» и разговор по душам с Андреем Звягинцевым

Война – войной, а обед – по расписанию! Несмотря на коронавирусные ограничения, 5 сентября в Смоленске стартовал XIII Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Тринадцатый по счету кинофорум был посвящен 75-летию Великой Победы. Главный приз фестиваля, инкрустированный 50-ю сверкающими камнями, жюри киносмотра присудило фильму Натальи Назаровой «Простой карандаш».

«Я счастлив, что Гран-при вручен молодому и очаровательному кинематографисту Наталье Назаровой, - отметил президент «Золотого Феникса» Всеволод Шиловский. - Наша молодежь уверенно занимает верхнюю ступеньку мощного отечественного кино!»

Второй день киносмотра «Золотой Феникс» запомнился смолянам встречей с обладателем главного приза Венецианского и лауреата Каннского кинофестивалей, двукратного номинанта на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (и, что особенно приятно, дважды лауреатом Гран-при фестиваля «Золотой Феникс») Андреем Звягинцевым.

Философская притча Звягинцева «Левиафан» стала чем-то большим, чем памфлет о коррупции, произволе власти и равнодушии церковной верхушки к бедам и чаяниям простого человека. Режиссер задался глобальным вопросом, где же он, всевидящий Бог, который допускает безжалостное уничтожение маленького человека, пытающегося отстоять правду? И… не был понят зрителями. Отзывы на фильм, который вышел на большой экран в феврале 2015 года и был выложен в сети Интернет, привели Звягинцева в состояние шока.

«Я думал, что говорю с людьми об их проблеме, об извечном нашем несчастье, о несправедливости государства, как Молоха, который перемалывает наши кости, и я не знаю, сколько времени он будет насыщаться нашей кровью, - признался Андрей Звягинцев шестого сентября в Смоленске. - И вдруг – такая реакция! Иллюзии рухнули».

Об этом, и о многом другом говорил всемирно известный кинорежиссер со смолянами.

                Первый в мире

15 ноября в Смоленске открыли бюст писателя - фантаста, нашего земляка Александра Беляева. До этого дня у автора обличающих капитализм романов «Человек - амфибия», «Ариэль», «Остров погибших кораблей» и «Продавец воздуха» не было памятника нигде в мире. Бюст уже окрестили «народным», поскольку он создан за счет пожертвований людей, неравнодушных к судьбе и творчеству Александра Романовича.      


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров