«Трудовые будни - праздники для нас…»

Культура
В КВЦ им. Тенишевых открылась межрегиональная художественная выставка «Индастри 2», организованная Смоленским отделением Союза художников России.

Интерес к промышленной тематике проявился у художников в конце XIX века на волне научно-технического прогресса. В ходе индустриализации 1930 - 1940-х годов в Советском Союзе производственная тема стала одним из ключевых явлений в искусстве. В Смоленске в этот период велось обширное градостроительство, главным объектом которого был льнокомбинат. Архитектурные памятники эпохи конструктивизма до сих пор украшают улицы нашего города. В это же время на государственном уровне в культурную жизнь внедряется термин «социалистический реализм» и появляется государственный заказ на «идеологически верное» изображение действительности.
В послевоенную разруху в творчестве вновь была востребована романтика новых промышленных преобразований. Очередной подъем интереса к индустриальной теме в СССР наблюдался в 1950 - 1960-х годах. Это время с ностальгическим вдохновением любит вспоминать ветеран смоленского искусства Народный художник России Геннадий Намеровский, чья молодость прошла в творческих командировках по объектам масштабного производственного строительства. На выставке можно увидеть его более поздние работы из серии «1500 лет Киеву» (1981 г.), в которых передан дух умиротворенного труда на фабриках и заводах в период перехода от индустриального к потребительскому обществу.
Исторический ракурс в экспозиции представлен работами и других художников старшего поколения: Валерия Ляшенко (из серии «Северная Магнитка. Череповецкий металлургический завод»), Светослава Арайса («Ярцевский чугунолитейный строится. Рабочий»), Веры Самариной (из серии «Астраханский рыбзавод»), Анатолия Попова («Рыбинск. Завод»).
В последние десятилетия, в связи с восстановлением промышленности в России, индустриальная тема стала вновь актуальной в искусстве. Смоленские художники постперестроечного поколения ориентируются на современные тенденции и возрождают традиции былых времен.
Генераторами идей арт-проекта ««Индастри» являются Сергей Богомолов и Александр Зорин. Первая выставка под таким названием прошла в январе 2019 года в Смоленском филиале Московского энергоинститута и включала работы только этих двух авторов. Их творческий импульс породил притягательное поле взаимодействия - к индустриальной теме подключились другие местные художники. Арт-бригада единомышленников на волне энтузиазма десантировалась с мольбертами на заброшенных предприятиях и железнодорожных объектах Смоленска, налаживая производство эстетического продукта. В результате летом 2019 года выставочный проект «Индастри», укомплектованный новыми кадрами из различных регионов России, был представлен в КВЦ им. Тенишевых. В это же время по инициативе смоленской художницы Елизаветы Часнык был организован культмассовый пленэр на Ярцевском литейно-прокатном заводе, результатом которого стала коллективная выставка «Литейный».
Параллельно смоляне успешно участвуют в различных арт-форумах индустриального направления в других регионах. Напомним, что в этом году на всероссийском фестивале позитивного идейного искусства «Время, вперед», Денис Петруленков с картиной «59 косарей» занял 2-е место в номинации «Живопись и графика». А совсем недавно художники Богомолов и Зорин приняли участие в пленэре «АртМеталл-2020» на Ново-Липецком металлургическом комбинате и участвовали в выставке, посвященной 86-й годовщине выпуска первого новолипецкого чугуна.
Новая экспозиция стала логическим продолжением выставки прошлого года. «Индастри 2» объединила около 70 художников из разных регионов России. Ее основу составляет более 100 работ. Большинство из них были созданы на различных предприятиях: заводах, фабриках, стройках и в других производственных местах.
Выставка начинается с предметно-живописной композиции «Нас утро встречает прохладой» Сергея Богомолова, напоминающей найденный на обломках советской эпохи колхозный стенд с развалившейся эмблемой сельхозпроизводителей (колос и шестеренка), реальным ретро-радиоприемником и трафаретно-накрашенными тракторами. «Песня о встречном», слова из которой употреблены в названии картины, была своего рода гимном рабочей молодежи в 1930-е годы. Она задает общий лейтмотив экспозиции - оптимизм созидательного труда на фоне ржавеющих останков достижений прошлого века.
- Здесь есть переклички и с уходящей эпохой советской индустриализации и приходящему новому масштабному производству. Старые полуразрушенные предприятия - это памятники того времени, хочется запечатлеть оставшиеся элементы уходящей натуры, - поясняет идею выставки Богомолов.
Живописные потоки литейного производства, графические нагромождения промышленных конструкций, тяжеловесные формы и изящные линии индустриального ландшафта создают единое пространство экспозиции, где каждый автор проявляется своими индивидуальными изобразительными инструментами и деталями. При этом наиболее частым объектом творческого внимания является металл во всех его качествах - от расплавленного до ржавеющего. Рабочий человек если и присутствует в сюжетах произведений то, как правило, обезличенно и схематично. В этом смысле оживляющим пятном выделяется работа Александра Комарова «Потерял электрод. Портрет сварщика», на которой изображен позитивный работяга, ненадолго отвлекшийся от привычного дела, чтобы пообщаться с художником.
В общей живописной гамме мощными аккордами выделяются масштабные тематические полотна смолян: Александра Долосова, Алены Дроздовой, Александра Зорина, Александра Комарова, Елизаветы Часнык, Надежды Корольковой. Однако и малоформатная графика порой привлекает необычной пластикой и виртуозными авторскими приемами, например, в работах Натальи Лукиной (Тюмень), Даниила Андреева (Санкт-Петербург) и Ксении Лозовской (Красноярск).
На стене транспарант советских времен призывает: «Механизаторы колхозов и совхозов! Боритесь за подъем сельскохозяйственного производства! Лучше изучайте, поизводительно используйте и берегите технику!».
На выставке представлен макет «Памятника погибшим предприятиям» смоленского скульптора Константина Куликова - всероссийский конкурс на эту тему проходил в 2019 году.
Неизменный интерес вызывают работы Алексея Потапова из Липецка, который уже не первый раз выставляется в Смоленске. На «Индастри 2» представлена его композиция «Реквизит естествоиспытателя», где на деревянной панели сочетаются электрические приборы, замочные ключи, плавленое стекло, ложки и вилки. Для создания эффекта ржавчины автор использует измельченные в пыль кирпичи, которые художник подбирает по оттенку и привозит из разных городов, в том числе и из Смоленска.
Завершает экспозицию инсталляция смолянина Александра Ларюцкого «Правительственная связь», имитирующая фрагмент рабочей обстановки, где размещен реальный телефон-автомат, по которому начальство может сообщить вышестоящему руководству о достигнутых трудовых успехах.

Литейная поэзия
Новые технологии на выставке «Индастри 2» представлены видеоработами ярцевчанина Андрея Чайкина из серии «Поэзия и технологии литейного производства». Он сам по профессии инженер-литейщик, а его отец работал главным металлургом на Ярцевском чугунно-литейном заводе.
Чайкин активно занимается современными формами поэзии, участвует во многих фестивалях и имеет награды. Видеостихотворение «Как закалялся чугун» - победитель Первого Всероссийского молодежного конкурса литературного и художественного авангарда «Лапа Азора-2015». Стихотворение «Самоизбранный богомол» стало лауреатом международного конкурса поэзии «Ангелы мира - 2020». Видеостихотворение «Всё начинается с Ю.Г.А.», написанное и снятое на Ярцевском литейно-прокатном заводе, посвящается полету Юрия Гагарина в космос. Как известно, Гагарин был формовщик-литейщик по первой специальности, поэтому в клипе совмещены две реальности: полет в космос и работа в литейном цеху. Это видеостихотворение - победитель Всероссийского молодежного конкурса «Я и моя профессия: материаловед чугунолитейного производства-2018» в номинации «Видеоролик».
- Все стихотворения представленного цикла имеют отношение к литейному производству и написаны на различных заводах нашей необъятной родины. В силу своей специальности я часто езжу в командировки на металлургические предприятия для проведения экспериментов, а чтобы их провести, нужно дождаться, пока расплавится металл. Познакомившись с текстами, вы сможете выяснить, какие мысли посещают меня в процессе ожидания начала экспериментальных работ, - комментирует свое творчество Чайкин.
«Я металл. Из недр земли родом.
Погружаюсь на дно шихтой.
Расплавляюсь в печи электродом.
Жду добавок для лучших свойств...»
А.Чайкин. «Как закалялся чугун».
В рамках выставки «Индастри 2» организован молодежный образовательный конкурсный проект «От наброска до картины», в ходе которого опытные наставники проводят мастер-классы для студентов на индустриальную тему. Подведение итогов конкурса и награждение 16 декабря в 16.00.

Анатолий Соловьяненко.

Выставка будет работать до 20 декабря.
0+







Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

27 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
47 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров