"Кино без Цоя". Почему смолянам не понравился фильм Алексея Учителя?

Культура

12 ноября на экраны российских кинотеатров вышла философская притча «Цой» - новый проект Алексея Учителя. Выход картины сопровождали скандалы: еще не успев получить прокатного удостоверения, учительский проект стал притчей во языцех. Те, кто имел «доступ к телу» на стадии производства, тут же окрестили фильм… «гробом на колесиках».
Сын Цоя Александр и отец музыканта Роберт обратились с письмом к президенту России с просьбой не допустить выхода фильма «про злой рок, от которого никому не уйти» в прокат.  Волна пошла!

                                       Скандальный Учитель

К скандалам Алексею Учителю не привыкать. Особенно если вспомнить возникшую на пустом месте свистопляску вокруг его невинной мелодрамы «Матильда» (2017), которая удостоилась прокатного удостоверения с огромнейшим скрипом. Вокруг «Матильды», рассказывающей о трагической любви самодержца к балерине Кшесинской, возникло настоящее молитвенное стояние. 

Военные действия против художественного произведения искусства развернулись  еще в ноябре 2016 года, когда депутат Госдумы Наталья Поклонская обратилась с просьбой к Генпрокурору РФ проверить фильм Алексея Учителя «Матильда» на тему… достоверности интимных отношений балерины Матильды Кшесинской с будущим последним российским императором Николаем II. Ситуация была близка к абсурду: депутат сочла картину «угрозой национальной безопасности России, разрушающей русскую духовность»! 

К фильму, которого не видела еще ни одна живая душа, неоднозначно отнеслась и РПЦ, ревностно защищавшая будущего страстотерпца и его семью от любовных мезальянсов и альковных непристойностей.

Начнется масштабная травля: 31 августа 2017 года анонимные экстремисты закидают студию режиссера в Санкт-Петербурге «коктейлями Молотова». «За» «Матильду» и «против» оголтелой и бессмысленной цензуры выступят свыше 50 кинематографистов, которые подпишут открытое письмо в поддержку автора фильма. Среди подписавшихся - Павел Лунгин, Борис Хлебников, Авдотья Смирнова и Александр Гельман. И, несмотря на скандальную репутацию, «Матильда» Учителя все-таки вышла в прокат и достаточно долгое время беспрепятственно крутила фуэтэ на экранах отечественных кинозалов. Тому не помешали даже поджоги кинотеатров в ряде регионов!

А теперь назревает новый скандал с фильмом «Цой», принятым семейством музыканта, его близкими друзьями и соратниками в штыки!  Родственники в один голос заявили, что не давали никаких разрешений на использование образа и имени музыканта на экране.

Кстати, информация о новом проекте режиссера Алексея Учителя появилась в 2017 году.  Тогда было заявлено о некоем  фильме под рабочим названием  «47», посвященном Цою. Тогда-то и стало известно, что Учитель оттолкнется от момента столкновения «Москвича» и «Икаруса», а также исчезновения с места ДТП кассеты с наброском альбома «47». Все остальное в картине будет происходить после гибели музыканта.

Все бы чинно и благородно, но  режиссер принял решение изменить рабочее название фильма. По всей видимости, это было продиктовано коммерческим спросом. Дескать, поклонники Виктора Цоя непременно клюнут на афишу, даже если в фильме этого самого Цоя нет. А есть… гроб на колесиках!

                             Звезда рок-н-ролла должна умереть. Только факты

15 августа 1990 года около пяти часов утра Цой отправится на рыбалку.  Кумир молодежи пробудет на прибалтийском озере до полудня, а затем, сложив удочки и улов в машину, выберется на раскаленную солнцем трассу. А дальше его ждет встреча с роком. Уже не музыкальным. Неотвратимым…

Выдержка из медицинского протокола:

«Столкновение «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 час.28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока – Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

 В.Р. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления».

Весть о том, что в автокатастрофе под Ригой погиб лидер группы «Кино», разнеслась молниеносно. О трагической и нелепой смерти 28-летней легенды рока сразу же сообщили по радио. Гибель Виктора Цоя стала трагедией для целого поколения. Цой был иконой стиля. Идолом. Его экзотическая внешность, голос, свободолюбие и манеры копировались (да и продолжают копироваться до сих пор)  восхищенными фанатами.

Имя водителя «Икаруса», который столкнулся с Цоем на Слока – Талси, тщательно скрывали в интересах следствия и оставшегося в живых участника аварии. Латыш Янис Фибикс всерьез остерегался самосуда. Но разве он был виноват в том, что 30 лет назад перегонял пустой автобус Талсинского отделения латвийской «Сельхозтехники» из аэропорта, куда отвозил туристов, и случайно столкнулся с рок-звездой, летевшей по трассе?

Янису Фибиксу 79 лет. Цой навсегда остался 28-летним…

Именно вокруг водителя Фибикса (в картине его зовут Павел Шелест – сын Виктора потребовал сменить имена всех действующих персонажей.) везет тело лидера группы «Кино» в Ленинград, и строится сюжет фильма «Цой».

                           Гроб на колесиках

«Как можно настолько негативно судить о фильме, который практически никто не видел?!» - возмутился Алексей Учитель в точности, как и в бытность гонений на «Матильду».  

Мне кажется, он имеет все основания возмущаться. Мало того, что Учитель снял в полной мере «человеческое» кино, а не зрелищный блокбастер или байопик, который, как показывают последние «околоспортивные» картины, у нас вообще не умеют снимать. Режиссер применил достаточно  любопытный драматургический ход, предложив зрителю увидеть изнанку трагедии тридцатилетней давности, оказаться «за кулисами» жизни своего кумира и прочувствовать, как его смерть повлиял на жизнь другой стороны. Той, что стояла по ту сторону гробовой доски. 

Родственники сопровождают гроб с телом Виктора Цоя (собственно говоря, это и есть главный, хоть и бездействующий персонаж фильма). За рулем потрепанного «ПАЗика» – водитель, поневоле ставший орудием рока. Этот спокойный, уравновешенный мужчина ведет автобус инкогнито. Павлу Шелесту (Евгений Цыганов) сознательно поручает выполнить эту миссию его любовница, следователь Ильзе Ясс. Чтобы выпутаться из сложной ситуации, ему нужно найти общий язык с Марианной («Мариной», ее играет Марьяна Спивак), новой любовью музыканта Натальей Разлоговой  (в роли «Полины» - Паулина Андреева), маленьким сыном Виктора и очень похожим на Айзеншписа омерзительным продюсером группы «Кино» (Игорь Верник), которого заботит лишь одно – пропажа записи версии нового альбома. Пытающийся воскресить Цоя (яростно стучит по крышке гроба) пьяный «Рик» - в реальности лидер группы «Объект насмешек» Александр «Рикошет» Аксенов, к которому после расставания с Цоем ушла его первая жена Марианна, - вообще не в счет. Как и вмонтированная в архивные кадры хроники самоубийца - фотограф Вика, которой никогда не существовало в действительности.

 Разыгравшаяся вокруг гроба драма (интимные чувства близких, выяснение отношений, проявление скорби, прощение и прощание, женская ревность, истерика, боль и разговоры по душам) – мрачная фантазия Алексея Учителя, который не скрывал, что «у каждого из нас свой Цой». И он снимал фильм с большим уважением к музыканту, поскольку был знаком с ним лично и сделал о нем документальный фильм «Рок». В «Цое» нарезка из «Рока» занимает не более шести минут.

Больше никаких отсылок к реальности не будет.

Основная смысловая конструкция картины – вымысел.

Пропавшую кассету с рабочей записью альбома никто не собирался прикарманить.  Сотрудники правоохранительных органов нашли ее на месте аварии и, после того, как кассета перестала быть вещественным доказательством, передали ее Айзеншпису. И даже гибель Виктора мифологизирована. Он не уснул за рулем, как это часто бывает с водителями, а якобы попросту не следил за дорогой, беспечно переставляя кассету в магнитофоне на скорости, превышавшей 100 км в час. 

Помимо «роуд –муви» и заостренного психологизма, в фильме Учителя есть пара ярких метафор, на которые зрителю стоит обратить внимание.

Уставшие пассажиры «автобуса, который идет на Восток» останавливаются на ночевку в санатории. Там пребывающих в отчаянии и скорби близких музыканта ждет неприятная встреча: на танцплощадке… свадьба в разгаре!  Из динамиков рвутся пошлые «Белые розы». Влюбленная в Виктора и в его творчество фотограф Вика взрывается. Ворвавшись в ликующую счастливую толпу, она орет какую-то песню «Кино».  Что именно, не понять. Не слышно за беснующимся «Ласковым маем». Вика беззвучно разевает рот…

Прекрасный образ, символизирующий то, во что превратилась группа «Кино» после смерти Цоя.  В попсу, как и весь советский рок, мутировавший в сладенький рокопопс.

Второй эпизод – внезапный порыв чувств, бросающий в объятия друг друга «сыриху» Вику и убийцу ее кумира Шелеста. Он спасает ее, создавшей себе идола, любовью от очередной попытки самоубийства. Поведение персонажей картины для многих так и остались загадкой. А чего тут загадочного, собственно? Любить нужно тех, кто под рукой. Живой и теплый. Не призрак и не труп в гробу…

Третий знаковый момент фильма – пассажиры ставшего катафалком «ПАЗика» вытягивают съехавший в пруд автобус. Толкают, сообща тянут махину за веревку…

В кино произошло примирение судеб, которых объединил Виктор Цой.

К сожалению, в жизни этого не случилось. 




Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

37 минут назад
Бойцы получили дроны «Скворец», системы РЭБ, несколько типов...
сегодня, 11:37
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
Новости партнеров