«Что наша жизнь? Игра!» В Смоленске поставили «Игрока» Достоевского

Культура
           «Что наша жизнь? Игра!» В Смоленске поставили «Игрока» Достоевского

Пандемия – не повод окончательно отказаться от зрелищ, тем более, если эти зрелища являют собой многоходовую (в смысловом плане) «китайскую шкатулку». Знай, выдвигай «ящик» за «ящиком» и разгадывай театральные ребусы!
6 ноября на Большой сцене смоленского академического театра состоялась премьера спектакля «Игрок».

Новая постановка романа Федора Достоевского в трактовке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского выгодно отличается от привычных публике спектаклей эстетическим уровнем и большей театральной условностью.

Так или иначе, но «Игрок» способен составить серьезную конкуренцию визитной карточке грибоедовского театра – трагикомедии «Горе от ума». «Игрок» полон неожиданных ходов и весьма выигрышных сценических находок. От классики, поверьте, не тянет нафталином! Скорее, металлической готикой швейцарского дуэта «Lacrimosa» и постминимализмом Антона Батагова.

Действительно, по своей форме «Игрок» напоминает… рок-оперу, хоть здесь мало говорят и уж тем более не поют. Здесь важен не Текст, а Знак. Пластика Знака! Его феерическая мрачная фантасмагория, превращающая человека в игральную кость. И ему ли решать, кто играет его душой и костями, - Бог или Дьявол?.. Да сама жизнь, которая, по сути, и есть игра!

По другому и быть не может, ведь «Игрок» - глубоко автобиографичный роман об «идее-страсти» и герое, «съеденном идеей». Спектакль совмещает два плана – художественный и реалистический, материализующий на сцене линию жизни Достоевского в болезненных снах и мучительных галлюцинациях.

            История азарта и «любви – ненависти»

Роман Достоевского «Игрок» - не такое уж широко известное массовой публике произведение. Поэтому считаю уместным ввести зрителя в курс дела и в двух словах обрисовать фабулу художественного произведения, на котором вырос многослойный спектакль Барковского. В противном случае постановка способна вызвать отторжение, и может сложиться превратное представление «о представлении».

…Итак, октябрь 1866 года. Чрезвычайно трудный и мрачный период в жизни Федора Михайловича. Похороны жены и брата, долги и неустроенная личная жизнь... Нищета. И, как результат, заключение кабального контракта с издателем Стелловским
на скорейшее написание нового романа. «Игрок» был написан в рекордные сроки – за 26 (!) дней. Так родилась история азарта, ставшего для его персонажа - фанатика уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия.

«Я беру натуру непосредственную, человека, однако же, многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их, - писал Достоевский о главном герое «Игрока». - Это лицо живое (весь как будто стоит передо мной)…. Главная же штука в том, что все его жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку. Он игрок, и не простой игрок… Он поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя. Весь рассказ - рассказ о том, как он третий год играет по игорным домам на рулетке».

Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулетенбург. Главный герой – учитель Алексей - путешествует с семьей отставного генерала. В семействе с нетерпением ждут смерти бабули, надеясь унаследовать ее несметные капиталы. В романе особое место отведено расчетливым авантюристам Де-Грие и мадемуазель Бланш, которые пользуются простодушием русских, одержимых страстями.

Алексей безумно влюблен в Полину, падчерицу генерала, а та увлечена французом де Грие. Но бабуля не намерена умирать; напротив, увлекается игрой в рулетку и проигрывает часть своего состояния.

Ее появление взрывает кукольный мир генеральской семьи изнутри, но и сама бабуленька отравлена разгулом страстей, неведомых ранее ей самой!

Алексей пытается помочь Полине, выигрывая для нее огромную сумму денег, но гордая девушка отказывается их принять.

Алексей и сам становится игроком. Проходит время, и он узнает, что Полина горячо любила его…

В основе сюжета - автобиографические факты: игра в Гомбурге и Висбадене, страсть Достоевского к рулетке и создание собственной теории игры: «секрет - не горячиться». Эту теорию «наследует» и его герой.

Любовная интрига также «достоевская». Писатель испытывал болезненную, поистине мазохистскую страсть к писательнице средней руки Аполлинарии Сусловой. Вот и его герой Алексей добровольно занимает страдательную позицию автора в банальном житейском любовном треугольнике. В общих чертах отношения Достоевского и Сусловой можно охарактеризовать как «любовь – ненависть».

                     Игральные кости судьбы

Проблема существования театра в провинции в том, что привыкший к «декорированным» постановкам зритель очень долго осваивает современный «знаковый театральный язык, требующий, как и любой другой смысловой ряд, углубленного изучения.

Однако необходимость введения театральной метафоры, которая дает возможность видеть человеческую природу в более сложных ее проявлениях и усложнить взаимодействие человека с пространством и временем в театре, - назрела. Вернее, созрела!

Виталий Барковский работает в смоленской драме уже более десяти лет и, как мне кажется, именно сейчас наш театр ЗАИГРАЛ. Наконец-то появилось то таинство, которое называется сценической синергией, которая организует зрительскую культуру и помогает постичь смысл постановки не только через какую-то внешнюю атрибутику, но и почувствовать более тонкие материи, сокрытые за видимым и явным.

В спектакле «Игрок» Виталий Барковский, как и Достоевский, задается философским вопросом: что станет с человечеством, если для него игра станет не только смыслом жизни, но и единственной сутью бытия? Самой жизнью?

Он рассматривает лейтмотив игры как особую форму существования отдельно взятого индивидуума в реальном мире, где сброшены театральные маски, когда истошный вызов судьбе сметает все привычные нравственные нормы.

Жизнь, полная хитросплетений и иллюзий, – она ведь и вправду рулетка!

Шизоидная реальность, где «воскреснуть» означает «выиграть». Реальность, базирующаяся на трех китах – Азарт, Деньги, Любовь.

Здесь правят бал бесстыдная безрассудная страсть и готовность к смерти, азартная игра ради возлюбленной и христианское всепрощение. И все же безрассудство страсти превыше всего, оно-то и сжигает невзрачную иллюстрацию частной жизни, превращая ее в головокружительную, яркую и губительную авантюру.

Разговор со зрителем, который ведет Барковский в «Игроке» символами, знаками и пластикой, актуален, как никогда! Связь с культурными ценностями, которые человечество нарабатывало тысячелетиями, разорвана. Огромный, богатейший духовный мир теперь никого не интересует. Люди преследуют мелкие, корыстные цели, совершенно искренне полагая, что материальные ценности могут спасти их от ошибок и глупостей, деформирующих сознание, и сделать счастливыми. И в бессмысленной гонке за благами и деньгами настолько увлекаются игрой с судьбой, что и сами превращаются в… игральные кости судьбы. Они не видят, откуда и куда тянутся нити!

А где-то там, в глубинах человеческой души, живет, еще не сгинула Любовь – спасительная или убийственная, право решать заигравшемуся человеку.

Решая сложные философские вопросы пластическим языком, Барковский лихо балансирует на грани фола. Он вызывающ, как никогда, и утонченно развязен. Играючи, он собирает сложную и запутанную комбинацию какой-то сновиденческой жизни на сцене. Жизни убийственно - пронзительной, трогательной и страдальческой, которую играют на рулетках своего даровитого зарта народная артистка России Людмила Сичкарева (ударившаяся в разгул бабуленька), заслуженные артисты РФ Игорь Голубев и Сергей Тюмин, а также Евгений Ракицкий, Анастасия Кривцова, Константин Юхневич, Александр Кащаев, Александр Кокшаров и Сергей Бокарев.

И как же хороша инфернальная Полина (Ольга Федорова), которую Барковский превращает в фетиш страсти, в идола, вокруг которого устраивают разнузданные пляски, а то и в православный крест. Вернее, крест раздирающей душу той самой «любовью - ненавистью». Возлюбленная Достоевского, предтеча Настасьи Филипповны, узнаваема в Федоровой! На сцене – эгоистка, вовлеченная в игру с судьбой, страдающая от разрушительных страстей, осознания греха и невозможности (или неспособности?) простить самое себя. То замогильным голосом, рефреном умоляющая героя достать ей денег (иначе – погибнет!), то в истерическом исступлении бросающаяся в лихой и бесшабашный пляс.

Полина - яркое пламя свечи, вокруг которого летучей мышью в слепой темноте вьется готовая на все «стенографистка» (Мария Вилюнова). Стонет, плачет, рыдает! Вздымает к темным небесам руки, испачканные кровью своего измученного сердца.

Полное самопожертвование, всепрощение и растворение в любимом. Проекция на сцену отношений, полных муки! Оно так и в жизни было.

Совершенно неправдоподобные сроки вынудили Достоевского воспользоваться услугами секретаря-стенографистки. Так в жизнь гения вошла Анна Григорьевна Сниткина - женщина, которой в отличие от Аполлинарии Сусловой, суждено было стать женой писателя. А его музой, невыносимой порочной страстью, духовным вампиром так и осталась Полина – Аполлинария.

Режиссер и сценограф Виталий Барковский, художник по костюмам Светлана Архипова, балетмейстер Елена Егорова и Сергей Хандрык (музыкальное оформление) попытались нащупать наиболее выразительные художественные средства театрального языка.

По-моему, попытка удалась!


P.S.

9 ноября «Игрока» показали на XXIV Международном театральном фестивале Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде.

 


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
27 минут назад
Губернатор Смоленской области Алексей Островский принял учас...
сегодня, 11:02
Комфортную работу за компьютером сложно представить без испо...
2 минуты назад
С 2014 года в Рославльском районе функционирует социально-оз...
52 минуты назад
Планируется, что он будет координировать деятельность постав...

Опрос

Если бы доходы вашего мужа (жены) позволили вам не работать, вы согласились бы стать домохозяйкой?


   Ответили: 249