Смоленск в "Золотой Маске"

Культура

В ноябре этого года в Смоленске впервые пройдут гастроли «Золотой Маски». Откроет фестиваль на Большой сцене смоленского драматического театра уже ставший легендарным спектакль «Пигмалион»(16+) Московского театра имени  Маяковского. «Маяковка» представит «Пигмалиона» 26 ноября.
Вторая постановка, также отмеченная Российской Национальной театральной Премией, – «С любимыми не расставайтесь» (16+) Московского театра МТЮЗ, состоится 28 ноября.

                           Наука без тени любви

«Мэтр отечественной режиссуры Леонид Хейфец (лауреат Специальной Премии «Золотая Маска» за «выдающийся вклад в развитие театрального искусства») ставит свой спектакль о том, почему любовь была, но судьбы не случилось, - пишет «Ваш досуг». - По версии режиссера Хиггинс – большой капризный ребенок. Его «женофобия» комична и трагична одновременно – из-за нее никто не будет счастлив, а Игорь Костолевский в главной роли – стопроцентное попадание. Его профессор невыносим: красивый, капризный, ядовитый. Это харизматичный хам, в которого легко влюбиться девочке с добрым сердцем. Элиза Натальи Палагушкиной именно такая – очень добрая и наивная. Но только в начале. Сцена ее ссоры с Хиггинсом после приема, на котором героиню приняли за герцогиню, – самая мощная в спектакле. И сыграна как трагическая: девочка вдруг осознает, что ей остается либо принять грубость любимого, тычки и насмешки как выражение любви или уйти. Элиза выбирает второе.

Удивительным образом спектакль совмещает сразу две, казалось бы, взаимоисключающие функции – развлечь-порадовать зрителя и заставить его задуматься о том, стоит ли любовь переломанной судьбы, унижения собственного достоинства и отсутствия радости в жизни. Ведь личность – много больше, чем болезненная привязанность даже к самому выдающемуся учителю!»

Весь спектакль оформлен в черно-бело-серых тонах, разбавленных красными акцентами: телефонная будка, носки Хиггинса, галстук его матери, халат Элизы. Декораций не много, все они сконцентрированы вокруг павильона, который с помощью поворотного механизма сцены перемещает героев с дождливой улицы в домашнюю лабораторию профессора или в гостинную миссис Хиггинс. Когда ничего не цепляет взгляд зрителя, актерская игра выходит на первый план.

Игорь Костолевский энергично, искренне и живо исполнил роль сорокалетнего холостяка. Хотя в жизни он намного старше своего героя, зритель не почувствует этой разницы! Он вспыльчив, раздражителен, эгоистичен, но при этом очень раним и трогателен. Убежденный холостяк, ученый больше всего на свете боится утратить свою свободу. Единственной прекрасной дамой для него всегда была и навсегда останется его наука. Хиггинс гордится своим творением, но в его отношении к Элизе нет и тени любви.

Убрать из отношений мужчины и женщины любовную линию, не превратив своего героя в холодную дидактическую схему – высший пилотаж для актера такой харизмы, как у Костолевского. Кстати, говор цветочницы Элизы не выдуманный, он существует в обычной жизни, а чтобы его отрепетировать привлекали профессора ГИТИСа Ирину Промтову!

                   Любая любовь лучше, чем пустота!

«С любимыми не расставайтесь» - одна из самых пронзительных пьес глубокого и нежного драматурга Александра Володина, который всегда говорил о людях и который любит людей.

«Спектакль Генриетты Яновской по пьесе Володина – редкий (всегда редкий!) пример чистого «театра для людей»,- пишет «Новая газета». - И при том – театра высочайшего качества.

Многочисленные персонажи володинской пьесы и спектакля Генриетты Яновской двойной природы. Они вбиты по плечи в суровый нашенский быт, но точно стоят у дверей из коридоров райсуда в вечность.

Зал узнает жизнь нашу в острых скетчах перед столом непроницаемой и всепонимающей Судьи. Браки, совершенные на небесах, браки от безвыходности, браки в надежде на кооперативную квартиру, браки пьяные, браки рекордно нелепые.

Но в финале, стоя на пожарных лестницах, на ступеньках, чуть не на крышах телефонных будок, все героини спектакля хрипло кричат, каждая – своему: «Я скучаю по тебе!» И в этом вопле - норма. Такая любовь, сякая любовь, запутанная, нервная, советским воспитанием, пионерским целомудрием, привычкой к трамвайной и квартирной склоке осложненная - любая любовь лучше, чем пустота!»

В пространстве спектакля, выстроенном художником Сергеем Бархиным, хорошо узнаваемы и совершенно необходимы тщательно продуманные детали, объединенные искусственным газоном, принимающим на себя и слезы, и дождь, и воду, выплеснутую из ванной, и разбросанные вещи, и остающимся при этом равнодушно-чистым и зеленым.

Ничего не меняется. Люди все те же, разве что стали более одинокими, укрывшись от реальности в виртуальном мире. Супружеские пары, страдая,  по-прежнему мнутся в приемной, их всех нужно выслушать, понять, поставить диагноз: «Больной скорее жив, чем…».

Потому что любовь непременно будет жить!

Тепло и светло на душе после такого спектакля. Неважно, какое на дворе время года. Воздух пахнет свежестью, как зеленая трава после полива…

                             Справка «РП»

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол.

Когда весь мир подмяла под себя пандемия COVID-19, деятельность фестиваля «Золотая Маска» была приостановлена. Но жизнь продолжается, и возобновление гастролей «Золотой Маски» вернуло театральные труппы на сцены, а зрителей – залы театров. В 2020 году региональные проекты «Золотой Маски» впервые прошли в городах Амурской области, а затем - в Воронеже, Казани, Петрозаводске, Костомукше, Череповце и Санкт-Петербурге.

«Золотая Маска» – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет стратегические для театра задачи. В разные годы она стала инициатором ряда серьезных театральных проектов. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя при поддержке Министерства культуры РФ программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время при поддержке Министерства культуры России было проведено более 130 (!) проектов в самых разных городах от Южно-Сахалинска и Красноярска до Архангельска и Сочи.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
11 минут назад

В одном из случаев причиной мог оказаться поджог. Подробностями...

46 минут назад

Губернатор рассказал в социальных сетях о заседании рабочей...

Новости партнеров