Линии судьбы на просторах эпохи

Культура
Линии судьбы на просторах эпохи

В историческом отделе Смоленского музея-заповедника открылась выставка произведений народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России, профессора СмолГУ Геннадия Намеровского «Дорогами жизни».

Самобытный стиль Геннадия Намеровского привлекает непосредственностью художественного восприятия реальности и глубоким проникновением в то, что художник хочет передать в своих работах. В экспозиции представлены более 40 графических листов, рисунков, выполненных автором в многочисленных творческих поездках в разные годы и отражающих особенности своего времени.

В Советском Союзе, благодаря государственной поддержке, у художников была возможность путешествовать по стране.

В молодые годы Намеровский постоянно осваивал неизведанные маршруты. Он искал «жизненный материал» для своих работ на больших стройках. Его интересовал образ современника в различных сферах деятельности. Эти поездки дали ему возможность научиться передавать в своих произведениях характерные черты той эпохи, создавать психологические портреты, делать зарисовки быта и суровой природы.

- Помню путешествие на Индигирку - это мощная полноводная река, по которой завозилось все необходимое для местных жителей. Когда мы добрались туда по воде к рыбакам, вышли на берег и огляделись - небо, тундра, земля и больше ничего. И тревожное ощущение: а что здесь рисовать? Командировка на 40 дней - 20 дней на сбор материала и 20 дней на обработку, а потом итоговая выставка. Мы ездили в различные поселки, где вдоль реки стояли рыбацкие стоянки. И вот через какие-то элементы ландшафта, детали быта, скудную местную растительность постепенно нам открывалось то состояние, которое потом переходило в рисунки. Подобные поездки были очень интересные и полезные. У меня их было много - от Калининграда до Камчатки, Алтай, Север Сибири... Работы со временем куда-то уходили и жили своей жизнью. Недавно с женой обнаружили в Интернете проект «Иртыш течет на север». Стали его просматривать и нашли там мою работу, которая хранится в Омском музее, - рассказал Намеровский.

На открытии выставки коллеги по цеху отметили важные особенности творческой, педагогической и общественной деятельности Намеровского как одного из наиболее ярких мастеров современного графического искусства.

- Рекомендую обратить внимание на то, как это все сделано, начиная с композиции, с устройства тоновых пятен, как проработаны детали, как достаточно условно решаются варианты пространства. Когда рисуешь черно-белый пейзаж, часто возникает проблема, как изобразить небо. При ознакомлении с работами Намеровского оказывается, это можно сделать простым пятном, которое в структуре рисунка у него выглядит красиво и убедительно. Я надеюсь, что на выставку придут студенты и ученики художественных школ, внимательно посмотрят, как надо делать профессионально высокохудожественную графику, и их творческий уровень за счет этого вырастет, - сказал председатель Смоленской организации Союза художников России Валерий Гращенков.

На вернисаже Намеровский признался, что любит повторять фразу Микеланджело, который, обращаясь к своему любимому ученику Антонио, говорил: «Рисуй, рисуй, Антонио, рисуй и не трать даром времени...»

- Мне бы хотелось отметить работы, выполненные в карандаше. Он очень нестандартно использует этот материал - от легкости воздушного пространства до глубоких пейзажных контрастов. Получается своеобразная живописная графика или графическая живопись, - поделилась своим мнением заслуженный художник России Нина Агеева.

- Большинство из представленных работ относятся к различным формам уникальной графики - это когда художник создает графическое произведение в единственном экземпляре, а не тиражирует его на станке. У Намеровского каждая работа своей уникальностью передает и подчеркивает уникальность того момента или явления, которое он изображает, - отметила художница Валентина Пахомова.

Неповторимый самобытный стиль графических произведений, оригинальный творческий почерк, незаурядное владение техниками рисунка, акварели, темперы сделали Геннадия Намеровского одним из ведущих графиков современности, работы которого представлены в крупнейших российских и зарубежных музеях.


СПРАВКА «РП»

Геннадий Намеровский родился в 1942 году в казахском городе Прииртышске. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького.

С 1965 по 1975 год преподавал рисунок на худграфе Омского педагогического института, затем с 1979 по 1984 год - в Витебском технологическом институте и позже в Смоленске в качестве профессора в педагогическом университете.

В 1977 году ему присуждена премия Ленинского комсомола за серию станковых рисунков.
В 1981 году Намеровский вошел в состав Смоленского отделения Союза художников РСФСР, на протяжении 13 лет возглавлял его и создал Смоленский Дом художника.

Среди многочисленных наград - золотая медаль Союза художников России имени В. Сурикова (2012), золотая медаль Союза художников России имени А. Иванова (2014), медаль Российской академии художеств «За заслуги перед Академией» (2017).

СКАЗАНО

Александр Греков, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент РАХ, кандидат искусствоведения, «Искусство сопереживания времени»:

«Становление Намеровского как крупного мастера изобразительного искусства совершалось в эпоху великих комсомольских строек. Творческие командировки молодых художников на север Сибири, в Ханты-Мансийск, на строительство БАМа, в поселки Звездный, Магистральный открыли перед ним сложный мир, где за романтикой труда скрывались нелегкие условия жизни, разнообразные человеческие судьбы.

Эти поездки дали ему возможность научиться передавать в своих произведениях самые характерные черты своего непростого времени, создавать психологические портреты современников, делать зарисовки их быта и суровой сибирской природы…

Его интересует жизнь пейзажа, предметов в их продолжающемся, длящемся бытии. Отсюда берет начало некая «серийность» его искусства, невозможность для автора после одной сделанной работы, удачно найденного ракурса перейти сразу же к другой теме, иному объекту - взгляд мастера приковывается надолго, время останавливается, как смоленские часы…»

Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 19:45
Подведены итоги Всероссийского конкурса на звание «Лучший ра...
26 минут назад
Житель Ивановской области решил воспользоваться заманчивым п...
сегодня, 19:06
Начальник Межрайонного отдела по регистрационно-экзаменацион...
сегодня, 17:56

Опрос

Как вы считаете: сейчас лучше тратить деньги или сберегать?


   Ответили: 132