У кинофестиваля "Золотой Феникс" - французский акцент! Подробности церемонии закрытия фестиваля в Смоленске

Культура
У кинофестиваля "Золотой Феникс" - французский акцент! Подробности церемонии закрытия фестиваля в Смоленске

9 сентября в Смоленске состоялось закрытие XIII Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс». В этом году кинофорум посвящен 75-летию Великой Победы.
Бриллиантовый Гран – при присужден фильму Натальи Назаровой «Простой карандаш». Уникальный приз из золота и серебра, инкрустированный 50-ю сверкающими камнями, президент киносмотра Всеволод Шиловский вручил актрисе Олесе Иванцовой, сыгравшей одну из ролей в картине Назаровой.

- Знаете, что самое дорогое в смоленском фестивале? – задался вопросом Всеволод Николаевич. – Если нет смены поколений, искусство умирает. Это закон жизни. Актеры по - режиссерски снимают кино, некоторые из них со временем становятся большими мастерами.

Я счастлив, что Гран-при вручен молодому и очаровательному кинематографисту Наталье Назаровой. Уверен, что наша молодежь займет верхнюю ступеньку мощного отечественного кино!

Смоляне решили судьбу Приза Зрительских симпатий имени Людмилы Касаткиной «Сапфировый Феникс». Картину Светланы Сухановой «Счастье в конверте» (кстати, режиссерский дебют в полнометражном кино) щедро осыпали редко встречающимися в природе драгоценными камнями – сапфирами.

Светлана Суханова получила награду из рук главы администрации г. Смоленска Андрея Борисова.

- Я хочу сказать своему зрителю, что это – самая ценная награда для меня и моей команды, - выдохнула растроганная Светлана. – Для нас очень важно видеть ваши глаза и оценку нашей работы. Спасибо вашему городу, который дарит зрителю возможность смотреть российское кино и радоваться его успехам!

Усыпанную рубинами птицу – приз «Рубиновый Феникс» - на смоленском киносмотре вручают за лучший дебют, который невероятно важен для кинематографиста, только начинающего свой путь в кино, потому что он - первый. «Гагаринский» приз увезет с собой из Смоленска режиссер Полина Ольденбург (фильм «Ad Libitum»), которая сняла очень сложную, современную картину.

Специальный приз кинофестиваля имени мецената Марии Тенишевой присудили продюсерам фильма «Смотри как я» Ярославу Жалнину и Илье Шемятову.

Поистине княжескую награду Илье Шемятову вручила оперная дива и член жюри кинофестиваля «Золотой Феникс» Людмила Бодрова.

- Фильм Георгия Сальникова - это не только фестивальное кино, но и прокатное, - говорит Илья. – 14 сентября в семь часов вечера состоится еще один специальный показ нашей картины. Приглашаю смолян на премьерный просмотр фильма «Смотри как я» в «Современник»! Мы постарались сделать кино честным.

В этом году призом имени Александра Твардовского была отмечена еще одна дебютная режиссерская работа - фильм Романа Нестеренко «Счастье вдруг».

Не осталась незамеченной и картина Андреса Пуустусмаа «Ваша честь».

Приз имени скульптора Сергея Коненкова – такова цена успеха!

Для вручения специальной награды Андресу на сцену кинотеатра «Современник» пригласили члена Союза художников России Алексея Довганя.

Автор крылатых птичек признался, что весной никто не знал, какая судьба ждет «Золотой Феникс»: «Год выдался особенным, зрительный зал и сейчас с «пробоинами». Но ощущение, что отряд вышел из дремучего леса с победой, не оставляет!»

И снова яркий полнометражный дебют! Специальный приз имени Бориса Васильева нашел своего героя – режиссера Теймураза Тания, снявшего по-абхазски колоритный и юморной фильм «Спасибо деду за победу». Не зря же Теймураз - капитан команды КВН «Нарты из Абхазии»! Говорить с улыбкой о великом не каждому удается. Только великий народ совершает великие победы с великим чувством юмора!

Заискрился бриллиантами искренний и чистый фильм Ильи Северова «Я свободен», завоевавший специальный приз имени Анатолия Папанова.

Именную награду вручил продюсеру картины Галине Миловой народный артист России Андрей Смирнов.

- Имя Папанова дорого для меня, - признался Андрей Сергеевич. – Его вспоминают, прежде всего, как великого комика. Когда он был жив, само появление его на сцене вызывало взрывы хохота, порой совершенно тупого и необъяснимого.

В папановском юморе действительно было нечто специфическое – очень хорошее знание советской жизни. То, что мы сегодня называем «совком». Он все это понимал, как никто другой. Почему? Я не знаю.

На съемках «Белорусского вокзала» было четыре артиста, представлявших совершенно разные школы: Папанов и Глазырин учились в ГИТИСе, Леонов закончил школу МХАТа, Сафонов – Щукинскую школу Вахтанговского театра. Ко мне, как к молодому режиссеру, в первые месяцы съемок они относились с крайним подозрением. Папанова отличала одна очень специфичная черта – он никогда не рассказывал о своем детстве и юности. И про войну молчал. А я-то знаю, что он был тяжело ранен на фронте и комиссован. Я всегда чувствовал в нем трагизм. Что-то невыносимо тяжелое было в той жизни, о которой он не хотел говорить…

Папанов не любил быть шутом, кино стало делом всей его жизни. Но слава пришла к нему не сразу, к сорока с лишним годам. Он очень долгое время оставался в тени своей жены, прекрасной актрисы Коротаевой…

Чтобы по-настоящему судить о таланте Анатолия Папанова, понять природу папановского дара и его особенного темперамента, нужно всмотреться в его драматические роли. Он великий артист, сыгравший замечательную роль Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые»! Те, кто помнит первоисточник, роман Константина Симонова, сразу видят, что в этот образ добавлено нечто, что невозможно выразить словами. Но именно это, добавленное Папановым, поднимает роль на недостижимую высоту.

Есть еще один малоизвестный фильм, который очень редко показывают по телевизору, - «Наш дом», снятый Василием Прониным в 1965 году. Анатолий Дмитриевич играет в пронинской драме отца семейства. Вглядитесь в его глаза и помните: Папанов – величайший артист!        

Самая смешная награда - приз имени Юрия Никулина – достался режиссеру короткометражной ленты «Последняя иллюзия» Владимиру Фекленко. Краткость – сестра таланта!

- Это моя первая индивидуальная награда после конкурса чтецов в седьмом классе, - признался Владимир Фекленко. – Хотя, применительно к производству картины, слова «индивидуальная награда» звучит несколько странно. Потому что режиссером быть просто: нужно окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать. В этом смысле мне грандиозно повезло!

Жюри фестиваля высоко оценило мастерство композитора Алексея Айги к фильму Александра Баршака «Пилигрим». Именной глинковский приз напомнит маэстро о Смоленске.

Тринадцатый по счету «Золотой Феникс» завершился показом картины Андрея Смирнова «Француз».

По традиции, картину представил режиссер. Тут-то и произошел, так сказать, небольшой конфуз. Андрей Сергеевич затронул больную тему – вынесение обвинительного приговора Михаилу Ефремову. Однако, к своему величайшему огорчению, его слова сострадания и поддержки у смолян не вызвали.

- В моей последней картине «Француз», которую до сих пор не показал ни один из федеральных каналов, хотя премьера состоялась в октябре прошлого года, одну из небольших ролей грандиозно играет Михаил Ефремов, которому 8 сентября дали восемь лет, - сказал Андрей Смирнов. - Это страшное несчастье, которое с ним случилось….

Миша, он гений, и я в этом убежден. Редкий случай, когда сын во многом превзошел своих талантливых родителей на сцене театра и кино!        

Да, он задавил человека насмерть. Но я вчера выяснил, что из 300 с лишним человек, представших перед судом по аналогичной статье за последние годы, за небольшим исключением суд выносил мягкие приговоры. Никому не дали больше пяти лет! За что артисту впаяли восемь? Это наша с вами огромная потеря, уже не говоря о том, что он не перенесет восемь лет зоны. У него больное сердце. Зачем нужно губить великого артиста?!

Почему прислушались к толпе, которая бушевала у стен суда, которая показала, что основной страстью в России остается зависть!

Толпа стояла и скандировала: «Виновен!» Ну что это за суд? Нас пытаются лишить тех работ, которые он еще не сделал. Я прошу вас об этом помнить и поддержать сердцем Михаила Олеговича…
Судя по выкрикам из зала, смоляне не разделили точку зрения кинематографиста, а заодно и обиделись на Андрея Сергеевича: «Мы не согласны! Мы не толпа! Виновен! Наконец-то справедливость восторжествовала!»

Кое-кто даже потянулся к выходу. А жаль, что Смирнову не удалось задеть сердечные струны зрителя, остро реагирующего на несправедливость. Но, увы, отнюдь не на ту, о которой говорил режиссер.

Жаль, жаль, тысячу раз жаль! «Француз» дает возможность увидеть страшный советский XX век глазами приехавшего на стажировку в МГУ парижанина. Картина говорит со зрителем о мучительном прошлом, раскрывая уникальную панораму ушедшей без остатка фантасмагорической реальности, но почему-то зримо ощутимой и узнаваемой до сих пор…


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Сотрудница полиции в это время хотела забрать у неадекватной...
сегодня, 14:35
37 минут назад
5 смоленских компаний побывали с бизнес-миссией в Калинингра...
сегодня, 14:28
Оперштаб обновил сводку по эпидситуации в регионе.

Опрос

Покупаете ли вы бытовую технику китайского производства?


   Ответили: 334