"Смоленский ковчег" показал страстную историю дремучей любви

Культура

Вот и уплыл в 2022 год седьмой по счету «Смоленский ковчег», щедро одаривший Гран-при спектакль Смоленского государственного, теперь уже академического драматического театра имени А. С. Грибоедова «Горе от ума». Оно и неудивительно – постановка главного режиссера смоленской драмы Виталия Барковского в комплиментах не нуждается. Ювелирно исполненная трагикомедия! Да и самому Александру Сергеевичу в этом году исполнилось бы 225 лет, а театр с его именем отметил 240-летие.
Большое счастье, что на борту «Смоленского ковчега» в самом финале нашлось место Российскому государственному академическому театру  драмы им. Федора Волкова (Ярославль).  
Смоляне увидели шокирующий моноспектакль Елизаветы Бондарь по пьесе Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» (18+).

Постановка агрессивно, грубо и смело в лице простого плотника Сани рассказывает зрителям историю любви, тотального одиночества и коммуникативных проблем, которые свойственны не только образованным слоям общества.

В 2018 году «Пилорама плюс» вошла в long list Национальной театральной премии «Золотая маска».

Сыгравший в моноспектакле актер Виталий Даушев отмечен в номинации фестиваля «Смоленский ковчег» за «Лучшую мужскую роль первого плана».

                                   В аду одиночества

…Зал театра медленно заполняют зрители. Занавес отброшен, бесстыдно обнажая скупые декорации. Грязная мастерская пилорамы. По периметру – деревообрабатывающие станки, верстаки, циркулярная пила. На каждом инструменте – настольная лампа. Старая батарея. Мутное зеркало, в котором ни черта не видать. Рукомойник советских времен. Вздыбленная плита растрескавшегося паркета, поставленная на «попа».

До начала спектакля пять или шесть минут. За сценой звучит приглушенный шум эфира. Едва различимые, но при всем этом назойливые, въедливые голоса дикторов год за годом констатируют реалии ушедших эпох.

Моделирующий пространственно-временные рамки эфирный шум нарастает.

90-е.

Отсчет закончен.

Гаснет свет.  

Скрип двери. Не различимый в кромешной тьме, по ступенькам, ведущим в зал, кубарем катится человек. Заплетающимся языком бормочет проклятия. Рефреном звучит фраза: «Ты мастер хороший, Санек!» 

Человек карабкается на сцену. На разбитом лице запеклась кровь. Тельняшка до пояса в бурых пятнах.

Человек, находясь в галлюцинаторном бреду, начинает рассказ о выжегшей его душу выморочной, безнадежной любви к виолончелистке.

Его зовут Саня Рындин (Виталий Даушев).

Он хороший мастер, этот Санек…

                      Записки сумасшедшего, или Санек и пустота  

Действующие лица моноспектакля:

САНЯ, 30 лет.

КАТЯ, 30 лет.

БОРЯ, муж Кати, 40 лет.

ПИЛА ЦИРКУЛЯРНАЯ. 

МИХАЛЫЧ, токарный станок советского производства.

РЕЙСМУС, крупногабаритный станок для грубой обработки древесины.
ФРЕЗЕР, импортный станок для фигурный резьбы с электронным управлением.

ТОЧИЛО, простейший станок для заточки инструмента.

СТОРОЖ.
ПРОДАВЩИЦА.
КУКЛА.

Герой Волковского академического театра драмы выводит на сцену нового, совершенно непривычного зрителю героя – парня-работягу в натянутой на шальные, страдальческие глаза шапчонке. Бывшего десантника, выжившего на войне и так и не сумевшего вписаться в убежавшую далеко вперед мирную жизнь. Теперь его жизненное пространство – очерченный станками прямоугольник пилорамы. Он пьет горькую и матерится, отжимаясь на кулаках. Он словно грубо вырублен из тяжеленного куска древесины. Такой же цельный, несгибаемый, крепкий…

С трещиной в сердцевине.

Трещина – первобытная, неутоленная страсть, шаг за шагом ведущая героя к безумно развязке.

Герой жесткой, запредельно физиологической пьесы Натальи Милантьевой с изъяном. Как, впрочем, и сама пьеса, прошитая трассерами мата.

Он слышащий голоса, надежно спрятавшийся от чужих, не понимающих сердечной боли глаз в вымышленном им мирке пилорамы. Жизнь, с которой у Сани разорвана коммуникация, – спряталась за облупленной стеной из паркета. Жизнь, визуализированная на экране воспоминаниями из прошлого и реалиями настоящего, всполохами взрывов и автоматной стрельбой войны – единственном напоминании о Чеченской бойне. Жизнь намертво приплюсована к пилораме, а за ней – свет в конце туннеля. Несбыточная мечта, галлюцинация воспаленного мозга. Утонченная виолончелистка Катя, измученная, как и Санек, неустроенностью и личным горем. Изнасилованная жизнью и филармонической нищетой уже немолодая женщина с больным ребенком на руках – карой за былые грехи. Санькова муза похмелья исполняет музыку, которая больше не звучит в ее душе.

Работяга влюбился в женщину не своего круга. Загнал себя в ловушку, из которой выхода нет. Лоснящаяся продавщица сыров, положившая глаз на загнанного пилорамой мужика (Санек, он мастер хороший!), вызывает у него рвотный позыв.   

«А какие запястья тонкие. Первое, на что я смотрю всегда. Музыканты…каста неприкасаемых... Они только своих признают, все эти… творческие».

Из-за паркетной стены доносится враждебный гул жизни, который Санек (а он мастер хороший, недаром его просят выточить на станке куклу для маленькой девочки) отметает как нечто лишнее, сбивающее с цели.

На сцене - настоящий, невыдуманный человек. Мучается, воюет с призраками, плачет и матерится. Мечется по сцене, горит синим пламенем.

Таких не берут в главные герои, их сторонятся. Чересчур примитивен и прост Санек! От него несет застарелым перегаром и потом, но он чистый внутри, хоть и покрыт заскорузлой коростой нецензурщины. Санек и кукле, предназначенной для чужого ребенка, любовно придает Катины черты. Пронзительно и его желание помочь Кате, заработать деньги для лечения дочки.

Такой герой не каждому нужен. Уставшие от натурализма зрители пробираются к выходу. Оно и к лучшему – зал покидают возмущенные «театральные бабушки».

«Пилорама плюс» в постановке Елизаветы Бондарь вопит не о любви. Она тихо плачет о человеческом одиночестве. Об уходе в призрачное виртуальное пространство социальных сетей, где в равнодушном многоголосии безвозвратно теряются отчаянные ночные письма Санька, пропитанные любовью к Кате.

Одиночество, вбитое в прямоугольник мастерской, – ловушка для хорошего мастера.                            

Письмо 3-е.
«Почему ты молчишь? Я попросил прощения, ты же вылила на меня таз с помоями.
Моя душа щедрая, я отдам втройне, все повторяется по десятому кругу, но по-другому не получается, пока не научишься уважать меня…
И еще хочу сказать, я на твое пожелание, чтобы мне на душе было тяжело, говорю тебе - ты будешь всегда бежать от меня, но никогда не убежишь, и это будет всегда с тобой, это будет всегда с тобой по жизни, пока я не отпущу тебя, а ты не простишь меня, получается целый ребус, который нельзя воспринимать буквально».

Непрерывный диалог с вымышленными друзьями, персонифицированными… да-да, в виде станков, не прекращается. Точило, Михалыч, Рейсмус, Фрезер – единственные, кто по-настоящему близок Саньку. Железные собеседники. Его коллектив и семья, критически относящаяся к намерению влюбленного плотника добиться любви любой ценой.

«Саня сидит в столярке на табурете, перед ним на верстаке бутылка водки и закуска:

Заткнитесь, собаки! Я вас не спрашиваю, что мне делать! У меня все будет, потому что я сам все решаю, у меня есть цель, у меня есть любовь, а любовь может все, любовь расставит все по своим местам! Потому что я люблю, и я докажу!»

Доказал.

Финал постановки Елизаветы Бондарь остается открытым. Мы не узнаем, ЧТО Санек зарыл под горой опилок. Убитую возлюбленную или надежду на счастье?..

Пронзительная история. Купринский «Гранатовый браслет» XXI века, стружечной слезой неловко вылезший из-под рубанка.

Смотреть на culture.ru (портал Культурного наследия России).

P.S. «Пилорама плюс» состоялась на сцене драмтеатра в рамках программы «Большие гастроли» в Смоленске, организованной при поддержке Министерства культуры РФ.


                              Лауреаты «Смоленского ковчега» названы!

                                     Большая сцена, семь спектаклей

В номинации «За создание яркого сценического образа» отмечен
Владимир Терновых (Михасев, «Не покидай меня», Липецкий драматический театр). Татьяна Рогачева (Аманда, «Стеклянный зверинец», Мичуринский драматический театр) награждена «За исполнительское мастерство».
За «Лучший актерский ансамбль» номинирован спектакль «Вий» (Полесский драматический театр г.Пинск).   

«Лучшая женская роль второго плана»
- Наталья Демидова (Катя, «Пять вечеров», Владимирский академический областной театр драмы).

«Лучшая мужская роль первого плана» - Сергей Бирульчик (Хома, «Вий», Полесский драматический театр г. Пинск).

Лауреат номинации «Браво! Браво! Браво!» - Белорусский государственный академический музыкальный театр.

          Закрытый просмотр видео - постановок членами жюри, шесть спектаклей

Номинация «За оригинальное воплощение классики» -
спектакль «Бунин. Темные аллеи» (Молодежный драматический театр, Тольятти).

«Лучший театральный проект по социальной проблеме»
спектакль «УРОД» (Гомельский городской молодежный театр).

«За успешный фестивальный дебют» - спектакль «Ревизор» (студия эстрадного молодежного театра СГИИ).

«За лучшее прочтение зарубежной классики» - спектакль «Антигона»
(Арзамасский театр драмы).

«Лучшая мужская роль второго плана» - Роман Горбачев (Мефистофель,
«Фауст», Рязанский государственного ордена «Знак Почета» областной театр драмы).

«Лучшая сценография» - спектакль «Очень простая история» (Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гродненский областной драматический театр»).

«За исполнительское мастерство» - Галина Анчишкина (Шефлер, «УРОД»,
Гомельский городской молодежный театр).

«Лучшая режиссура и исполнительское мастерство» - спектакль «Фауст»,
Рязанский государственный ордена «Знак Почета» областной театр драмы. 


Показ спектаклей на официальной странице театра в социальной сети ВКонтакте, шесть спектаклей

Номинация «За гуманизм и гражданскую ответственность» - спектакль «За морем» (Театр Альбатрос, Швеция).

«За проникновенное исполнение роли» - Анастасия Карпинская (Груше Вахнадзе, «Кавказский меловой круг», Театр «Самарская площадь»).

«За лучшее музыкально-пластическое решение спектакля» - «Сны Родиона Романовича», Смоленский Камерный театр.

Приз продюсера фестиваля
«ПРИЗНАНИЕ» - спектакль «Три сестры…» (Театр «День смерти Моцарта», Польша).

Специальный приз
«Мастер!» получил Заслуженный артист России Анатолий Иванов (Василий Иванович Базаров, «Базаров», Великолукский драматический театр).

«Лучший спектакль малой формы» - спектакль «Волколак» (Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа).

«За оригинальное режиссерское решение и блестящее актерское воплощение» - спектакль «Базаров» (Великолукский драматический театр).

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
Полная антисанитария и отсутствие сертификатов не мешали дел...
36 минут назад
Безопасность – один из ключевых приоритетов деятельности Госкорпорации...
46 минут назад
Услугами переводов самому себе в разные банки через СБП уже ...
сегодня, 15:31
С 28 апреля начнется обслуживание сезонных пригородных межму...
Новости партнеров